ENG
 
Перемены

Комплексное освоение территорий: стратегия и тактики

15 Августа 2014

ИД «Коммерсант» провел очередной бизнес-бранч из серии «Развитие Москвы: взгляд с высоты», посвященный вопросам комплексного освоения территорий. В панельной дискуссии приняли участие заместитель Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, эксперты и девелоперы.

На сегодняшний день Москва практически исчерпала свои возможности для точечной застройки, и в последние годы перед городом все острее встает вопрос комплексного освоения территорий.  Это значит, что строительство жилой недвижимости будет идти параллельно с созданием инфраструктурных объектов, развитием транспорта, а также созданием сбалансированного количества рабочих мест. Комплексно предполагается осваивать и «старую» Москву, и присоединенные территории. Именно такой подход позволит городу перестроиться на полицентричную модель развития.

 

Сейчас мегаполис по-прежнему сохраняет принципы моноцентризма: утром 1,5 млн. работающих устремляются в центр Москвы и вечером едут обратно. Власти признают, что решить проблему транспортного коллапса путем только строительства транспортных объектов невозможно.

Более того, как отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, искоренить маятниковую миграцию нельзя в принципе – она присутствует даже в самых развитых и урбанизированных городах мира, например, Сингапуре, поскольку центр города практически всегда остается и центром деловой активности.

«Но если на территории есть баланс рабочих мест и проживания, – добавил Кузнецов, –  то перемещение и, соответственно, использование инфраструктуры будет носить более равномерный характер». 

Создавая на территории ТиНАО точки притяжения – предполагается, что здесь будет  около 1,5 млн. проживающих и около 1 млн. рабочих мест, – Москва получит необходимые ей альтернативные центры.

По словам заместителя Мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, если на этой территории будет достигнут коэффициент пешей доступности не менее 50 %, она будет развиваться сбалансировано.

Хуснуллин подчеркнул, что проект Новой Москвы можно будет считать успешным, если из 1,5 миллиона человек, которые в итоге должны проживать на присоединенных территориях столицы, 500-700 тысяч будет работать там же.

Сергей Кузнецов, в свою очередь, заметил, что при развитии полицентризма недостаточно только создавать рабочие места.

«Должны появиться альтернативные центры города с уникальной функцией, которой нет в центре Москвы». Такими центрами, по мнению главного архитектора, могут стать Сколково, технологическая долина МГУ, современные бизнес-парки крупных компаний и т. п.

Комплексное освоение территорий коснется и ряда «старых» районов столицы. По словам Марата Хуснуллина, в комплексной застройке нуждается порядка 4 тысяч гектаров земли в Москве: это промзоны завода имени Лихачева (ЗИЛ), «Южный порт», территория Молжаниново и другие. Интересные результаты в этом плане дал конкурс на конверсию территории завода «Серп и молот», отметил Сергей Кузнецов. «Сейчас запущен конкурс на Москву-реку – мы постараемся собрать мнения международных экспертов, а после вести работу по отдельным площадкам, задавая уже некую общую тональность», – сказал главный архитектор.

Впрочем, без единой работы инвесторов и города реализовать планы по комплексному развитию, подчеркнул Марат Хуснуллин, невозможно.

Требуется на законодательном уровне сделать обязательным к исполнению план реализации проекта планировки, поскольку до сих пор нет гарантий того, что инвестор реализует проект, в котором заинтересован город, а город выполнит свои обязательства по созданию необходимой инфраструктуры. «К сожалению, развитие территорий происходит на основе устной договоренности», – отметил заммэра. Однако уже сейчас, по его словам, Москва работает над поправками в Градостроительном кодексе и в Законе о государственно-частном партнерстве, которые могут быть внесены в 2015 году.

Вторая стратегическая задача – скоординировать градостроительные планы Москвы и области на сопредельных территориях. Марат Хуснуллин отметил, что на данный момент градпланы субъектов не совпадают и являются не обязательными к исполнению, тогда как развивать принцип полицентризма можно только совместно.

Участники дискуссии особо подчеркнули важность развития транспортного каркаса на присоединенных территориях, объекты которого должны сроиться параллельно с объектами недвижимости. На это, по словам  руководителя Департамента развития новых территорий Владимира Жидкина, потребуется порядка 600 млрд. рублей. Задача создать в ТиНАО в скором времени плотную сеть дорог, сопоставимую с большими городами, вряд ли достижима, отметил, в свою очередь, Сергей Кузнецов.

Поэтому, по его словам, важно подходить к вопросам транспорта комплексно: учитывая пешую доступность, развивая арендное жилье и сеть общественного транспорта, которая включала бы в себя не только внерейсовый уличный транспорт, но и систему шаттлов, трамваев и т.п.


Изображения: (с) ИД Коммерсантъ


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.