ENG
 
Перемены

Школа и детский сад «МИР» в Доброграде: новый шаг в организации образовательных пространств в регионах

01 Марта 2021
1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7
1 / 7

Увеличить

Осенью 2020 года в Доброграде началось строительство современного образовательного комплекса «МИР», состоящего из детского сада и школы. За архитектуру проекта отвечает компания ИМАГО во главе с Сергеем Остроухом, за дизайн интерьеров — Надежда Федотова.

Это первый в городе образовательный комплекс, который должен задать высокую планку всем будущим учебным учреждениям Доброграда. По мнению команды проекта, регионы готовы к новым подходам в проектировании образовательных пространств — с учетом не только государственных норм и требований, но и международных трендов.

«Мы ориентируемся на лучшие современные практики как в педагогическом, так и в архитектурном плане, — говорит руководитель проекта „МИР“ Наталья Бондаренко, — и стараемся органично внедрять их в философию и культуру нашего образовательного комплекса».

Школа и детский сад — второе место после дома, где современные дети проводят большую часть своего времени. Грамотно организованная образовательная среда становится «третьим учителем» после семьи и педагога, самостоятельно выступая в качестве независимого источника открытий и опыта.

Современная концепция образования все больше стремится к комплексному обучению, где отдельные предметы являются лишь инструментами для междисциплинарной проектной деятельности. Школа больше не может быть просто помещением, где учитель в течение 45 минут «дает материал» по строго заданной теме. Она становится местом для творчества педагогов и детей, поэтому должна быть живой, динамичной, оставлять пространство для реализации идей.

Новый формат требует принципиально иной организации учебных аудиторий. Архитектура комплекса «МИР» максимально отвечает идее индивидуального подхода к каждому ребенку, поэтому выполнена по нетиповому проекту, главное в котором — комфорт детей и качество процесса обучения.

Здесь отказались от стандартного набора учебных помещений, соединенных коридорами, и создали пространство, где каждая из зон может служить для игр, учебы и отдыха. Вместо традиционных классов со стационарно установленными партами — гибкие многофункциональные аудитории, подходящие как для совместных лекций, так и для индивидуальной деятельности, а также параллельной работы нескольких групп и нескольких педагогов. Вместо длинных коридоров, занимающих в традиционной школе до четверти площади всего здания — зоны для отдыха и активных игр, библиотека и информационный центр. Повсюду открытые и безопасные пространства без темных непросматриваемых углов.

«Дети проводят в школе от 5 до 10 часов. Мы подумали, раз „школа — это второй дом“, то ее нужно сделать максимально уютной, так, чтобы здесь было хорошо, были места для отдыха и игр», — говорит дизайнер интерьеров Надежда Федотова. Поэтому, кроме тщательно продуманных классов и лабораторий, в школе большое внимание уделено местам для общения, совместной работы над проектами, отдыха.

Команда воспользовалась концепцией Дэвида Торнбурга, которая подразумевает наличие различных зон для различных типов работы, построенных с использованием архетипов. «Костер» — пространство, где можно собраться в кружок и послушать что-то интересное, например, уютные уголки в кабинетах младших классов с ковром и подушками. «Водопой» — место, где обмениваются информацией. «Пещера» — уголок, где можно побыть одному и спокойно поразмышлять, например, уютные ниши в рекреационных зонах. «Жизнь» — пространство, где полученные знания можно применить на практике, как, например, информационный центр или лаборатория.

Классы оформлены в предельно сдержанном дизайне с одной яркой акцентной стеной — у каждой аудитории свой цвет. Остальные стены оборудованы маркерно-магнитными досками. Из обстановки — легкая мобильная мебель, которую можно двигать и группировать в зависимости от потребностей образовательного процесса. Но при всей внешней сдержанности школа выглядит ярко, наполнена жизнью — за это отвечают большие окна с живописными видами на рекреационные зоны.

Детский сад и школа находятся в самостоятельных зданиях, разделенных аллеей, но представляют собой ансамбль, объединенный общей архитектурой и атмосферой пространств. Садик расположен рядом с крылом школы, где учатся начальные классы, а аудитории для детей постарше находятся в другом крыле.

В самой планировке комплекса заложена идея «перетекания», «растущего знания». Так в архитектурном решении находит отражение концепция непрерывного образования, которая обещает сделать переход ребенка из детского сада в школу комфортным и легким этапом взросления.

Здание детского сада, рассчитанное на четыре группы, также выполнено с упором на многофункциональность ради комфорта детей. В проектировании этих помещений архитекторы и дизайнер опирались на принципы реджио-педагогики, которая ставит во главу угла свободу выбора и открытость. Вместо привычного деления на спальни и игровые — современные пространства, каждое из которых может использоваться для игр и сна (для этого здесь предусмотрены раздвижные каскадные кроватки). Сама структура помещений позволяет много двигаться и бегать, а на полу даже нанесена разметка, как на беговых дорожках.

Актовый зал детского сада объединен со спортивным: в дни утренников здесь закрываются шторы, выкатывается сцена, ставятся стулья — и все готово к торжественным мероприятиям. В самом сердце здания — «кружковые» пространства, куда воспитанники сада будут ходить на занятия по рисованию, лепке и другим направлениям. Эти же помещения будут использоваться и для дополнительного образования: дети с родителями смогут приходить сюда на совместные занятия, например, по керамике. Для этого в «кружковые» зоны предусмотрен отдельный вход с улицы. По этому же принципу выполнен и спортивный зал в здании школы.

Основная часть территории комплекса отведена под спортивные и детские площадки, зеленые зоны. Школьный двор представляет собой еще одну систему образовательных пространств — ученики будут здесь не только отдыхать и заниматься спортом, но и обучаться. Здоровье детей — один из важнейших приоритетов школы, поэтому проектом предусмотрен большой выбор активностей на свежем воздухе.

В сравнении с общей территорией, здания школы и детского сада занимают небольшую площадь — 4600 кв. м. С одной стороны, это связано с камерностью заведения: сад рассчитан на 100 детей (4 группы по 25 человек), а школа — на 275 (11 классов по 25 человек). С другой — компактные размеры строений объясняются тем, что проект с самого начала задуман как самоокупаемый, а потому должен быть экономически эффективным.

«Нам дали огромную территорию, было где развернуться, но мы пошли по пути экономической обоснованности каждого квадратного метра площади. Такое ограничение сыграло только на руку — мы активнее задействовали инновационные подходы и многофункциональные пространства», — рассказывает архитектор проекта Сергей Остроух.

Внешний облик всего образовательного комплекса полностью соответствует архитектурному коду Доброграда и являются органичной частью его инфраструктуры. Школа и садик проектировались в концепции, где они представляют собой образовательных хаб, центр системы, а образовательным пространством является весь город, в котором каждый год появляется что-то новое.

«У нас получился замечательный архитектурный продукт, — говорит Сергей Остроух, — в котором новые решения отлично взаимодействуют с экономической целесообразностью, что совпадает с философией Доброграда, где сочетание „цена-качество“ всегда очень сбалансировано».


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.