Бульвар – с Новый Арбат. Проект «ЗИЛ» на форуме «Культура. Взгляд в будущее»
![](/image/news/b_e8839e2b9e943523082d712dc186629e.jpg)
Крупнейший проект реконструкции столичной промзоны — бывшего автозавода "ЗИЛ"— был представлен на форуме «Культура. Взгляд в будущее». Насыщение территории полуострова культурной и общественной функцией в скором будущем позволит сделать ее полноценной частью центра города.
Полуостров ЗИЛ — около 400 га — долгое время был важнейшим звеном в каркасе столичных промзон, сосредотачивавших в себе львиную долю мест приложения труда. С угасанием производства у этой территории появляется новая градостроительная задача: она должна сформировать альтернативный городской центр и снова «оттянуть» на себя избыточное население в пределах Садового кольца, только уже за счет развитых культурной и общественной функций.
Сейчас эта территория с богатым индустриальным прошлым имеет скорее нестоличный, маргинальный облик, хотя на самом деле ЗИЛ — далеко не промышленная окраина, а даже наоборот: это почти рядом с центром, всего в 10 минутах езды от Кремля. В проекте конверсии ЗИЛа поставлена задача не просто вернуть полуостров в полноценное городское использование, но сделать его по-настоящему частью городского центра.
Тяготение к центру, как подчеркивает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выступает сегодня драйвером развития территорий. В то же время «растягивание» исторического центра в сторону ЗИЛа — шаг на пути к развитию полицентричной модели столицы, с более равномерной нагрузкой на инфраструктуру города. Что притягивает жителей именно в центр? Не только места приложения труда; по словам Сергея Кузнецова, это также и насыщение территории культурной функцией, которая тяготеет к центру, и особая, индивидуализированная застройка, над которой работает много архитекторов.
На территории, которая более полувека была центром автомобилестроения, есть все возможности сформировать такую многофункциональную и разнообразную среду. По словам Юрия Григоряна (руководимое им бюро «Проект Меганом» проектирует эту территорию) у ЗИЛа есть сразу несколько аспектов, которые позволят развивать его как городской очаг культуры. Во-первых, это наследие индустриальной эпохи, которое формирует устойчивый образ района. В проекте планировки территории сохранена планировочная структура «заводского времени», с центральным бульваром, на который выходят сохраняемые фасады старых цехов.
Во-вторых, это появление новых культурных институций общегородского значения. Центральный бульвар ЗИЛа длиной с Новый Арбат становится главной планировочной и смысловой осью вновь формируемого района. Здесь появляется высокоплотная жилая и общественная застройка, с рядом новых культурных учреждений. Управляющий директор компании-застройщика «ЛСР» Иван Романов, рассказал, что в планах — построить здесь, как минимум, две точки притяжения мирового масштаба — интерактивный Музей Науки и концертный зал-трансформер на 1800-3000 зрителей; а также несколько универмагов и пять сценических площадок.
Вся улица будет пешеходной, с ограниченным движением общественного транспорта и высадкой пассажиров к новым точкам культуры. Причем эта новая улица будет не просто насыщена событиями, но и построена разными архитекторами. Т.е. здесь появляется разнообразная, современная и примечательная застройка, к которой, как подчеркивает Юрий Григорян, будут обязательно привлекаться новые архитекторы, проводиться архитектурные конкурсы. Так, международный конкурс скорей всего будет проведен на здание концертного зала.
Идентичность нового района сформирует и современный парк с перетекающей в него набережной. Сергей Кузнецов уже неоднократно подчеркивал, что по своему формату эта набережная будет ориентироваться на современные зарубежные проекты, вроде нью-йоркского Waterfront, который представляет собой линейный парк вдоль воды, с вереницей общественных пространств.
Пешеходная набережная задает тон и всему району. Рельсовый и общественный транспорт — по приоритету на второй ступени, комментирует проект Сергей Кузнецов, личный — на третьем. Помимо станции метро «Технопарк» и новой станции МКЖД, в планах развития полуострова — создание трамвайной ветки: по словам главного архитектора, это буде петля системно работающего транспорта внутри территории, который собирает и подвозит людей на два крупных ТПУ. «Плюс здесь предусмотрено немалое количество новых транспортных коридоров: кроме соединения с Симоновской набережной, выход на проспект Андропова, на планируемую магистраль Печатники-Братеево, с выходом на Волгоградский проспект, есть выход на Варшавское шоссе, плюс пешеходный мост к станции метро „Нагатино“», — отметил Сергей Кузнецов.
Он также подчеркнул, что проект развития территории «ЗИЛа» особенный не только тем, что он крупнейший, но и тем, что развивается последовательно: «Те принципы, которые были заложены на этапе проекта планировки, сейчас воплощаются при развитии дальнейших фаз этой работы», — отметил Кузнецов.
- Темы:
- ЗИЛ |
- набережные