ENG
 
Перемены

Курс на конкурс

23 Декабря 2013

В последний, фестивальный день Московского урбанистического форума прошло важное событие – организованный Архитектурным советом Москвы круглый стол «Механизмы конкурсной практики». Дискуссия, объединившая российских и международных экспертов, стала едва ли не самой яркой и острой за всю историю МУФ-2013.

Московский урбанистический форум прошел в Москве всего третий раз, но успел зарекомендовать себя как одну из самых интересных и перспективных площадок дискуссий, встреч и обмена опытом между специалистами в области урбанистики, градостроительства, архитектуры и культуры – всех, кто неравнодушен к судьбе современных городов и мегаполисов.

Московский урбанистический форум, круглый стол

В этом году впервые в рамках Форума прошел так называемый Фестивальный день – фестиваль урбанистики, мероприятия которого могли посетить все желающие, а не только зарегистрированные участники. Как раз таким открытым мероприятием стал круглый стол, посвященный конкурсам.

О том, что конкурсы – модная тема уходящего года, уже и говорить как-то немодно: это и так всем понятно. Даже люди, далекие от истории Москвы и архитектуры в принципе, успели за последние несколько месяцев выучить слово «Зарядье» и озаботились судьбой Ходынского поля. Что уж говорить о профессиональном сообществе – порядка 20 конкурсов, инициированных главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, наделали немало шума.

Московский урбанистический форум, круглый стол

Высказать свои мысли по теме, донести мнения определенных групп и обсудить их с коллегами собралось 10 экспертов.

  • Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы, председатель Архитектурного совета города Москвы;
  • Кристин Файрайз, архитектурный критик, основательница архитектурной галереи Aedes, член жюри Притцкеровской премии (Берлин);
  • Ханс Штимманн, член Архитектурного совета города Москвы;
  • Юрий Платонов, академик архитектуры, творческий и научный руководитель проектного института ГИПРОНИИ РАН, президент Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ);
  • Андрей Боков, Президент Союза Архитекторов России, член Архитектурного совета города Москвы;
  • Денис Леонтьев, руководитель КБ «Стрелка»;
  • Николай Шумаков, Президент Союза московских архитекторов, член Архитектурного совета города Москвы;
  • Юлий Борисов, учредитель и главный архитектор бюро UNK project;
  • Михаил Миндлин, директор Государственного Центра Современного Искусства;
  • модератор – Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка».

Московский урбанистический форум, круглый стол

Открыл дискуссию Сергей Кузнецов с кратким рассказом о последних конкурсных инициативах. Он выделил как минимум 8 задач, которые они призваны решить, – в том числе популяризацию архитектурной деятельности и, самое главное, повышение качества работы проектных институтов.

Московский урбанистический форум, круглый стол

«Есть и другие способы получения интересных архитектурных решений, но я считаю конкурсы одним из самых эффективных».

В этом Кузнецова всецело поддержал Юрий Платонов – участник знаменитого конкурса на проект Центра Помпиду в Париже: «Конкурс – мощное оружие для получения достойных работ». Впрочем, это утверждение, кажется, ни у кого сомнений и не вызывало. Споры разгорелись, когда тот же Платонов первым поднял вопрос о том, что для всех конкурсных процедур должны появиться некие правила и стандарты.

Московский урбанистический форум, круглый стол

Ханс Штимманн – бывший главный архитектор Берлина, который на своем веку провел немало самых разнообразных конкурсов, – вопреки мнению о приверженности всех немцев строгим правилам, высказался скорее против.

«Правила важны для организации: формулировка техзадания, формирование жюри. У нас правила есть, но они чересчур бюрократические. С моей точки зрения важен результат, а не правила».

Тему подхватил Сергей Кузнецов: «Я бы говорил не о правилах, а о режиме участия государства. Конкурс – это, в конце концов, инструмент для достижения результата, а не сам результат».

Московский урбанистический форум, круглый стол

Кристина Файрайз, в свою очередь, заметила, что результат, конечно, важен, но и процесс тоже: все участники так или иначе чему-то учатся, получают новый опыт. Это уникальный шанс для молодых архитекторов: во многих конкурсах на первый этап можно предоставлять только эскизы, а не портфолио.

