Из первых рук Камень, ножницы, бумага
Сергей Кузнецов: Реализованные проекты, победившие в ходе архитектурных конкурсов, столица увидит в 2017-2018 годах
В Государственном музее архитектуры им. Щусева проходит любопытная выставка под названием "Кузница большой архитектуры". В семи выставочных залах там представлены уникальные экспонаты. Это графика, макеты и фотографии материалов, присланных на архитектурные конкурсы, проходившие в российской столице в 1920-1950 годах. Во время этих конкурсов тогда решался вопрос, какими должны быть гостиница "Москва" в Охотном Ряду и Центральный телеграф на улице Тверской, Библиотека им. Ленина и Концертный зал им. Чайковского, Военная академия им. Фрунзе и здание Академии наук... То есть здания, ставшие спустя десятилетия знаковыми для Москвы. Став за последние четыре года инициатором архитектурных конкурсов, в которых участвуют самые известные зодчие из десятков стран мира, вы рассчитываете получить такой же результат?
Сергей Кузнецов: Результат в виде конкретной постройки важен, хотя многие знаковые для города здания - та же Библиотека им. Ленина или Концертный зал им. Чайковского, - в корне отличаются от проектов, победивших на конкурсах. По разным причинам они были доработаны или даже переработаны. Смысл выставки в музее им. Щусева глубже. Она показывает, что великие произведения архитектуры - а здания, о которые идет речь, действительно безо всяких натяжек являются великими, ибо определяют лицо города, - своим рождением обязаны не столько конкретному автору, сколько определенному профессиональному и творческому процессу. И основным толчком для его развития как раз и стали архитектурные конкурсы, вызвавшие острые общественные дискуссии и подстегнувшие профессиональную конкуренцию. Именно на этой почве зародились идеи, положившие начало мощнейшему направлению в архитектуре и культуре, которым мы гордимся.
Я имею в виду конструктивизм. Да, самые известные постройки этой эпохи, творения Константина Мельникова знают все. Но многим ли москвичам известно, что первым проектом в стиле конструктивизма ярко выступили братья Веснины? И произошло это в ходе конкурса на проект Дворца труда, который должен был быть построен на месте, где позже выросла гостиница "Москва"? Выиграл тот конкурс архитектор Ной Троцкий, но в историю этого так и не реализованного проекта вошли именно братья Веснины как основоположники конструктивизма.
Вы надеетесь, что нечто подобное произойдет и сейчас?
Сергей Кузнецов: Это уже происходит. В ходе прошедших конкурсов очень интересно и ярко проявили себя молодые архитекторы, которых принято называть совсем "зелеными", например, Архитектурное бюро "Мегабудка", выигравшее конкурс на реконструкцию Триумфальной площади, студия MEL SPACE, занявшая третье место в конкурсе на проект Государственного центра современного искусства... А сколько более зрелых команд благодаря конкурсам стали известны не только в профессиональном кругу, но и широкой публике! Это тоже важно, так как помогает формировать общественный интерес к архитектуре. Вспомните, о чем еще совсем недавно писали СМИ? Высмеивали архитектурные нелепости, возмущались сносом памятников истории и культуры и точечной застройкой, обсуждали, что все центральные площадки в городе застраивает один и тот же набор людей, которые давно не в состоянии создать что-то новое. Сейчас же в столице все больше людей, которых архитектура интересует как искусство. Москвичи обсуждают принципы застройки, вместе с городскими властями в ходе публичных слушаний ищут, как избежать повторения прежних перекосов в развитии мегаполиса. Мнения десятков тысяч горожан учитываются при решении судьбы конкретных проектов - например, по результатам обсуждения в мобильном приложении "Активный гражданин". Такой диалог помогает развивать массовый вкус, а не идти у него на поводу.
- Темы:
- Конкурсы