Коллегия Стройкомплекса Москва: итоги и перспективы
23 января 2014 года состоялась итоговая Коллегия Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы «Об итогах работы в 2013 году и основных задачах на 2014 год».
В заседании Коллегии приняли участие: мэр Москвы Сергей Собянин, министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Михаил Мень, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Московской городской думы Владимир Платонов Владимир и депутаты МГД, члены правительства Москвы и Московской области, руководители органов исполнительной власти города, руководство префектур, ведущих строительных и проектных организаций отрасли, руководители инвестиционных компаний, представители МГК профсоюза строителей и общественных организаций.
Итоги работы за 2013 год
В последние три года главным приоритетом работы московских строителей и архитекторов стало комплексное развитие столицы как города, удобного для жизни, работы и отдыха людей: строилось жилье, развивалось общественное пространство, активно развивалась социальная, инженерная и транспортная инфраструктура столицы, реставрировались и реконструировались исторические здания.
2013 год продолжил положительную динамику градостроительного развития нашего города. Сегодня в Москве реализуется одна из самых масштабных программ развития городской инфраструктуры. Москва является лидером по масштабам строительства в Европе. А среди других регионов мира более крупные проекты реализуются только в Китае.
В Москве было введено 8,6 млн. м2 различной недвижимости, построено более 80 км дорог и 12,5 км новых линий метрополитена. Это больше, чем за любой период, начиная с 2009 года.
Ввод недвижимости и социальных объектов
В 2013 году в Москве было введено 8,6 млн. м2 недвижимости (рост на 12% по сравнению с прошлым годом), в том числе 3,1 млн. м2 жилья. В то же время для сбалансированного развития столицы были приняты решения о прекращении инвестиционных проектов с потенциалом 10,9 млн м2 (в первую очередь речь идет об объектах, которые могли значительно ухудшить транспортную ситуацию в отдельных районах города) и о дальнейшей реализации – с потенциалом 32,8 млн м2.
Введено 680 тысяч м2 жилья за счет городского бюджета для очередников и граждан, переселяемых из ветхого жилого фонда (пятиэтажки), 30 ДОУ, 11 школ и 1 БНК, 8 объектов здравоохранения, 11 объектов спорта.
Значимым фактом стало активное участие бизнеса в строительстве не только коммерческих зданий, но и социальных объектов – детских садов, медицинских учреждений, спортивных сооружений. За счет частных инвестиций построено 8 ДОУ, 3 школы, 8 объектов здравоохранения, 8 спортивных объектов.
В 2013 году расселено 66 пятиэтажных домов. Новые квартиры получили более 12 тысяч москвичей.
Задачи 2014 г.: общий ввод не менее 8 млн. 700 тыс. м2 недвижимости; ввод 3,2 млн. м2 жилья, в том числе не менее 600 тыс. м2 жилья за бюджет, 40 ДОУ, 24 школы, 12 объектов здравоохранения, 10 объектов спорта. Планируется обеспечить необходимые организационные условия для увеличения инвестиционной составляющей в строительстве объектов социальной инфраструктуры.
О развитии метрополитена
В 2013 году в состав столичного метрополитена вошли 12,5 км новых линий, 6 станций и 2 депо (почти в 1,5 раза больше, чем в 2012 г., и почти втрое больше, чем в 2011 году). В настоящее время работы ведутся на 150 площадках, работают 35 тыс. строителей. К проектированию привлечено 250 иностранных проектировщиков.
Основные задачи 2014 года: 13 км, 9 станций, 2 депо, интегрировать программу метро с МКЖД в 2014-2015 гг., до конца 2014 г. войти на все площадки по Третьему пересадочному контуру, создать необходимый задел для выполнения планов ввода 2015 - 2016 гг., которые станут рекордными в мире.
О развитии УДС
Не менее важное направление модернизации транспортной инфраструктуры города – развитие улично-дорожной сети столицы. В 2013 году в Москве введено порядка 82 км дорог, что на 35% выше показателя 2012 года (60,5 км) и в 4 раза выше показателя 2010 года (19,8 км). В рамках дорожного строительства введено 16 искусственных сооружений. Многие объекты введены досрочно.
Каждый из проектов, реализованных в прошлом году, позволил улучшить транспортную ситуацию в конкретном районе города. В целом за 3 года в городе появилось свыше 200 км современных дорог.
