ENG
 
Перемены

Бульвар – с Новый Арбат. Проект «ЗИЛ» на форуме «Культура. Взгляд в будущее»

21 Октября 2014

Крупнейший проект реконструкции столичной промзоны — бывшего автозавода "ЗИЛ"— был представлен на форуме «Культура. Взгляд в будущее». Насыщение территории полуострова культурной и общественной функцией в скором будущем позволит сделать ее полноценной частью центра города.

Вид на центральный бульвар и Концертный зал

Полуостров ЗИЛ — около 400 га — долгое время был важнейшим звеном в каркасе столичных промзон, сосредотачивавших в себе львиную долю мест приложения труда. С угасанием производства у этой территории появляется новая градостроительная задача: она должна сформировать альтернативный городской центр и снова «оттянуть» на себя избыточное население в пределах Садового кольца, только уже за счет развитых культурной и общественной функций.

Сейчас эта территория с богатым индустриальным прошлым имеет скорее нестоличный, маргинальный облик, хотя на самом деле ЗИЛ — далеко не промышленная окраина, а даже наоборот: это почти рядом с центром, всего в 10 минутах езды от Кремля. В проекте конверсии ЗИЛа поставлена задача не просто вернуть полуостров в полноценное городское использование, но сделать его по-настоящему частью городского центра.

Схама транспортных ориентиров

Тяготение к центру, как подчеркивает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выступает сегодня драйвером развития территорий. В то же время «растягивание» исторического центра в сторону ЗИЛа — шаг на пути к развитию полицентричной модели столицы, с более равномерной нагрузкой на инфраструктуру города. Что притягивает жителей именно в центр? Не только места приложения труда; по словам Сергея Кузнецова, это также и насыщение территории культурной функцией, которая тяготеет к центру, и особая, индивидуализированная застройка, над которой работает много архитекторов.

Вид на жилой квартал

На территории, которая более полувека была центром автомобилестроения, есть все возможности сформировать такую многофункциональную и разнообразную среду. По словам Юрия Григоряна (руководимое им бюро «Проект Меганом» проектирует эту территорию) у ЗИЛа есть сразу несколько аспектов, которые позволят развивать его как городской очаг культуры. Во-первых, это наследие индустриальной эпохи, которое формирует устойчивый образ района. В проекте планировки территории сохранена планировочная структура «заводского времени», с центральным бульваром, на который выходят сохраняемые фасады старых цехов.

Вид на центральный бульвар

Во-вторых, это появление новых культурных институций общегородского значения. Центральный бульвар ЗИЛа длиной с Новый Арбат становится главной планировочной и смысловой осью вновь формируемого района. Здесь появляется высокоплотная жилая и общественная застройка, с рядом новых культурных учреждений. Управляющий директор компании-застройщика «ЛСР» Иван Романов, рассказал, что в планах — построить здесь, как минимум, две точки притяжения мирового масштаба — интерактивный Музей Науки и концертный зал-трансформер на 1800-3000 зрителей; а также несколько универмагов и пять сценических площадок.

Вся улица будет пешеходной, с ограниченным движением общественного транспорта и высадкой пассажиров к новым точкам культуры. Причем эта новая улица будет не просто насыщена событиями, но и построена разными архитекторами. Т.е. здесь появляется разнообразная, современная и примечательная застройка, к которой, как подчеркивает Юрий Григорян, будут обязательно привлекаться новые архитекторы, проводиться архитектурные конкурсы. Так, международный конкурс скорей всего будет проведен на здание концертного зала.

Парковая зона (возможное стилистическое решение)

Идентичность нового района сформирует и современный парк с перетекающей в него набережной. Сергей Кузнецов уже неоднократно подчеркивал, что по своему формату эта набережная будет ориентироваться на современные зарубежные проекты, вроде нью-йоркского Waterfront, который представляет собой линейный парк вдоль воды, с вереницей общественных пространств.

 Набережная

Пешеходная набережная задает тон и всему району. Рельсовый и общественный транспорт — по приоритету на второй ступени, комментирует проект Сергей Кузнецов, личный — на третьем. Помимо станции метро «Технопарк» и новой станции МКЖД, в планах развития полуострова — создание трамвайной ветки: по словам главного архитектора, это буде петля системно работающего транспорта внутри территории, который собирает и подвозит людей на два крупных ТПУ. «Плюс здесь предусмотрено немалое количество новых транспортных коридоров: кроме соединения с Симоновской набережной, выход на проспект Андропова, на планируемую магистраль Печатники-Братеево, с выходом на Волгоградский проспект, есть выход на Варшавское шоссе, плюс пешеходный мост к станции метро „Нагатино“», — отметил Сергей Кузнецов.

Вид на центральный бульвар

Он также подчеркнул, что проект развития территории «ЗИЛа» особенный не только тем, что он крупнейший, но и тем, что развивается последовательно: «Те принципы, которые были заложены на этапе проекта планировки, сейчас воплощаются при развитии дальнейших фаз этой работы», — отметил Кузнецов.


Изображения: Группа ЛСР


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.