Садик «без барьеров» и без лишних затрат
В Северном Тушине открылся детский сад нового поколения, полностью приспособленный для маломобильных групп граждан. О том, как обеспечить комфортную среду для всестороннего развития всех категорий детей, рассказала главный архитектор проекта и гендиректор мастерской ППФ «Проект-реализация» Ольга Бумагина.
Проект трехэтажного здания ДОУ на 250 воспитанников (ул.Свободы, вл. 63) разрабатывался в условиях плотной городской застройки, ограниченной с северо-запада — улицей Фомичевой, с Запада — улицей Героев Панфиловцев, с Востока — улицей Свободы, с юга — Химкинским бульваром с территорией природного комплекса. Размер земельного участка составляет 0,65 га, т.е. 26 кв.м на одного ребенка. Сегодня детский сад полностью функционирует, дети осваиваются в новых помещениях, которые для них спроектировали ППФ «Проект-реализация» по заказу КП «Управление гражданского строительства».
Ольга Бумагина: «Я отлично помню, как меньше двух лет назад на этом месте был узкий, неправильной формы пустырь, зажатый между старыми домами Северного Тушина и новой застройкой на месте снесенных пятиэтажек, и как заместитель председателя Москомархитектуры брал с меня честное слово перед выдачей ГПЗУ, что я смогу на этом участке посадить здание и игровые площадки и пройти с ним Мосгосэкспертизу, как в одном и том же объеме городу стало жизненно необходимо разместить не 190 детей, а уже 250, без увеличения его площади и сметной стоимости.
И все же это был счастливый проект — потому что наш заказчик поддерживал нас и защищал, ему понравились наши фасады и они остались практически такими же, какими я их нарисовала на одном дыхании цветными карандашами моего младшего сына, и Архитектурный совет, и главный архитектор города их согласовали без замечаний, и Директор центра образования, дошкольным отделением которого стал этот сад, поддержала проект фасадов и интерьеров, назвав его „Конфетти“».
В наружной отделке применяются «вентилируемые» фасады, облицованные красочными фиброцементными плитами, для цоколя использовались плиты керамогранита. Колористическое решение фасадов выполнено с учетом окружающей существующей и проектируемой застройки, преимущественно в розово-бордовых и светло-бежевых тонах.
В ходе строительства детского сада были применены современные разработки в сфере создания образовательной и развивающей среды для детей: в группах установлены трансформируемые перегородки, разделяющие помещения спальни и игровые зоны, предусмотрена комплектация мобильной мебелью, интерактивным и мультимедийным оборудованием. Но самое главное — детский садик полностью приспособлен для маломобильных категорий граждан, и как оказалось, для этого не нужны лишние затраты, только разумная планировка.
Ольга Бумагина: "В 2009 году Москомархитектура объявила конкурс на проектирование типового сада для совместного обучения здоровых детей и детей-инвалидов, их должно было быть порядка 40%. Мы его выиграли. Спроектировали типологическую схему, которая позволяет находится в здании всем людям, независимо от их физического состояния. Оказалось, что на приспособления для маломобильных категорий граждан не нужны какие-то дополнительные затраты, за исключением установки поручней.
Тогда этот проект не построили, но в дальнейшем мы стали использовать эту типологическую схему в других наших проектах. Ее суть проста — надо делать вход с "нуля" (от отметки планировки здания до нуля 0.15 мм), наклон пандуса менее 5% дает возможность инвалидам без проблем подниматься. Двери широкие, из прозрачного триплекса. Поскольку рядом с главным входом всегда находится комната охраны, то охранник увидит, кто подходит, и поможет в случае чего подняться".
В центральной части здания расположен холл. На первом этаже находятся: вестибюль-холл, комната охраны, гардероб для посетителей, пищеблок, размещенный в изолированном отсеке, связанном через раздаточную с помещением грузового лифта и с загрузочной из хозяйственной зоны двора; медицинский отсек, хозяйственно-бытовой блок, и универсальный санузел.
Ольга Бумагина:"Я против того, чтобы делать отдельные туалеты для инвалидов, поэтому в нашем случае они универсальные — помещения просторные, в каждом отсеке есть поручни, а также пеленальные столики, чтобы было комфортно всем. Лифты тоже самые обычные, рассчитаны на 13 человек. Воспитатели могут с их помощью забрать всю группу дошколят за раз. От холлов на каждом этаже ведут широкие коридоры, сами холлы используются как дополнительные образовательные пространства — там повесили тактильные доски для развития мелкой моторики, дети даже нарисовали целый город с правилами дорожного движения. Планировка очень простая, в здании легко ориентироваться«.
На втором этаже расположены в том числе специализированные помещения: зал для музыкальных занятий и детских утренников, универсальные кружковые помещения с кабинетом преподавателя. На третьем этаже находятся спортзал, административный блок, комната для персонала, а также кладовая уборочного инвентаря.
По словам Ольги Бумагиной, основная проблема детских садов старого типа — дефицит какого-либо пространства: узкие лестницы и темные коридоры, маленькие классы. «Мы постарались сделать компактную планировку, но без ощущения замкнутого пространства. В планировке большие окна 2,40×2,40 м, плюс мы объединили спальню вместе с группой с помощью раздвижной перегородки, которая убирается при необходимости. В результате получилось огромное светлое помещение, а санитарные нормативы по площади ребенка не изменились», — добавила архитектор. Детям-инвалидам, без сомнения, будет комфортно учиться в новой планировке: «Мы даем им возможность расти вместе со всеми, участвовать в общей жизни со сверстниками. Такие обыденные вещи могут определить судьбу ребенка».
- Темы:
- социальные объекты |
- детские сады |
- школы