Введены после реконструкции первые 5 вылетных магистралей (97 км, 29 пешеходных переходов, 1770 машиномест парковочного пространства, 127 км выделенных полос для движения общественного транспорта, что составляет 64% от общей протяженности выделенных полос для движения общественного транспорта в Москве).
Впервые за последние 15 лет в Москву вошла новая федеральная трасса – северный обход Одинцова с развязкой на МКАД. Практически завершена работа по синхронизации мероприятий по реконструкции вылетных магистралей с реконструкцией и строительством автодорог в Московской области. Принято стратегическое решение по ЦКАД и первоочередному участку на территории ТиНАО.
В 2014 году ключевыми объектами дорожного строительства должны стать: продолжение реконструкции еще 4 вылетных магистралей – шоссе Энтузиастов, Щелковского, Можайского шоссе и Рязанского проспекта; реконструкция развязок на МКАД.
На сегодняшний день развернут беспрецедентный объем работ. Идет реконструкция сразу 6 развязок (Бусиновской, Дмитровской, Волгоградской, Можайской, Молодогвардейской, Мичуринской). В ближайшие месяцы подрядчики выйдут еще на несколько объектов; начало реализации проекта ЦКАД, решение о начале строительства которой принято президентом и правительством России.
Еще одно важное направление решения транспортной проблемы в столице – это интеграция Московской железной дороги в систему городских пассажирских перевозок. В 2013 году РЖД уже начаты такие работы по Октябрьской ж/д. Открыто пассажирское сообщение по Киевскому направлению на участке Москва-Киевская – Ново-Переделкино. В 2014 году планируется начать работы еще по 4 направлениям (Ярославское, Горьковское, Курское и Казанское, Киевское).
В ближайшее время будут проведены масштабные работы по развитию МК МЖД (54 км), завершение этого проекта запланировано не позднее 2015 года. Для того чтобы обеспечить быструю и удобную пересадку пассажиров с одного вида общественного транспорта на другой, в Москве ведется масштабное проектирование и строительство транспортно-пересадочных узлов.
В прошлом году разработаны планировочные решения по 42 ТПУ. По 4 из них проектирование завершается и начинаются работы по подготовке площадок.
Градостроительные решения
В 2013 г. приняты стратегические решения по ряду уникальных, знаковых объектов и территорий столицы. Их цель – создание городской среды нового качества – в соответствии с лучшими мировыми стандартами.
Объявлен конкурс на поиск инвестора для реновации промзоны ЗиЛа. Это – огромный и стратегически важный для города проект. Кроме того, его реализация позволит отработать механизмы привлечения инвесторов для реновации других промышленных зон города.
Москва начинает проектировать и строить новый центральный парк «Зарядье». Проведен международный конкурс на концепцию этого парка. Международный конкурс на разработку концепции парка «Зарядье» стал одним из самых масштабных архитектурных конкурсов мира, сопоставимым с крупнейшими мировыми архитектурными событиями последних десятилетий.
В рамках подготовки чемпионата мира по футболу достигнута договоренность с ФИФА о сохранении архитектурного облика Большой спортивной арены «Лужников». Реконструкцию стадиона необходимо завершить до 2017 года.
Еще одним приоритетом становится проект благоустройства территорий, прилегающих к Москве-реке. Уже в этом году будут подготовлены основные градостроительные решения для его реализации.
Обеспечена активная интеграция Москвы в международную оценку качества градостроительной и архитектурной деятельности. Проведены международные архитектурные конкурсы (Зарядье, ЗиЛ, Политехнический музей, Гос. центр современного искусства и на территорию Ходынского поля, Серп и Молот, МФЦ «Рублево-Архангельское»), объявлен – на бассейн в «Лужниках», планируется объявить – на проект «Москва-река», благоустройство Триумфальной площади.
Принято решение о необходимости качественного улучшения архитектурных и планировочных решений, этот механизм полностью заработал в прошлом году: выданы 510 свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений (в 1,5 раза больше, чем в 2012 году).
Формирование общественных пространств
В прошлом году в городе была проведена большая работа по формированию общественных пространств и пешеходных территорий, которые буквально преобразили целые районы Москвы. В течение года сформировано 120 таких объектов.
5 пешеходных зон – в центральной части города (Тверской проезд, ул. Никольская, ул. Б. Дмитровка, «Замоскворечье», пл. Гагарина - пл. Европы).
Проведено комплексное благоустройство Крымской набережной и парка «Музеон» – там создана пешеходно-прогулочная зона.
