Бетонные плиты Южного порта станут арт-объектами
В акватории Южного порта впервые появятся скульптуры, изготовленные из старых портовых плит. Они призваны сохранить исторические смыслы места и стать органичной частью новой «созидательной» набережной, расположенной возле квартала Portland. Об этом рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«Благодаря усилиям правительства города и десятков инвесторов территория Южного порта площадью более 400 га вновь станет символом Москвы, масштабным деловым и культурным кластером, действующим транспортным узлом, а местная набережная – новым городским магнитом. Помимо комплекса водной инфраструктуры – марины для яхт и лодок, понтонного бассейна на воде и песочных пляжей, на набережной запланирована арт-составляющая. Брутальные скульптуры из портового бетона, концепция которых сейчас находится в разработке, будут выстроены вдоль береговой линии», - пояснил Сергей Кузнецов.
В целом, на данной территории запланировано строительство 7,5 млн кв.м недвижимости. В районе находится самая протяженная береговая линия реки в городе — 13 километров, что позволит девелоперам создавать насыщенные функциями рекреационные маршруты. Проект новой «созидательной» набережной разработан студией WEST8 и реализуется компанией FORMA.
«Создание арт-объектов из старых бетонных плит является достаточно редкой практикой. Работа с этим материалом в мировой культуре базируется на других традициях и техниках. Например, уже более столетия архитекторы, скульпторы и декораторы работают с арт-бетоном, который получают за счет добавления различных пластификаторов, минеральных пигментов и др. Очень распространена и работа с фибробетоном: добавление фиброволокна в бетонную смесь позволяет создавать ландшафтные скульптуры и выразительные малые архитектурные формы. Произведениях в обеих техниках мы можем наблюдать в городских парках и других общественных пространствах», - рассказывает Сергей Даньшин, директор по девелопменту компании FORMA.
В 1930-х годах в кругах абстракционистов возникло художественное движение – Бетонное искусство. Его представили не делали акцент на использовании этого материала, однако создали прочные культурные ассоциации: благодаря им «бетон», «бетонная живопись» ассоциируется с «максимально конкретным». Движение базировалось на применении в искусстве математического образа мышления и широко использовало геометрическую абстракцию. Одним из поздних выдающихся образцов является скульптура «Непрерывность» Макса Билла. В архитектуре модерна существовало отдельное движение – Брутализм, основанное на идеях монументальной простоты и функционализма. Этот стиль изумлял современников необычными техниками применения необработанного бетона для наружных поверхностей. Как вспоминал Ле Корбюзье, «железобетон дал мне невероятные возможности, разнообразие и страстную пластичность…».
Большинство авторов воспринимают бетон как функциональный материал, однако гении архитектуры всегда умели ценить его брутальную красоту. В качестве примера можно привести Отель Tubohotel в Мексике, номера которого сделаны исключительно из побывавших в эксплуатации бетонных труб; арт-объект Selvika national tourist route в Финнмарке архитектора Рейлуфа Рамстада, воплощающий суровую красоту северного побережья; или, например, здание городского архива и библиотеки Pierresvives в Монпелье с оригинальными фасадами из бетона по проекту Захи Хадид.
Ярким образцом стала и знаменитая «Вилла ПО-2» архитектора Александра Бродского, представленная на фестивале «Архстояние». Вдохновленный орнаментами строительных бетонных заборов автор собрал этот материал и создал из него двухэтажное контрастное строение, которое снаружи напоминает объект промзоны, а внутри – уютную виллу с деревянной отделкой.
- Темы:
- арт-объект |
- Южный порт |
- набережные