ENG
 
Печатные СМИ
от 15 Января 2015
 

Из первых рук Камень, ножницы, бумага

15 Января 2015

Сергей Кузнецов: Реализованные проекты, победившие в ходе архитектурных конкурсов, столица увидит в 2017-2018 годах

Масштабные архитектурные конкурсы за последние четыре года сопровождают строительство любого сколько-нибудь значимого для Москвы здания. Но когда же мир увидит их результаты? Что дадут городу реализованные проекты победителей конкурсов? Какие краски добавят российской столице?

В Государственном музее архитектуры им. Щусева проходит любопытная выставка под названием "Кузница большой архитектуры". В семи выставочных залах там представлены уникальные экспонаты. Это графика, макеты и фотографии материалов, присланных на архитектурные конкурсы, проходившие в российской столице в 1920-1950 годах. Во время этих конкурсов тогда решался вопрос, какими должны быть гостиница "Москва" в Охотном Ряду и Центральный телеграф на улице Тверской, Библиотека им. Ленина и Концертный зал им. Чайковского, Военная академия им. Фрунзе и здание Академии наук... То есть здания, ставшие спустя десятилетия знаковыми для Москвы. Став за последние четыре года инициатором архитектурных конкурсов, в которых участвуют самые известные зодчие из десятков стран мира, вы рассчитываете получить такой же результат?

Сергей Кузнецов: Результат в виде конкретной постройки важен, хотя многие знаковые для города здания - та же Библиотека им. Ленина или Концертный зал им. Чайковского, - в корне отличаются от проектов, победивших на конкурсах. По разным причинам они были доработаны или даже переработаны. Смысл выставки в музее им. Щусева глубже. Она показывает, что великие произведения архитектуры - а здания, о которые идет речь, действительно безо всяких натяжек являются великими, ибо определяют лицо города, - своим рождением обязаны не столько конкретному автору, сколько определенному профессиональному и творческому процессу. И основным толчком для его развития как раз и стали архитектурные конкурсы, вызвавшие острые общественные дискуссии и подстегнувшие профессиональную конкуренцию. Именно на этой почве зародились идеи, положившие начало мощнейшему направлению в архитектуре и культуре, которым мы гордимся.

Я имею в виду конструктивизм. Да, самые известные постройки этой эпохи, творения Константина Мельникова знают все. Но многим ли москвичам известно, что первым проектом в стиле конструктивизма ярко выступили братья Веснины? И произошло это в ходе конкурса на проект Дворца труда, который должен был быть построен на месте, где позже выросла гостиница "Москва"? Выиграл тот конкурс архитектор Ной Троцкий, но в историю этого так и не реализованного проекта вошли именно братья Веснины как основоположники конструктивизма.

Вы надеетесь, что нечто подобное произойдет и сейчас?

Сергей Кузнецов: Это уже происходит. В ходе прошедших конкурсов очень интересно и ярко проявили себя молодые архитекторы, которых принято называть совсем "зелеными", например, Архитектурное бюро "Мегабудка", выигравшее конкурс на реконструкцию Триумфальной площади, студия MEL SPACE, занявшая третье место в конкурсе на проект Государственного центра современного искусства... А сколько более зрелых команд благодаря конкурсам стали известны не только в профессиональном кругу, но и широкой публике! Это тоже важно, так как помогает формировать общественный интерес к архитектуре. Вспомните, о чем еще совсем недавно писали СМИ? Высмеивали архитектурные нелепости, возмущались сносом памятников истории и культуры и точечной застройкой, обсуждали, что все центральные площадки в городе застраивает один и тот же набор людей, которые давно не в состоянии создать что-то новое. Сейчас же в столице все больше людей, которых архитектура интересует как искусство. Москвичи обсуждают принципы застройки, вместе с городскими властями в ходе публичных слушаний ищут, как избежать повторения прежних перекосов в развитии мегаполиса. Мнения десятков тысяч горожан учитываются при решении судьбы конкретных проектов - например, по результатам обсуждения в мобильном приложении "Активный гражданин". Такой диалог помогает развивать массовый вкус, а не идти у него на поводу.



 

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.