Печатные СМИ
от 24 Декабря 2012
 

«Не нравится город — переезжайте в сельскую местность»

24 Декабря 2012
Выставка «Города для людей» в Музее Архитектуры

Главный архитектор столицы рассказал москвичам о своих сверхидеях, модульных храмах и желто-зеленых бордюрах. Встреча прошла в музее архитектуры им. А. В. Щусева в рамках выставки «Города для людей».

 Выставка называется «Города для людей». Мы — те самые люди. Конкретно наша инициативная группа в 2012 году провела два митинга. На каждом было более тысячи человек. Мы хотим парк на Ходынском поле.  И мы против строительства там торгового центра.

 Я сам живу на Ходынском поле. Недавно мы с Сергеем Собяниным рассматривали вопрос Ходынки. Там будет парк, мэр такое решение принял.

Да, что-то там будет строиться. Это наследие предыдущих властей города. У нас действуют законы, и они не позволяют какие-то вещи отзывать безвозвратно. Но я отношусь  к этому прагматично, потому что на Ходынке большой кусок городской территории.

Надо понимать, что город  это не статичный организм, он развивается. И люди, живущие в городе, должны быть готовы к тому, что что-то вокруг них меняется и строится. Операции с недвижимостью — основной драйвер развития экономики любого крупного города — Нью-Йорка, Лондона, Парижа. Мы здесь не исключение. Не нравится — мы можем переехать жить в сельскую местность. Там ничего не меняется много лет.

 Вопрос о «муниципальном» дизайне дворов. Во-первых, когда нас избавят от желто-зеленых заборов и бордюров? Во-вторых, будет ли какой-то архитектурный совет, который решит, как будут выглядеть дворы, потому что сейчас есть ощущение, что все делается как-то по наитию?

 Безусловно, и желто-зеленые заборы, и муниципальное оформление  это все вызывает сложности. Сейчас проблема не только не во всегда правильном управлении этим процессом. Есть большая проблема в людях, которые могут этим заниматься. Найти сегодня  графиков, архитекторов, кто готов делиться своими идеями и работать физически — их найти не так просто, как кажется.

Предложения по вопросам дворов мы будем обсуждать с Петром Бирюковым (заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства  «МН»), готовим пакет предложений. В него  также входят детские площадки абсолютно другого формата, как «пилоты» будем их делать.

Выставку «Города для людей» совместно с музеем архитектуры им. Щусева организовали блогер Илья Варламов и депутат муниципального собрания района Щукино Максим Кац. Они провели собственные исследования проблем городской среды в Москве, посмотрели, как схожие вопросы решаютсяв европейских столицах и представили отчет о проделанной работе в виде выставки. 

«Давайте закрасим желтый и зеленый» — не так строится наша работа. Мы предлагаем концептуальный подход. Ведь это вопрос сложный: что-то было сделано не там, на что-то деньги уже потрачены. Природа появления желто-зеленых заборов, почему они такие — каждый элемент требует изучения.

Я тоже могу сказать, что они (заборы и бордюры   «МН») мне не очень нравятся. Мы и до них дойдем. В какой именно момент мы приступим к этому — пока сказать не готов.

Что касается советов, есть и были разные органы. Будем формировать художественный  совет при главном художнике, архитектурный совет при главном архитекторе, общественный совет при мэрии. Он начнет собираться на следующий год. Называть конкретных имен не буду. В совете необходима ротация, примерно раз в год, чтобы разные люди могли заниматься городом, и в этот совет попасть.

Москомархитектура сегодня стала сильно-сильно доступнее для диалога, дискуссий. Мы занимаемся обновлением кадрового состава. Люди, которых мы рассматриваем на различные посты, они заметно моложе, заметно иного формата.

 Вы сказали, что есть дефицит кадров —  архитекторов. А куда уходят все сотни выпускников ежегодно — из МАРХИ и других профильных вузов?

 Это вопрос, которым я тоже сейчас активно занимаюсь. Стараюсь со всех сторон на эту тему влиять. Существует четко выраженная сегрегация, барьер, нет профессионального лифта сегодня. Вижу одной из своих задач — создание таких лифтов, чтобы молодежь попадала на рынок.

