Комплексное освоение территорий: стратегия и тактики
ИД «Коммерсант» провел очередной бизнес-бранч из серии «Развитие Москвы: взгляд с высоты», посвященный вопросам комплексного освоения территорий. В панельной дискуссии приняли участие заместитель Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, эксперты и девелоперы.
На сегодняшний день Москва практически исчерпала свои возможности для точечной застройки, и в последние годы перед городом все острее встает вопрос комплексного освоения территорий. Это значит, что строительство жилой недвижимости будет идти параллельно с созданием инфраструктурных объектов, развитием транспорта, а также созданием сбалансированного количества рабочих мест. Комплексно предполагается осваивать и «старую» Москву, и присоединенные территории. Именно такой подход позволит городу перестроиться на полицентричную модель развития.
Сейчас мегаполис по-прежнему сохраняет принципы моноцентризма: утром 1,5 млн. работающих устремляются в центр Москвы и вечером едут обратно. Власти признают, что решить проблему транспортного коллапса путем только строительства транспортных объектов невозможно.
Более того, как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, искоренить маятниковую миграцию нельзя в принципе – она присутствует даже в самых развитых и урбанизированных городах мира, например, Сингапуре, поскольку центр города практически всегда остается и центром деловой активности.
«Но если на территории есть баланс рабочих мест и проживания, – добавил Кузнецов, – то перемещение и, соответственно, использование инфраструктуры будет носить более равномерный характер».
Создавая на территории ТиНАО точки притяжения – предполагается, что здесь будет около 1,5 млн. проживающих и около 1 млн. рабочих мест, – Москва получит необходимые ей альтернативные центры.
По словам заместителя Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, если на этой территории будет достигнут коэффициент пешей доступности не менее 50 %, она будет развиваться сбалансировано.
Хуснуллин подчеркнул, что проект Новой Москвы можно будет считать успешным, если из 1,5 миллиона человек, которые в итоге должны проживать на присоединенных территориях столицы, 500-700 тысяч будет работать там же.
Сергей Кузнецов, в свою очередь, заметил, что при развитии полицентризма недостаточно только создавать рабочие места.
«Должны появиться альтернативные центры города с уникальной функцией, которой нет в центре Москвы». Такими центрами, по мнению главного архитектора, могут стать Сколково, технологическая долина МГУ, современные бизнес-парки крупных компаний и т. п.
Комплексное освоение территорий коснется и ряда «старых» районов столицы. По словам Марата Хуснуллина, в комплексной застройке нуждается порядка 4 тысяч гектаров земли в Москве: это промзоны завода имени Лихачева (ЗИЛ), «Южный порт», территория Молжаниново и другие. Интересные результаты в этом плане дал конкурс на конверсию территории завода «Серп и молот», отметил Сергей Кузнецов. «Сейчас запущен конкурс на Москву-реку – мы постараемся собрать мнения международных экспертов, а после вести работу по отдельным площадкам, задавая уже некую общую тональность», – сказал главный архитектор.
Впрочем, без единой работы инвесторов и города реализовать планы по комплексному развитию, подчеркнул Марат Хуснуллин, невозможно.
Требуется на законодательном уровне сделать обязательным к исполнению план реализации проекта планировки, поскольку до сих пор нет гарантий того, что инвестор реализует проект, в котором заинтересован город, а город выполнит свои обязательства по созданию необходимой инфраструктуры. «К сожалению, развитие территорий происходит на основе устной договоренности», – отметил заммэра. Однако уже сейчас, по его словам, Москва работает над поправками в Градостроительном кодексе и в Законе о государственно-частном партнерстве, которые могут быть внесены в 2015 году.
Вторая стратегическая задача – скоординировать градостроительные планы Москвы и области на сопредельных территориях. Марат Хуснуллин отметил, что на данный момент градпланы субъектов не совпадают и являются не обязательными к исполнению, тогда как развивать принцип полицентризма можно только совместно.
Участники дискуссии особо подчеркнули важность развития транспортного каркаса на присоединенных территориях, объекты которого должны сроиться параллельно с объектами недвижимости. На это, по словам руководителя Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, потребуется порядка 600 млрд. рублей. Задача создать в ТиНАО в скором времени плотную сеть дорог, сопоставимую с большими городами, вряд ли достижима, отметил, в свою очередь, Сергей Кузнецов.
Поэтому, по его словам, важно подходить к вопросам транспорта комплексно: учитывая пешую доступность, развивая арендное жилье и сеть общественного транспорта, которая включала бы в себя не только внерейсовый уличный транспорт, но и систему шаттлов, трамваев и т.п.