ENG
 
Открытый город 2019 — внутренние
Перемены

Подземные артерии новой Москвы

28 Февраля 2014

Налаживание транспортных связей между старой и Новой Москвой – одна из приоритетных градостроительных задач в программе развития присоединенных территорий. Прорабатываются и внедряются новые направления общественного транспорта, проектируются дороги и связки, продляются ветки метро. Именно об освоении подземных пространств мы сегодня и поговорим.

Новые станции Новой Москвы

«Чтобы далеко не ходить»

Свежий пример реализации одной из частей программы «налаживания связей» – открытие участка Бутовской линии легкого метрополитена между станциями «Улица Старокачаловская» и «Битцевский парк», пересадочной со станцией «Новоясеневская» Калужско-Рижской линии. Бутовская линия в настоящее время сильно перегружена – и при этом обслуживает не только районы Северного и Южного Бутово, но и присоединенных территорий Новомосковского округа.

Станция метро Лесопарковая

Только факты

На новом участке длиной 4,52 км размещается две станции: «Лесопарковая» и «Битцевский парк». Продление Бутовской линии до Калужско-Рижской решит сразу несколько важных задач. 

1. Сделать метро – а значит, и центр города – более доступным для жителей периферийных районов.

К «Лесопарковой», расположенной в микрорайоне 18 Южного Чертаново, будет организован подвоз пассажиров наземными видами транспорта из прилегающих к МКАД территорий Северного Бутово (около 10 тысяч человек) и с присоединенных территорий: прежде всего, это поселки Коммунарка, Остафьево, Бачурино, Воскресенское, Рязановское. Их население – вместе с жителями кварталов «Новое Бутово», «Прима-Парк», «Кронбург» – сможет добираться в центр Москвы на общественном транспорте. Согласно расчетам, через «Лесопарковую» в сутки будет проходит до 30 тысяч пассажиров. В будущем на основе станции будет сформирован транспортно-пересадочный узел.

Станция метро Лесопарковая, павильоны

2. Повысить уровень качества обслуживания метрополитеном.

Население Северного и Южного Бутова численностью 270 тысяч человек, а также жители близлежащих населенных пунктов ТиНАО получат возможность выбора для поездок одной из двух диаметральных линий – Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской. Благодаря этому они смогут планировать более оптимальные маршруты с точки зрения количества пересадок. Кроме того,  существенно снизятся временные затраты на дорогу между Северным и Южным Бутово и районом Ясенево, в котором расположено большое количество рабочих мест.

Станция метро Лесопарковая, платформа

3. Поддержать образование и развитие новых «центров притяжения».

Это ключевая идея строительства полицентричного города. В настоящее время вблизи «Лесопарковой» работают крупные автомобильные техцентры, а в будущем здесь появится большой тематический парк развлечений «Universal Studios». Чтобы эти функции гармонично развивались, важно сделать их доступными и создать комфортные условия их использования. В данном случае – наличием станции метро снизить потенциально высокую загрузку автодорог.

Станция метро Лесопарковая, платформа

4. Повысить надежность работы, пропускную и провозную способность Бутовской линии метрополитена.

В новых тупиках за станцией «Битцевский парк» в часы пик можно будет разместить от 15 до 22 пар трехвагонных составов.

Станция метро Лесопарковая, вестибюль

5. Улучшить экологическую ситуацию в жилых районах Северное Бутово и Ясенево.

За счет снижения количества и интенсивности движения автотранспорта на улично-дорожной сети районов и южном участке Московской кольцевой автодороги.

Станция метро Битцевский парк

Только плюсы?

Ни для кого не секрет, что на фоне безусловных и очевидных преимуществ открытия новых участков метрополитена, жители бывших конечных станций (в случае Бутовской линии – «Новоясеневской») могут испытывать определенный дискомфорт. Однако парадокс состоит в том, что увеличение заполненности прибывающих на станцию вагонов не означает увеличения пассажиропотока: его объем сохраняется. При этом затруднения при попадании в вагон компенсируются улучшением ситуации при входе на станцию.

Станция метро Битцевский парк

Архитектура подземелий

Несмотря на сегодняшние бешеные темпы метростроительства, которые не снились даже «стахановцам» прошлого столетия, архитектурному облику подземных станций по-прежнему уделяется большое внимание. За этим, в частности, следит и Архсовет, который оценивает проекты на Рабочих рассмотрениях и заседаниях Регламентной комиссии.

Выражение «типовой проект», которое часто употребляют представители ОАО «Мосинжпроект» (генеральной подрядной организации), иногда толкуется неверно: на самом деле оно относится только к технологии и конструктиву и служит залогом тех самых впечатляющих скоростей строительства.

Станция метро Битцевский парк

Что касается внутреннего оформления подземной части и облика вновь возводимых наземных павильонов, то в этих вопросах тщательно оберегаются традиции уникальности, сложившиеся за почти что 80 лет существования столичной подземки.

В отличие от зачастую мрачных транспортных систем, построенных в других мировых столицах, в Москве был создан уникальный подземный ансамбль ярких запоминающихся образов и эффектных архитектурных композиций.

В декоративно-художественном оформлении станций московского метро принимали участие такие мастера своего времени, как Лансере, Дейнека, Корин, Опрышко, Фролов, Королев, Алексеев, делая высокое искусство доступным массовому зрителю.

Станция метро Битцевский парк

Оригинальное художественное панно стало отличительной особенностью и новой станции метро «Битцевский парк».