Огромное число людей уплывало  в большие институты. А там засилье людей в возрасте, которые накручивают себе барьер против любой конкуренции. Конечно же, не надо действовать так: «давайте всех выкинем и возьмем новых». Должен существовать сплав опыта, молодости и энергии — над этим нужно работать.

Молодые ребята должны сами быть активными, присылать свои портфолио. Будем настойчиво, чтобы те, чьи идеи окажутся наиболее интересными, делали совместные вещи с крупными проектными институтами. 

 Как в Москве принимаются решения – централизованно или на уровне муниципалитетов?

 Москве не достает регуляции единого планирования. Многое из запланированного не  выполнено по причинам как бы благим. Выясняется, что где-то жители на месте против стройки, а процедуры (согласования с жителями  «МН») у нас очень демократичные. Я считаю, слишком демократичные. Сейчас дискуссия ведется по стратегическим вопросам не в том формате, в котором должна вестись. Мы можем говорить  о конкретных плюсах или минусах какого-то решения. Но если решение принято, надо понимать, что оно для города нужно.

Что касается работы  с инициативными группами, то мы создали электронный адрес idei.mka@gmail.com Если есть идеи, энергия и желание оформлять их в какой-то конструктив  внятно описанный и рассказанный, я готов эти предложения анализировать, смотреть, тратить на них время, представлять властям.

Поверьте, серьезное желание властей делать так, чтобы людям нравилось, присутствует. Не всегда, к сожалению, технически это получается. Или бывают услышаны одни, но не услышаны другие. Это  издержки. Не всегда решения поступают правильные, их ведь тоже живые люди готовят. Но мэр старается принимать решения, которые городу полезны. Да, не вся работа делается идеально. Но если каждый посмотрит критически на свою личную работу  как он в жизни работает, то наверное, не все идеально.

 Что вы думаете о судьбе площадей возле Белорусского и Павелецкого  вокзалов?

 Когда эти площади приведут в порядок, я  точно не знаю. Но площади останутся,  там не будет построено зданий.

Я  за упорядочение  структуры застройки. Считаю, что центр — хотя будет много критики по этому поводу  у нас застроен достаточно рыхло. Дома стоят не организованно. Например, та же Пушкинская площадь. Она была в свое время более организованной городской структурной единицей, чем сейчас. Но если поднять вопрос: давайте снесем кинотеатр «Россия», построим с одной стороны сквер, с другой стороны сквер, перенесем Пушкина на прежнее место, сделаем исторически эту площадь площадью, а не провалом в застройке Тверской улицы, я думаю, что реакция на это предложение будет неоднозначная. Найдутся не только поклонники решения проекта, но и много противников. Раз в центре начали что-то строить, значит враги.

 О программе строительства модульных храмов: должны ли они быть модульными? Нужно ли их строить при неочевидной потребности и должны ли страдать особо охраняемые природные территории, где расположена большая часть этих храмов?

 Я хочу провести встречу с представителем РПЦ — сколько этих храмов, чем была мотивирована эта программа. Я не очень понимаю их природу, к сожалению.

Россия  многоконфессиональная страна.  Я  сам очень верующий человек, православный. Но эта программа строительства храмов — вещь странная. Мне кажется, это должен быть процесс более естественный, отвечающий на потребности. И почему это происходит в угоду одной конкретной конфессии? Внедрение в природную территорию — опять же, насколько эти мотивировано? Попытаюсь понять.

 Будет ли что-то меняться на ВДНХ?

 По ВДНХ сейчас делается проект планировки. Будут изменения, но это не значит, что ВДНХ будет весь переделан и застроен. Для меня было удивительно, насколько ВДНХ посещаемое место  — до 300 тысяч человек в день в праздничные и выходные дни. Это очень много. В Парке Горького, к примеру, подобная статистика  200 тысяч человек.

Сейчас ведется аналитика, сколько ВДНХ может вообще принять людей. Там уже  сложившийся район, и экологически, и с точки зрения архитектурного наследия, и транспортного каркаса тоже. Там нет большого ресурса в развитии.