На существующих улицах города обустроено 17 маршрутов для организации пешеходного движения, создано 52 «народных парка» общей площадью 114,9 га, реконструировано 38 знаковых объектов, расположенных внутри и вдоль Садового кольца.
Кроме того, создано 30 пешеходных зон общей протяженностью 26,5 км за пределами Центрального административного округа и 3 парковых территории общей площадью 41,5 га на новых территориях Москвы.
Сохранение исторического наследия
Важное направление деятельности Стройкомплекса – сохранение и приведение в порядок исторического облика Москвы. В рамках работы по Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия, в течение года приняты решения о постановке на охрану 31 здания как памятников культурного и исторического наследия.
Развитие новых территорий
В 2013 году в Стройкомплексе первостепенное внимание уделялось развитию новых территорий столицы. Разработаны территориальные схемы Троицкого и Новомосковского округов, определены точки роста, предложения по транспортному каркасу, первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры включены в Адресную инвестиционную программу 2014 - 2016 гг.
В прошлом году обеспечены условия для создания 30 тысяч новых рабочих мест на новой территории. С момента присоединения в ТиНАО введено свыше 2 млн кв. м недвижимости и 18 социальных объектов. В 2013 году введено 1,168 млн кв. метров жилья.
В рамках транспортного обеспечения территории в 2014 году стартуют проекты по реконструкции и строительству Калужского шоссе, Киевского направления железной дороги, ЦКАД, строительство и ввод участка Сокольнической линии метро от ст. «Юго-Западная» до ст. «Саларьево», формирование ТПУ «Саларьево», строительство поперечных дорожных связей.
Будет продолжена реализация проектов новых точек роста (Румянцево, Мосрентген), планируется начать проекты «Аэрополис «Внуково», «МФЦ в Рублево-Архангельском» и «Административно-деловой центр в Коммунарке».
Стоимость и сроки строительства
При высоких темпах работы, колоссальных объемах и уровне сложности реализуемых программ и строящихся объектов определяющую роль для строительства за счет городского бюджета играют вопросы ценообразования и сокращения сроков строительства. Серьезные результаты достигнуты в транспортном строительстве (по метро и дорогам стоимость сокращена в среднем на 25%, сроки – в 1,5-2 раза, по дорогам – с 36 до 18 месяцев), это основной фактор снижения коррупции в строительстве.
В 2013 г. по итогам экспертизы проектной документации стоимость строительства объектов по городскому заказу снижена более чем на 1/5: 92 млрд руб. от начальной стоимости в 441 млрд руб. – это на 87% больше, чем в 2012 г. (49 млрд руб.). По итогам торгов стоимость строительства объектов снижена на 13,5 млрд руб. Благодаря этой экономии сегодня строится на 30% больше метро, дорог, жилья, детских садов и других необходимых людям объектов, чем можно было бы осуществить в «старых» ценах строительства.
Осуществление строительного надзора
При незначительном изменении в количестве обследований строительных объектов взыскано в бюджет почти в 6 раз больше уровня 2010 года. Серьезно усилен контроль за качеством строительства, соблюдением техники безопасности. Результат – сокращение случаев смертности на строительных площадках на треть к уровню прошлого года.
Взаимодействие с Министерством строительства и ЖКХ РФ Министерство строительства и ЖКХ РФ в конце 2013 года создало рабочую группу по взаимодействию с Правительством Москвы. Одним из первых решений группы стала передача части строительных полномочий Москве, в части согласования специальных технических условий на проектирование и строительство сложных и особо опасных капитальных объектов, в том числе метрополитена.
Ранее процесс согласования занимал от 6 месяцев до 2 лет. Передача функций ускорит процесс согласования проектной документации.
Еще одним решением рабочей группы стала регистрация на постоянной основе долгосрочной сметно-нормативной базы Москвы (ТСН-2001), используемой при проектировании и строительстве объектов, которые финансируются из городского бюджета. Ранее Правительство Москвы ежегодно устанавливало и регистрировало в Минстрое (в Минрегионе) расценки на каждый вид работ. Это решение позволит сдерживать рост смет на строительство различных объектов.
- Темы:
- Сергей Собянин |
- Марат Хуснуллин |
- конкурсы |
- Зарядье |
- ЗИЛ |
- Серп и Молот |
- промзоны |
- парки |
- общественные зоны |
- транспорт и метро |
- Большая Москва