Семья художников Бубновых создали тематическую композицию общей площадью около 500 квадратных метров и затем с помощью компьютера трансформировали ее в 359 элементов мозаики из закаленного стекла.

Специалисты монтажной организации, словно при сборке пазла, отбирали необходимый рисунок и с миллиметровой точностью устанавливали каждый фрагмент на алюминиевый каркас. 

Станция метро Битцевский парк

«Битцевский парк» – на сегодняшний день единственная станция, украшенная подобным способом.

Единственной в своем роде можно смело назвать и станцию «Лесопарковая»: над ведущей на платформу лестницей сделан стеклянный купол, через который можно любоваться ночным небом.

Надпись на станции Лесопарковая, автор шрифта Артемий Лебедев

А шрифты для надписи с названием станции, сделанной на платформе, по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова разрабатывал Артемий Лебедев.

Станция метро Румянцево 

Центр «становится ближе с каждым днем»

Среди рассмотренных и одобренных Архсоветом проектов – еще 3 станции на территории  Новой Москвы, которые обещают открыть в 2014 году: «Румянцево», «Саларьево» (Сокольническая) и «Селигерская» (Люблинско-Дмитровская линия).

И опять же – у каждой станции свои особенности. «Румянцево» (проектировщик ОАО «Мосметрострой») решена в виде городской улицы: перронный зал – это пешеходная часть, а стены перегонов – фасады зданий. Потолок стилизован под деревянный навес, сквозь который – благодаря особому расположению ламп – как будто бы светит солнце.

Станция метро Румянцево

Таким образом архитекторы пытались добиться эффекта «внеподземного» пространства.

На Рабочем рассмотрении члены Архсовета порекомендовали авторам проработать вариант с матовыми колоннами, вариантами наземных павильонов, откорректировать наземные витражи, а также, возможно, сделать пандус со слабым уклоном вместо ступеньки перед входом.

Станция метро Саларьево

Попытку сымитировать небесное светило архитекторы ОАО «Мосметрострой» предприняли и в проекте станции «Саларьево», внутри которой будет установлено три V-образные опоры.

Это решение позволит максимально освободить платформу для пассажиров и определит художественный образ станции: потолок зала над платформой спроектирован в виде зенитного фонаря, заливающего станцию солнечным светом.

Станция метро Саларьево

На Рабочем рассмотрении у Главного архитектора решили принципиально согласиться с давухпролетным решением, рекомендовали поддержать тематику городского дизайна станции и, как вариант, запроектировать скамейки вокруг опор.

Саларьево – часть Новой Москвы, и помимо метро здесь уже вовсю возводят крупный транспортно-пересадочный узел. Но, чтобы открыть станцию в более короткие сроки, утвердили ее строительство отдельно от ТПУ.

Новые станции метро на севере

Тем временем на севере…

Новые «артерии» протягивают не только по направлению к недавно присоединенным землям. Будущая конечная станция Люблинско-Дмитровской линии – «Селигерская» – тоже будет соседствовать с ТПУ и иметь целых 12 выходов. Это еще один проект «Мосметростроя».

Станция метро Селигерская

 

Архитектурно станция должна напоминать убранство католического собора: своды, льющийся «из ниоткуда» свет, мраморные колонны и кирпичная кладка. А в вариантах наземных павильонов – прямые отсылы к готике.

Станция метро Селигерская

В 2015 году среди прочих будут запущены станции Замоскворецкой линии «Беломорская» и «Ховрино», которые продолжат участок от «Речного вокзала». Проекты этих станций на Рабочем рассмотрении у Главного архитектора представляли проектировщики ОАО «УРСТ».

Станция метро Беломорская

Два вестибюля «Беломорской» облицуют белым и цветным камнем и украсят панно с изображениями Соловецкого монастыря.

Станция «Ховрино»  – конечная согласно планам метро до 2020 года – на стадии проектирования называлась «Улица Дыбенко», однако по результатам заседания правительства Москвы в сентябре 2013 года стала одноименной с районом Ховрино, на территории которого расположена. Из северного вестибюля можно будет выйти к строящемуся ТПУ, а из южного – в сторону той самой улицы Дыбенко. Вестибюли будут отделаны преимущественно гранитом и обставлены скамьями с интегрированными медиа-экранами.

Станция метро Беломорская

Больше конкурсов – хороших и разных

Вполне вероятно, что совсем скоро проекты станций метрополитена будут обсуждаться в еще более широком кругу, а к их созданию привлекут молодые таланты. В конце ноября 2013 года заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин официально заявил, что на дизайнерские облики строящихся станций метро власти Москвы намерены регулярно проводить конкурсы.

Станция метро Ховрино

«Московский метрополитен – самый красивый в мире, и мы сделаем все для того, чтобы таким он и остался впредь», – добавил заммэра.

Cвои намерения Марат Хуснуллин подтвердил в ходе фестиваля «Зодчество-2013» в декабре: «Я дал поручение объявить конкурс на архитектуру строящихся станций метро, которые выходят к паркам и бульварам. К участию в нем будут приглашены молодые архитекторы», – сказал заместитель мэра. По его словам, нестандартное мышление молодых специалистов сможет привнести интересные решения в архитектуру московской подземки.

Станция метро Ховрино

В свою очередь, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов выразил свою готовность всячески поддержать эту инициативу: «Если руководство города решит сделать какие-то станции метро шедеврами, архитекторы с радостью этим займутся».

И как только конкурс все-таки объявят – читатели нашего портала узнают об этом первыми!




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.