Печатные СМИ
от 21 Февраля 2014
 

Триумфальная пустота

21 Февраля 2014
Фото: Константин Кокошкин

Чего ждать от реконструкции одной из центральных московских площадей

Двадцать четвертого февраля заканчивается прием заявок на участие в конкурсе по созданию архитектурно-градостроительной концепции Триумфальной площади. Он был объявлен в конце января Москомархитектурой и столичным Департаментом капитального ремонта (заказчик — ГКУ «Дирекция капитального ремонта»). Победителей назовут 28 февраля, а реализовать выбранный проект обещают уже к сентябрю.

Проведение открытого архитектурного конкурса осенью прошлого года инициировали блогер Илья Варламов и муниципальный депутат Максим Кац: их фонд «Городские проекты» провел митинг, требуя отменить результаты ранее объявленного тендера на реконструкцию Триумфальной, победителем которого стало мало кому известное ООО «Проектная компания «Трио». Оно разработало самый дешевый проект, не подразумевающий принципиальных изменений в организации пространства (речь шла о создании комфортной пешеходной зоны и строительстве подземных гаражей). Также по инициативе Варламова и Каца молодое бюро Megabudka подготовило свою концепцию преобразования Триумфальной: архитекторы предложили поместить памятник Маяковскому в небольшое углубление, а внутри организовать амфитеатр, где по давней московской традиции можно было бы читать стихи и устраивать общественные дискуссии. Начало Первой Брестской улицы, по мысли авторов, должно превратиться в пешеходную зону под стеклянным навесом, а напротив гостиницы «Пекин» появится подземная парковка.

Проект вызвал яростную критику в соцсетях, зато спровоцировал общественную дискуссию: благодаря ему стали появляться альтернативные концепции по благоустройству Триумфальной площади, которые в декабре были опубликованы на сайте Департамента капитального ремонта (забавно, что проекта самой Megabudka в их числе не оказалось). Одна из них принадлежит бюро Wowhaus: покрыть площадь терракотовой брусчаткой и частично — газоном, построить павильон, внутри которого будут кафе, магазин, туалет, а на крыше — амфитеатр, и установить столбики с бегущими строками из Маяковского.

Таким образом результаты известного тендера были отменены, а 29 января стартовал новый открытый конкурс. Когда прием заявок был уже начат, появилось полностью сформулированное техническое задание: оно предполагает разработку концепции комплексного благоустройства Триумфальной площади. Она должна учитывать и особенности исторического контекста, и разный охранный статус объектов, которые там расположены (Концертный зал имени Чайковского, театры Сатиры и Моссовета, памятник Маяковскому, гостиница «Пекин»), и интенсивные транспортные потоки, и безопасность движения пешеходов и велосипедистов.

О том, как все это совместить, превратив площадь в комфортное городское пространство, говорили 15 января в Мос­комархитектуре. Там прошел круглый стол, куда пригласили архитекторов, экспертов и всех, кому небезразлична судьба Триумфальной. Молодые архитекторы пытались выяснить, как добиться обратной связи от чиновников (впрочем, безуспешно), их старшие коллеги приводили в пример иностранный опыт (чаще всего — Трафальгарскую площадь и Таймс-сквер), а представители общественности переживали за сохранение исторического облика площади. Руководитель архитектурно-планировочной мастерской НИиПИ Генплана Москвы Ярослав Ковальчук говорит, что самое сложное в проекте реконструкции Триумфальной — найти баланс между автомобилями, пешеходами и велосипедистами. Сейчас перевес явно на стороне автомобилистов: половина площади, по сути, является автостоянкой. Убрать оттуда все машины вряд ли удастся, значит, архитекторам нужно искать баланс. «Прежде чем что-то делать, необходимо понять — для кого эта площадь. Поскольку она расположена в самом центре города, то должна быть для всех: и для детей, и для пенсионеров, и для тех, кто там живет, и для тех, кто работает. Кроме того, в районе Триумфальной находится целый архитектурный кластер: Москомархитектура, Институт Генплана Москвы, Моспроект, Моспроект-2. Наверное, было бы правильно как-то отразить это и в плане организации самой площади, — объясняет Ковальчук. — Важно и то, что в этом месте, а также вокруг него не хватает точек притяжения. Если в начале ХХ века здесь был культурный центр Москвы, то сейчас почти ничего не осталось, кроме Концертного зала имени Чайков­ского, сада „Аквариум“ и Театра сатиры. Нужно создавать здесь новые культурные площадки, а сегодня это не только музеи и кинотеатры, но также клубы, кафе, где устраивают лекции и концерты».

Архитектор Сергей Чобан, руководящий партнер бюро SPEECH, напротив, считает, что точек притяжения на Триумфальной достаточно — важно только включить их в активное пространство площади. «Это место не может стать просто островком безопасности, со всех сторон окруженным транспортом, — оно обязательно должно быть связано со зданиями, которые расположены вокруг. Триумфальная площадь должна стать террасой для этих зданий — в этом ее композиционный смысл. Концертный зал имени Чайковского здесь, безусловно, главная общественная функция. Кроме того, надо думать и о том, чтобы на площади появились торговые точки, кафе — люди же не могут прийти на пустые камни. Вообще Трафальгарская площадь — хороший пример для Москвы, я думаю, Триумфальная могла бы развиваться по тому же принципу».

По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, месяц, отведенный на разработку проектов, компрометирует саму идею конкурса: за столь короткий срок невозможно подготовить хоть сколько-нибудь продуманную концепцию. С ним соглашается и Артем Укропов из бюро Megabudka: «В техническом задании сказано, что нужно разработать две концепции преобразования Триумфальной площади: план благоустройства на ближайшую перспективу, то есть ко Дню города, и проект, подразумевающий масштабную реконструкцию в будущем. На реализацию первого этапа обещают выделить порядка 15 млн рублей, понятно, что на эти деньги ничего серьезного сделать не получится, только самое простое, декоративное решение. Так же и по времени: придумать концепцию с установкой фонарей и мощением площади брусчаткой несложно, а вот успеть сделать что-то более капитальное трудно, особенно если в бюро работает десять человек. Устроители конкурса это прекрасно понимают и утешают нас тем, что есть еще второй этап, который подразумевает комплексную реконструкцию площади. Вопрос — кто за это будет платить. Я не помню прецедентов, когда государство дважды выделяло деньги на один и тот же объект. Вряд ли Департамент капитального ремонта будет оплачивать работы сейчас и потом. Так что скорее всего первый этап окажется последним, и жюри выберет самый простой для реализации проект, как и в прошлый раз. Только теперь никто не сможет сказать, что решение было принято кулуарно — конкурс же открытый».

Президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков (автор нового вестибюля станции метро «Маяковская») также сомневается в целесообразности двухэтапного конкурса: «Идея проводить конкурс на две концепции и таким образом затягивать строительные работы мне кажется, мягко говоря, спорной. Если уж браться за Триумфальную площадь, то делать все сразу и капитально. Сначала нужно решить глобальные градостроительные задачи, например, что делать с котлованом рядом с выходом из метро — там заложены конструкции под будущий двухуровневый подземный парк, но строительство заморожено, и никто не знает, что появится над этим котлованом. Только после того, как эти вопросы будут решены, можно думать, куда перенести памятник Маяковскому и какую плитку положить».




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.