ENG
 
Печатные СМИ
от 25 Февраля 2014
 

«Серп и Молот» – жилье и офисы

25 Февраля 2014

Власти одобрили строительство недвижимости на территории завода

Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) под руководством Сергея Собянина одобрила строительство на территории завода «Серп и Молот» 1,8 млн кв. метров недвижимости и поручила компании «Дон-Строй Инвест» заняться разработкой проекта планировки бывшей промзоны. Девелопер обещает, что «производственное гетто» не превратится в очередной спальный район: площадку решено развивать по принципу mixed-use.

Столичные власти сдержали свое обещание не затягивать с утверждением градостроительных решений по основным производственным территориям Москвы. Вслед за ЗИЛом и промзоной «Южный порт» чиновники утвердили технико-экономические параметры (ТЭПы) еще одного гиганта — металлургического завода «Серп и Молот», ведущего свою историю с 1883 года. С начала 90-х годов прошлого века это предприятие стало приходить в упадок, а к 2000 году его территория уже мало походила на производственную. После того как через площадку завода «Серп и Молот» прошло Третье транспортное кольцо, разделившее некогда единый имущественный комплекс на две части (53 га и 34 га), столичные власти начали разрабатывать различные проекты их застройки, которые так и не осуществились.

В 2007 году правительство Москвы выпустило постановление о реорганизации производственной зоны завода, согласно которому ее разделили на 12 участков. Уже тогда промзону планировалось реанимировать по принципу mixed-used: часть площадок должны были занять жилые микрорайоны, часть — многофункциональные общественные зоны. Кроме того, предусматривалось сохранение производственных корпусов и складов. Реализации постановления помешал разразившийся в 2008 году финансово-экономический кризис. Реорганизация «Серпа и Молота» к тому моменту еще не вышла из «бумажной» стадии — именно такие проекты оказались заморожены на неопределенный срок.

Интерес к площадке у властей и инвесторов вновь появился в 2013 году, когда город, по словам представителей горадминистрации, полностью преодолел последствия кризиса. «Хотя территория завода „Серп и Молот“ занимает одно из ключевых мест в планировочной структуре города и обладает высоким потенциалом развития, ее использование не отвечает современным градостроительным и экологическим требованиям», — отмечают в Москомархитектуре. По словам замдиректора Института Генплана Москвы Олега Баевского, «Серп и Молот» давно рассматривается в генеральном плане города как одна из ключевых площадок, что обусловлено близостью к историческому центру и транспортной доступностью«.

В настоящее время территория завода находится в плачевном состоянии. Многие строения полуразрушены, территория разрознена, работают только склады, автосервисы, пожарное депо, офисы и небольшие производства (например, по изготовлению балетной обуви). Если в 1990-е годы на предприятии работало около 12 тысяч человек, то сейчас — не более 600. Транспортные узлы около станций метро «Площадь Ильича» и «Авиамоторная» благодаря активному развитию кварталов вблизи ТТК исчерпали пределы своей пропускной способности. Но в целом территория имеет значительные «транспортные плюсы»: она хорошо обеспечена маршрутами наземного общественного транспорта, располагается в пешеходной доступности метро, в перспективе здесь предусматривается строительство Северо-восточной хорды и Кожуховской линии подземки, а также организация движения скоростного трамвая и поездов на Малом кольце МЖД.

Весной прошлого года вновь созданный Архитектурный совет Москвы рассмотрел концепцию реорганизации территории завода «Серп и Молот», где среди прочей недвижимости предлагалось построить театр «Шалом» и медиапарк Первого канала, и признал, что она не соответствует градостроительной политике столичных властей. «Некогда единая территория так и не получила внутренних транспортных связей и общей стратегии развития», — заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, поручив провести конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию развития «Серпа и Молота».

В августе стало известно, что компания «Дон-Строй Инвест» приобрела 19,9% акций «Серпа и Молота» у Банка Москвы (еще 38,2% у ЗАО «Мета-СТ», а 17,2% — у столичного правительства), а 10 сентября девелопер выполнил поручение господина Кузнецова, объявив о проведении международного конкурса на весь участок завода площадью 87 га. Предполагалось, что его итоги будут подведены 6 февраля. Однако на днях инвестор сообщил о необходимости продлить сроки до апреля в связи со «значимостью проекта и масштабностью задач, поставленных конкурсантам», а также «для обеспечения исполнения максимально качественных проектов и отражения инновационных идей в концепциях команд-финалистов».

В настоящее время разработкой концепции занимаются пять международных команд: консорциум во главе с бюро LDA Design из Великобритании, команда французского архбюро Ateliers Lion Associes, две голландские команды — бюро De Architekten CIE и MVRDV, а также российский консорциум во главе с бюро «Проект Меганом». Задача финалистов — создание концепции многофункциональной городской среды с развитой инфраструктурой и общественными пространствами. Этажность будущих строений, доля жилых и офисных зданий и другие нюансы пока неизвестны — власти и инвестор намеренно не выставляют жестких требований, чтобы не ограничивать фантазию архитекторов. Известно лишь, что квартал должен включать в себя всю необходимую инфраструктуру: жилье, офисные центры, социальные учреждения, магазины и парки. Кроме того, на прошлой неделе ГЗК утвердила максимальные ТЭПы застройки — на территории «Серпа и Молота» разрешено построить 1,8 млн кв. метров различных площадей. Недвижимость должна возводиться с таким расчетом, чтобы в бывшей промзоне могли поселиться 19 тыс. жителей и появились рабочие места для 16,3 тыс. человек. Впрочем, на творчество проектировщиков утвержденные чиновниками параметры никак не повлияют. Они нужны для разработки проекта планировки, которой, согласно решению ГЗК, займется «Дон-Строй Инвест». Компания уже заявила, что инвестиции в реорганизацию промзоны могут составить 140 млрд руб. Приступить к застройке планируется в 2015 году, а закончить — в 2020–2021 годах.

По словам генерального директора компании «Дон-Строй Инвест» Алены Дерябиной, на первом этапе застройщику предстоит утилизировать промышленное оборудование завода, снести строения повышенной прочности и «извлечь из земли все коммуникации, которые рассчитывались, по сути, на милитаристические условия существования», а после этого создать новую инженерную сеть. «Горизонт реализации проекта в 10 лет — достаточно оптимистичный для такого масштабного проекта», — подчеркивает госпожа Дерябина. — Снос корпусов будет осуществлен только после того, как будет подготовлена и разработана вся необходимая для этого градостроительная документация (включая проект планировки. — «МП»). При всем нашем стремлении сделать это быстро у нас не получится раньше, чем через год-полтора".




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.