«Я не архитектор, но считаю, что международные конкурсы – единственный способ возникновения и установления межкультурного диалога».

В качестве примера она привела Олимпиаду в Пекине: игры еще не начались, а все уже говорили об архитектуре. Почему же никто толком не знает, что происходит в Сочи? Где международные конкурсы и жюри?

Московский урбанистический форум, круглый стол

Инициативу ответить на этот вопрос взял на себя Андрей Боков.

«Положение архитектора в нашем мире определяет суровая правда тендеров. Инвестор никому ничего не должен. То, что происходит сейчас в Москве, – неправомочно и, грубо говоря, не совсем законно, так как противоречит действующему положению №94-ФЗ».

Конкурсы, с его точки зрения, – это другая реальность, которая, безусловно, украшает нашу историю, однако остается преимущественно на бумаге: почти ничего не реализуется или же реализуется в совершенно другом виде. Причины тому он видит для себя в отсутствии правил, грамотных техзаданий, прописанных обязательств перед участниками.

«Единственный выход – разработать закон, который бы вывел конкурсную практику из этого шизофренического состояния».

Московский урбанистический форум, круглый стол

Денис Леонтьев из КБ «Стрелка», который принимал самое непосредственное участие в организации целого ряда конкурсов, горячо возразил, что его компания одной из первых ввела сохранение авторских прав в правила конкурсов, а техзадание на Зарядье было отмечено экспертами как одно из лучших. И вообще, если конкурсная практика и незаконна, то уж точно не противозаконна.

Эти рассуждения подхватил Николай Шумаков. Он подтвердил, что в случае Зарядье техзадание было прописано очень аккуратно и эксперты работали усиленно. «А законы в России соблюдаются очень условно и неизвестно, когда будут соблюдаться. Тем не менее, правила игры нужно прописать».

Московский урбанистический форум, круглый стол

От законности вернулись к авторскому праву. Михаил Миндлин рассказал о том, что вообще-то международного конкурса они ждали почти 20 лет (ГЦСИ был создан еще в 1994 году), но когда конкурс наконец был запущен, он с самого начала настаивал на передаче авторских прав генеральному проектировщику. В противном случае, как ему кажется, это может вызвать непреодолимые сложности. На реализацию проекта обычно выделяется жестко фиксированная сумма, а автор-победитель может на нее не согласиться. Или окажется, что проект изначально выходит за рамки бюджета, не подходит нашим климатическим условиям и т. д.

«Чтобы конкурс не оставался просто конкурсом, нужно работать над этими проблемами законодательно».

В этом вопросе, впрочем, Сергей Кузнецов придерживается другой позиции и считает, что сохранение авторского права, которое прописывалась в ряде последних конкурсов,  – это единственный способ оставить победителя в проектной команде и дать ему возможность построить то, что было задумано.

Московский урбанистический форум, круглый стол

Модератор Алексей Муратов заметил, что именно благодаря таким конкурсам происходит передел рынка проектных услуг, который во времена Лужкова был достаточно монополизирован. Например, Юлий Борисов и его бюро UNK-project наконец смогли выйти на рынок.

Юлий Борисов, в свою очередь, сообщил, что они и раньше получали работу через конкурсы, но в основном в Европе. Так что конкурсы для них как для архитекторов очень важны.

«Конкурс – простой и понятный механизм получения заказа. И у нас нет времени ждать, пока утрясутся законодательные моменты – мы принимаем риски».

Московский урбанистический форум, круглый стол

И особенно интересны, когда связаны с какой-нибудь непростой задачей. В Сколково нужно было проектировать инновационно и дешево, в Москва-Сити тоже был очень жесткий бюджет, а ситуация с ГЦСИ осложнена соседством торгового центра. Но участие в решении как раз подобных задач способствует профессиональному росту.

В заключение Сергей Кузнецов напомнил собравшимся, что Москомархитекура и Архитектурный совет – исполнительная власть, а не законодательная. И выразил благодарность мэру, без личной инициативы которого, действительно, никаких бы конкурсов не случилось. Что дало повод еще раз вспомнить слова, прозвучавшие в начале дискуссии, – о правилах и режиме участия государства. 




Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.