ENG
 
Печатные СМИ
от 09 Апреля 2014
 

Пушкинский музей перестроят к 2020-му году

09 Апреля 2014
Пушкинский музей перестроят к 2020-му году

Победителю конкурса архитекторов предстоит привести в порядок 11 старых зданий и возвести как минимум одно новое

15 июня станет известно, кому суждено принять груз, оказавшийся не по плечу одному из самых именитых архитекторов нашего времени, британцу Норману Фостеру. В закрытом конкурсе, старт которому ГМИИ им. Пушкина даст 10 апреля, будут принимать участие только отечественные зодчие. Победителю предстоит преобразить целый квартал — привести в порядок 11 старинных зданий и построить как минимум одно новое. О том, как Пушкинский скорректировал концепцию «музейного городка» и что ждет от главного архитектора масштабного проекта «МК» рассказала директор музея Марина Лошак.

пушкинский музей реконструкция музея гмии им. пушкина марина лошакМарина Лошак

— Марина, 10 апреля вы официально объявите старт нового конкурса, который определит архитектора «музейного городка». Что изменилось в концепции арт-квартала, которым ему предстоит заняться?

— Глобально концепция не поменялась. Изменилась не стратегия развития, а тактика. А цель прежняя: сделать не просто реконструкцию, а создать музейный квартал, который станет частью городской среды. Главный постулат — территория должна быть максимально открытой, чтобы даже те объекты, которые не являются частью музея (храм Антипы и Центр Рерихов) естественно вписались в эту среду. У каждого корпуса будут свои функции и каждый будет наполнен своей жизнью. В то время как музей в девять закрывается, работают другие объекты: магазины, кафе, библиотека, кинозал -«музейный городок» должен функционировать круглосуточно. А летом мы расширим свою деятельность за счет трех временных павильонов: они будут становятся кинотеатрами, превращаться в зону общения или мастер-классов. Но и в каждом отдельном здании будет все, чтобы провести там целый день — возможность посмотреть выставку, пообедать, поиграть, научиться чему-то...

— Сейчас в вашем подчинении 11 зданий. Какие новые здания планируется построить?

— Главным местом застройки станет место в восточной части квартала. Там появится депозитарий с открытой формой хранение, то есть реставрационно-выставочное пространство. Его особенность в том, что там знакомиться с артефактами может и обычный зритель, и специалист. Для непрофессионала — это увлекательное и познавательное путешествие в закулисье музея. Для реставратора — самая современная площадка для работы. Место под застройку уже очищают. На этом месте возникнет выставочный зал размером 5 000 кв. м., депозитарий размером 9 000 кв. м. и реставрационный комплекс 3 000 кв. м.. К нему еще будет примыкать историческое здание, размером 1000 кв. м., где расположится учебный центр и выставочный центр, посвященный реставрации. Это будет научная зона. Мы хотим, чтобы она стала реставрационной базой для всей страны, где бы работали не только наши специалисты.

— А на месте старой бензоколонки — самом спорной точки " городка« — что планируете?

— Заправка, видимо, переедет. Сейчас она стоит в границах охранной зоны, невозможной для застройки. Поэтому сначала необходимо провести археологические раскопки и понять, где стоял временный дворец Екатерины II и сохранилось ли что-то после него в слоях почвы. Объявим конкурс на раскопки — думаю, их успеют провести за лето. Есть, впрочем, идея оставить заправку и преобразовать ее в оригинальное кафе. А стенка голицинского флигеля, которая осталась от усадьбы, по-моему, должна стать символом охраны истории... Это темы для архитектора, который победит в конкурсе.

— Значит о многофункциональном концертном зале, который мечтала на этом месте построить Ирина Антонова, придется забыть?

— Я за концертный зал, и мы в своем плане написали, что в случае, если охранный статус будет снят с этой территории, то там построят многофункциональный корпус с аудиторией на 500-600 мест. Но, по-моему, Декабрьские вечера должны по-прежнему проходить в Белом зале Главного здания. Пока будем обходиться теми залами, которые имеем. А у нас есть аудитории почти в каждом корпусе — где на сто человек, где на триста.

Марина ЛошакМарина Лошак 

— А будут вписаны в «музейный городок» здания, которые не входят в ГМИИ — в первую очередь, центр Рерихов, с которым у вас непростые отношения?

— Да, существует спорный момент — при восстановлении исторического корпуса, строительство которого сейчас заморожено, они заехали на нашу территории. Но мы стремимся найти общий язык. Концепция «музейного городка» связана с тем, что мы делаем пространство открытым. Будут снесены все случайные заборы и останутся только исторические. То же с деревьями — уже есть понимание того, какие деревья являются памятниками природы и их нельзя трогать, а от каких можно избавиться. Мы ходим, чтобы все дороги были пешеходными. В концепции у нас есть планы подземной и наземной циркуляция транспорта. Центр Рерихов оказывается внутри этого открытого пространства и мне кажется, что это правильно — это привлечет новых посетителей в Центр.

— Границы Пушкинского музея последние десятилетия постоянно расширялись. Какие еще объекты на территории 32-го квартала (куда и входит ГМИИ) могут быть присоединены к музею?

— Нам бы справиться с тем, что имеем. Предстоит приспособить каждое здание под общую концепцию, в результате чего получим общую выставочную площадь размеров 100 000 кв. м. Конечно, если помечтать, нам бы хотелось превратить в музейное пространство Дом Щукина, который принадлежит Министерству обороны. Намного реальнее, по-моему, идея Нового Пушкинского музея, который мы включили в план развития: речь о здании, которое мы надеемся получить в другом районе — не центральном. Там можно будет организовать музей искусства ХХ и ХХI веков. Мы можем приспособить под музей существующий объект: им мог бы стать Мельниковский гараж или электростанция напротив «Зарядья». Это должна быть промышленная зона, которую можно переоборудовать и показать всю серьезность искусства ХХ и ХХI века.

Старая бензоколонка — самая спорная точка «музейного городка» Старая бензоколонка — самая спорная точка «музейного городка»

— Вернемся к конкурсу — кто может стать главным архитектором, по каким критериям его будут выбирать?

— До 10 апреля не могу рассказывать подробности. Ясно одно, среди участников — только отечественные архитекторы. И это связано не только с нашим печальным опытом: почти все иностранные архитекторы, занимавшиеся строительством государственных зданий в России, имели огромные проблемы. Важно, чтобы архитектор был хорошо знаком с российскими реалиями. Обязательно это будет мастер с прекрасной репутацией, который много строил в Москве.

— Сколько у него будет на это времени? Когда планируется полностью завершить «музейный городок»?

— К 2020-му году. Корпуса будут открываться и закрываться поэтапно. Уже сейчас сделана большая подготовительная работа с коллекторами для инженерных коммуникацией. На последнем этапе, когда будет построен депозитарий, закроем Главное здание. Предполагается, что в 2018-м году освободим его. До этого мы должны сделать Институт философии, галерею Старых мастеров, Дом Стулова и все остальное. В 2015-м году начнется активный этап стройки — все будет разрыто, начинается строительство депозитария. Сейчас для нас главное начать, поверить в стройку — и все получится.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.