ENG
 
Печатные СМИ
от 10 Марта 2016
 

Эпоха нового ренессанса. Конкурсы вернут столице уникальные здания

10 Марта 2016

10 марта главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прочитает лекцию о современном зодчестве в Российской академии народного хозяйства и государственной службы. На нее приглашены все желающие. Накануне события Сергей Кузнецов познакомил корреспондента «ВМ» с работой столичного Архсовета, поделился своими взглядами на массовую культуру ХХI века, а также рассказал, можно ли в Москве быть «звездным» архитектором.

Времена строительства зданий-шедевров возвращаются. Зодчие соревнуются в конкурсах, обмениваются опытом с зарубежными коллегами и вдохновляются смелыми проектами на профессиональных форумах. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов уверен, что уникальный характер столичной архитектуры — это гармоничный диалог между горожанами, урбанистами и историками. Без всеобщего согласия ничего не получится.

- Недавно вы подвели итоги конкурса на обновление кинотеатров «Варшава» и «Восход» и сказали, что проекты считаете удачными. Расскажите, пожалуйста, а у вас было собственное видение модернизации этих кинотеатров?

- Нет, честно говоря, я сознательно не развивал собственные мысли по данному поводу и уж тем более не пытался донести их до участников конкурса. Зачем тогда собирать видения других людей — способных, профессиональных, остроумных, — если сам уже спрогнозировал итоговый вариант? Напротив, конкурс для того и проводится, чтобы увидеть весь спектр предложений, а затем строить выводы на базе представленных идей.

- Не кажется ли вам чрезмерным такой дионисийский концепт двух советских кинотеатров? Получилась этакая дань культу еды.

- Это не гедонистический и не дионисийский культ, у рынка весьма интеллигентный потенциал. Мэром Москвы Сергеем Собяниным запущена активная работа по созданию и развитию общественных пространств. Общественная зона возникает там, где есть привлекательная для людей функция, ради которой они собираются.

И именно поиск этой функции и был одной из основных задач конкурса. Давайте не будем забывать и о том, что рынок — это в принципе одна из первых общественных функций, появившихся в социуме. Когда человек начал осознавать, что у него есть некая среда обитания, а не просто пещера и землянка, именно рынок первым удовлетворил потребность в социальных отношениях. И по сей день рынок остается местом притяжения, куда люди приходят за пищей не столько физической, сколько (пусть это и громко сказано) духовной.

- Вы думаете, что взаимодействие на рынке строится на духовном общении?

- Да. Взаимодействие людей в любом формате — если это не война и не борьба — всегда духовное. Рынок — это такое настоящее шоу, и сейчас ярмарочные пространства вышли на новый уровень. Посмотрите на тот же Даниловский рынок — это совершенно новый, достойный формат.

- Вы неоднократно говорили, что конкурс на IT Технопарка Сбербанка России в Сколкове заслуживает уважения. Почему вы так высоко его оцениваете? Только ли из-за звездной пятерки, выбранной для участия?

- В конкурсе действительно очень сильный состав участников, но самое главное, как мне кажется, то, что сам президент Сбербанка Герман Греф очень серьезно настроен по отношению к состязанию. Для него это не пиар и не выбор красивой картинки, он, насколько я вижу, настроен именно на кропотливый процесс реализации наиболее адекватного и осмысленного варианта. Не секрет, что в архитектурном конкурсе очень важно правильно расставить приоритеты. Часто мы призываем жюри остановиться на проекте более осознанном и спокойном, возможно, не таком разухабистом, зато более реализуемом. Так что, мне кажется, данный конкурс от подобных «вау» по определению застрахован — мы имеем все шансы получить сложное, но взвешенное решение, реализуемое и способное многое дать городу и при этом конкурентоспособный по своей архитектуре с лучшими международными образцами.

- Возможно ли, что в состав Архсовета войдут новые члены? Может быть, художники?

- В теории это возможно, но никаких предпосылок нет. Если будут предложения по работе в совете от видных, например, художников, мы будем их рассматривать. Но надо понимать, что эта работа — ответственная, напряженная, и не все готовы ею заниматься. Мы не бегаем и не ищем новых членов Архсовета, а они, в свою очередь, не ищут нас. Пока эта взаимная успокоенность ничем не нарушается, но мы открыты для предложений.

- Если говорить о противоречивой архитектуре — например, той же Захе Хадид, на ваш взгляд, может ли ее воспринять простой обыватель?

- Да, современный социум способен воспринимать такие здания, и о Dominion Tower (это уникальный бизнес центр премиум-класса, построенный в столице, автором концепции которого является всемирно известная архитектор Заха Хадид. — «ВМ») я слышал только положительные отзывы. Чем больше индивидуально интересных домов в городе, тем для него лучше, потому что узнаваемость города складывается именно из этого. Конечно, многие архитекторы воспроизводят одни и те же узнаваемые приемы, и Заха Хадид в принципе к ним относится: ее здания всегда очень узнаваемы. Но это архитектор первой величины, многие города наличие ее объектов у себя рассматривают как некий знак качества, бренд.

- В Москве тоже?

- Вы знаете, мы пока вне этой замечательной культуры брендовости. А как показывает практика, города, ей следующие, очень успешны и интересны. Согласитесь, интерес к городу — это всегда внимание к его архитектуре, и найти примеры глобально привлекательных мегаполисов со скучной архитектурой невозможно. Хороший пример — Нью-Йорк, который приглашал к себе видных архитекторов весь XX век.



 

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.