 Как вы относитесь к строительству и реконструкции вылетных магистралей, дорожно-транспортных узлов, связок?

 С научной точки зрения — увеличивать сечение дорог не очень правильно. Правильнее развивать город сетью мелких капилляров. Это создает более ровную поверхность. Не появляется сегрегации, потому что застройка между гигантскими автомагистралями становится уже отдельным городом. Но с другой стороны, также очевидно, что развитие транспортной системы столицы должно происходить — Москва в этом нуждается.

И ресурс находится сейчас в расширении того, то что есть. Но положить сегодня магистраль и пройти  по существующей застройке — это болезненно, дорого и вызывает недовольство.

 Все ваши предшественники на посту главного архитектора столицы руководствовались  своими сверхидеями. Какими идеями руководствуетесь вы?

 Очень важная идея — сделать пространство для жизни. Одна из центральных идей нового Генплана столицы — сделать равномерно приятным пространство для человека в том месте, где он живет.

Другая часть сверхидеи  при разумных средствах вливания в город, при меньших, чем могли себе позволить несколько лет назад, достигать хороших результатов в архитектуре. Неприятная черта предыдущей граддеятельности огромное количество инвестиций и такой тщедушный результат, с подражанием мухи слону постоянно.

 Вы сказали, что будете стремиться создавать жилые пространства более удобными для людей, но приводите в качестве примеров некоторые западные объекты, при строительстве которых учитывались интересы исключительно бизнеса, а не различных социальных групп.  Получается, что план Москвы не будет учитывать интересы обычных людей?

 О чем бы мы ни говорили, мы всегда говорим о деньгах. Нравится или не нравится, но есть определенная прагматика во всем. Если экономика не успешна, и проекты городские не способствуют развитию экономики города, то от этого плохо всем. Я честно говорю, что в силу возраста или взглядов я сторонник того, чтобы идти максимально в угоду экономически активной части населения.

 Что происходит с Воробьевыми горами? Их собирались присоединять к Парку Горького. И что вообще происходит в городе с природными территориями?

 Парк Горького будет развиваться дальше. Был проведен конкурс, я был там в жюри. И территория Парка Горького, и Нескучный сад — будут охвачены этими процессами. И я думаю, в итоге все будет здорово.

Я сторонник того, чтобы зеленые территории были доступными для человека.Я не считаю, что город  это место для выращивания диких зверей и  редких насекомых. Городские территории должны быть парковыми, а не лесными. В России лесов много, а хорошей архитектуры, домов  мало. Парки должны быть сделаны так, чтобы в них можно было кататься на велосипедах, проводить время. Парк — это не дикая заросль, где гнездится какая-нибудь дикая утка.

 Как вы относитесь к Москва-Сити?

 Идея высотной части города с небоскребами  повторять такой опыт в столице я бы не стал. Я считаю, сегодня в Москве надо поражать не рекордными по высоте сооружениями, а  решениями другого характера, интересными  заметными постройками, проектами хорошо организованной среды.

Высотные башни — сама идея строительства их неплоха для города. Как она реализована — пока, скорее, все плохо, а не хорошо. Качество объективно низкое. За такие деньги можно было получить иной выхлоп от этого проекта заметно более интересную архитектуру, и чтобы транспорт там так не коллапсировал. Скорее, на сегодня минусов у этого проекта больше, чем плюсов.

- Как вы относитесть к парковкам на тротуарах?

 Единственно правильный подход - надо начинать с устранения халявы, того, что ты машину бросишь, где хочешь, и тебе за это ничего не будет. Сегодня не хватает гаражей   их не строят. А не строят потому, что легче бросить машину на улице.

Если сделать паркинг в городе, включая внутридворовые территории — платными, то поверьте мне, сразу начнут строиться гаражи, потому что люди не смогут бросать машины на улице. Люди будут тратить деньги за парковку. Вообще пользование машиной должно быть дорогим. И это позволит экономически активной части населения передвигаться по улицам. А все те, кто не готов платить, будут ездить на общественном транспорте. И это даст стимул развитию общественного транспорта. А все начинается с такой мелочи, как парковка на тротуаре.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.