ENG
 
Перемены

Москва уделит внимание архитектуре технических объектов

16 Февраля 2016

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил о том, что гаражи, складские комплексы, подстанции скорой помощи, следственные изоляторы и прочие объекты вспомогательной инфраструктуры будут строиться по качественным архитектурным проектам. Портал «Архсовет Москвы» выбрал наиболее интересные из них и взял комментарий у архитекторов.

Утилитарных построек в современном городе огромное количество: это многочисленные объекты дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры, склады, подстанции скорой помощи, котельные и много всего остального. Все они, как правило, имеют малопривлекательный внешний облик, что, безусловно, маргинализует и среду вокруг них. Это происходит не только из принципов экономии, но и негласного «правила» рассматривать их где-то за рамками архитектурной задачи. Почти всегда функция замещает архитектуру, хотя из истории мы знаем ряд примеров, когда они превосходно дополняют друг друга.

Гараж Госплана по адресу Авиамоторная улица, 61. Арх. К. Мельников, В. Курочкин. Фото: Денис Есаков

Сергей Кузнецов: «Повышение качества архитектурного проектирования – как одна из стратегических задач, поставленная перед нашей командой мэром Сергеем Собяниным – постепенно охватывает все новые области,распространяясь на массовое жилье, социальную инфраструктуру – школы и поликлиники, станции метро,  элементы благоустройства, а теперь и, скажем так, утилитарные сооружения. Как правило, они рассматриваются за рамками архитектурной задачи. Тем не менее, они являются частью городской среды, поэтому на этапе выдачи свидетельств АГР Комитет будет внимательно отслеживать качество таких проектов».

Гараж «Интуриста» по адресу улица Сущёвский Вал, 33. Арх. К. Мельников, В. Курочкин

На заре автомобилизации и развития в столице общественного транспорта Константином Мельниковым были созданы проекты гаражей, которые вошли в число лучших произведений архитектуры 20 века. Бахметьевский гараж — часть комплекса автобусного парка — был спроектирован Мельниковым в соавторстве с инженером Владимиром Шуховым. Внутреннее пространство (без труда адаптированное под выставочную функцию ЦСИ «Гараж» в 2008 г.) сделано им как единый крытый манеж, разделенный на три нефа тонкими металлическими колонками. Здесь архитектор впервые применил разработанную им схему пилообразной парковки машин. В проектах гаражей «Интуриста» и Госплана (совместно с архитектором В. Курочкиным) Мельников развил богатые пластические идеи в плане внешнего облика зданий, впервые появившиеся в нереализованных предложениях для Парижа.

Cтанция технического обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе, 140. Арх. Леонид Павлов

В 1960-70-е годы архитектор Леонид Павлов создает выдающиеся проекты для новой автомобильной инфраструктуры. Из немногих реализованных по этой программе объектов Павловым создана известная станция технического обслуживания автомобилей на Варшавском шоссе, 140 (1966–1977 гг.) в виде треугольной призмы, стоящей на прямоугольном стилобате со вписанной в нее спиралью внутренней рампы.

Сергей Кузнецов: «Абсолютно любое здание может быть классной архитектурой, вспомним гаражи, построенные Константином Мельниковым и вошедшие в число лучших произведений архитектуры 20 века. Архитектурная мысль в тех же бюджетах строительства может давать результаты принципиально иного качества. Мы будем идти к этому».

Гараж по адресу: 9-я Парковая ул., 60–62. Арх. Н. Лызлов и др. Фото: Денис Есаков

Гараж по адресу Каширское шоссе, вл. 61, корп.3. ООО «МДМ Строй Проект»

В начале 2000-х гг. архитектором Николаем Лызловым в районе Сиреневого бульвара был построен необычный гараж. Его объем приподнят на ножках и пространство «под» должно было по задумке автора стать проходной общественной зоной. Но почти сразу после постройки первый эта застеклили. Внешний облик гаража определила динамичная композиция торцевого фасада с остеклением, находящаяся в диалоге с соседними модернистскими зданиями.

