ENG
 
Печатные СМИ
от 14 Апреля 2014
 

КАРТ-БЛАНШ. Конкурс как уравнение с тремя известными

14 Апреля 2014
Объявлены участники закрытого состязания за архитектурную концепцию музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина

Объявлены участники закрытого состязания за архитектурную концепцию музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина

Оглашению этой новости предшествовала долгая, засекреченная работа. То есть в Минкульте еще в конце прошлого года «НГ» говорили, что детали конкурса, объявляемого по новой, после того как о проекте Нормана Фостера и бюро Сергея Ткаченко «Моспроект-5» пришлось окончательно забыть, зависят от музея. Директор Пушкинского Марина Лошак от комментариев отказывалась до принятия окончательного решения. Шли к нему, видимо, если не трудно, то длинно, перенося сроки объявления обновленной концепции развития и нового конкурса. И вот в Москомархитектуры сообщили: к 12 июня бюро Юрия Григоряна «Проект Меганом», Сергей Скуратов Architects и ТПО «Резерв», главным архитектором которого является Владимир Плоткин, представят архитектурные концепции музейного городка. А 24 июня назовут победителей. Сроки окончания создания музейного квартала и бюджет остаются прежними – государство выделяет около 22 млрд руб. до 2020 года.

Что касается концепции развития городка, строго говоря, главная перемена касается расположения выставочного пространства. Поскольку территория, где стоит бензоколонка 1930-х (ее саму, кстати, скоро обещают переместить), имеет охранный статус, возвести там, как думали прежде, выставочный зал нельзя – соответственно теперь он будет вместе с депозитарием и реставрационным центром в одном или в двух зданиях со стороны Отдела личных коллекций. Но президент ГМИИ Ирина Антонова сетует, что сейчас не хватает места для большой аудитории, какие есть и в Лувре, и в Прадо, и в музее Метрополитен…

Перечислив участников состязания, Марина Лошак добавила, что хотя они не строили музеев, но всегда кто-то делает это впервые, к тому же у этих архитекторов есть огромная, в том числе и эмоциональная, ответственность. На вопрос «НГ», почему конкурс закрытый, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов ответил, что таково «решение музея». Директор Пушкинского прокомментировала «НГ» закрытость конкурса и ограничение российскими, хотя и уважаемыми, архитекторами так: «Мы решили это сделать, во-первых, потому что опыт участия иностранных архитекторов в нашем государственном строительстве очень печальный практически во всех случаях. Тут очень много своих особенностей, своих законов, своего райдера действий, это иные ментальные представления о функционировании всего строительства. И мне очень хотелось, чтобы это были наши архитекторы, которые делают не одну из построек, а настроены на то, что это делает жизнь, – это придает мне уверенность в том, что они это сделают на лучшем уровне».

Действительно, сотрудничество иностранных архитекторов с российскими госинституциями не раз рушилось на глазах, и кроме Фостера в списке неосуществленного будет и проект второй сцены Мариинского театра, выполненный Домиником Перро. Но есть и обратные случаи, скажем, история с проектом музейного здания для Государственного центра современного искусства показывает другой пример. Команду российских проектировщиков в итоге от дела отстранили, раскритиковав саму предложенную ГЦСИ концепцию развития, и в объявленном заново международном конкурсе выиграло ирландское архитектурное бюро Heneghan Peng Architects. Посмотрим, что из этого вырастет.

С иностранными архитекторами, которые уже занимались музейным проектированием, у нас предпочитают работать частные культурные институции. Центр современной культуры «Гараж» (он, к слову, тоже переквалифицировался в музей, правда, оставив прежними векторы своей деятельности) работает над созданием музейного пространства в расположенном в парке Горького павильоне «Времена года» вместе с голландцем Ремом Колхасом и его бюро ОМА. О том, как устроить в бывшем кинотеатре «Ударник» Музей современного российского искусства, Шалва Бреус пригласил поразмышлять японское бюро Arata Isozaki & Associates, немецкое Stephan Braunfels Architekten, голландское Designed by Erick van Egeraat, турецкое Emre Arolat Architects, бельгийцев Robbrecht en Daem architecten и англичан John McAslan + Partners. Они приезжали в Москву как раз в конце минувшей недели и, как и в случае с Пушкинским, представят проекты в июне. А последняя из этих архитектурных мастерских займется созданием еще одной московской институции – Музея русского импрессионизма, который Борис Минц надеется открыть в будущем году на территории бывшей фабрики «Большевик».

Ну, хорошо, у одних так, у других иначе, но, возвращаясь к Пушкинскому, все-таки задаешься вопросом: единственно ли возможным было такое решение? С одной стороны, оно вписывается, например, в схему проведения прошлогоднего конкурса на фасады нового корпуса Третьяковки: закрытое соревнование российских участников в сжатые сроки. С другой стороны, если бы все же объявили теперь международный конкурс для ГМИИ, нашелся бы спонсор на его проведение? Но и в случае конкурса закрытого: отчего не позвать на него тех, кто музеи уже проектировал, – вдруг получится что-то интересное? Следующий вопрос: да, участвующие в конкурсе – хорошие, известные архитекторы, и все же зачем так спешить, времени-то на разработку всего два месяца, хотя до того годы длились споры вокруг фостеровского проекта? Значит ли это, что в музее не рискуют снова обжечься с конкурсом, не уложиться в срок или есть опасность лишиться бюджета?.. 




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.