Результатом работы Москомархитектуры за последние пару лет стал хороший средний уровень большинства подобных проектов. Цвет, пластика, фактура материалов стали применятся при проектировании наземных многоэтажных автостоянок. Благодаря нетиповому решению гараж визуально «разбивается» на более сомасштабные среде объемы, а цвет может работать в качестве навигации как, например, в проектах строящихся гаражей в Митино (Митинская ул., вл.22) или Орехово-Борисово (Северное, Каширское шоссе, вл. 61, корп.3). А в проекте автотехцентра на Косинской ул, 2А для округлых фасадов применяется необычный материал - стеклопрофилит.

Автотехцентр по адресу: Большая Косинская ул., 2А. ЗАО «Медународная проектная компания», «Архитектурная Мастерская на Смоленке»

СИЗО по адресу: Верхние Поля, 57, ЗАО ПСК «ИнвестСтройПроект»

Среди проектов, уже получивших свидетельства АГР, главный архитектор Москвы отметил новые здания следственного изолятора № 7 в Люблино (ул. Верхние Поля, 57, проектировщик ЗАО ПСК «ИнвестСтройПроект»), где различные части режимного объекта образуют единое решение с узнаваемым элементом в виде «гребенки» на фасадах корпусов.

Сергей Труханов, бюро Т+Т Architects:

Сергей Труханов

«К сожалению, в последние годы было утеряно понимание того, что нельзя делить потенциальные объекты на „достойные“ и „недостойные“ качественной архитектуры. Большинство незначительных в коммерческом плане форм делается с подходом „и так сойдет“. Вспомним гаражи и троллейбусный парк Мельникова, — до сих пор вся архитектурная общественность ценит эти объекты и считает их памятниками конструктивизма, несмотря на абсолютно утилитарный функционал. Сейчас подобным объектам не уделяют внимание потому, что они коммерчески не привлекательны. Но я уверен, что качественная среда — это не только работа с „крупной формой“. Мы сталкиваемся с этими мелкими инфраструктурными объектами гораздо чаще, чем думаем».

Арсений Леонович, бюро Panacom:

Арсений Леонович

«Сделать незаметным, закрыть забором такие технические вещи, имеющие иногда странную геометрию, я считаю все-таки неправильным. Есть такое распространенное выражение — „Любая маленькая вещь может начать звучать“. Я за то, чтобы среда делала такие вызовы. Если вокруг много пустот, как рядом с гаражом Николая Лызлова на Сиреневом бульваре (9-я Парковая ул., 60–62 — ред.), то зачем делать здание обычным, серым? Оно может стать мегаобъемом, или, например, иметь какую-нибудь подсвеченную изнутри перфорацию, растровый рисунок на тему дороги.... Это заряжает пространство вокруг. Впрочем, помимо того, чтобы сделать акцент, важны и правила игры, где это дозволительно. Знать эту канву и иметь перед собой своеобразный брендбук города, было бы полезно».

Эрик Валеев, бюро IQ:

Эрик Валеев

«Если говорить о восприятии города как целостного организма, то четкого разделения на здание, благоустройство, объект инфраструктуры не происходит. Формируется общее ощущение — дружественная, привлекательная среда или нет. Утилитарные постройки могут обладать крайне высокой степенью выразительности. Например, Нид Кан в Брисбене в Австралии разработал фасад паркинга из подвижных алюминиевых панелей, где за счет расположения на ветреном участке весь фасад превращается в динамическое панно и является отображением движения ветровых потоков. В проекте „The mountain“ Бьярке Ингельса за счет использования трех диаметров перфораций металлических панелей стены паркинга, расположенные на абсолютно плоском рельефе Копенгагена, собираются в гигантское панно горной панорамы Альпов».


Изображения: the-village, Денис Есаков, РБК. На главной илл. Гараж по адресу: Митинская ул., вл. 22 ЦНИИ проектирования жилых и промышленных зданий


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.