Эпоха нового ренессанса. Конкурсы вернут столице уникальные здания
10 марта главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прочитает лекцию о современном зодчестве в Российской академии народного хозяйства и государственной службы. На нее приглашены все желающие. Накануне события Сергей Кузнецов познакомил корреспондента «ВМ» с работой столичного Архсовета, поделился своими взглядами на массовую культуру ХХI века, а также рассказал, можно ли в Москве быть «звездным» архитектором.
Времена строительства зданий-шедевров возвращаются. Зодчие соревнуются в конкурсах, обмениваются опытом с зарубежными коллегами и вдохновляются смелыми проектами на профессиональных форумах. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов уверен, что уникальный характер столичной архитектуры — это гармоничный диалог между горожанами, урбанистами и историками. Без всеобщего согласия ничего не получится.
- Недавно вы подвели итоги конкурса на обновление кинотеатров «Варшава» и «Восход» и сказали, что проекты считаете удачными. Расскажите, пожалуйста, а у вас было собственное видение модернизации этих кинотеатров?
- Нет, честно говоря, я сознательно не развивал собственные мысли по данному поводу и уж тем более не пытался донести их до участников конкурса. Зачем тогда собирать видения других людей — способных, профессиональных, остроумных, — если сам уже спрогнозировал итоговый вариант? Напротив, конкурс для того и проводится, чтобы увидеть весь спектр предложений, а затем строить выводы на базе представленных идей.
- Не кажется ли вам чрезмерным такой дионисийский концепт двух советских кинотеатров? Получилась этакая дань культу еды.
- Это не гедонистический и не дионисийский культ, у рынка весьма интеллигентный потенциал. Мэром Москвы Сергеем Собяниным запущена активная работа по созданию и развитию общественных пространств. Общественная зона возникает там, где есть привлекательная для людей функция, ради которой они собираются.
И именно поиск этой функции и был одной из основных задач конкурса. Давайте не будем забывать и о том, что рынок — это в принципе одна из первых общественных функций, появившихся в социуме. Когда человек начал осознавать, что у него есть некая среда обитания, а не просто пещера и землянка, именно рынок первым удовлетворил потребность в социальных отношениях. И по сей день рынок остается местом притяжения, куда люди приходят за пищей не столько физической, сколько (пусть это и громко сказано) духовной.
- Вы думаете, что взаимодействие на рынке строится на духовном общении?
- Да. Взаимодействие людей в любом формате — если это не война и не борьба — всегда духовное. Рынок — это такое настоящее шоу, и сейчас ярмарочные пространства вышли на новый уровень. Посмотрите на тот же Даниловский рынок — это совершенно новый, достойный формат.
- Вы неоднократно говорили, что конкурс на IT Технопарка Сбербанка России в Сколкове заслуживает уважения. Почему вы так высоко его оцениваете? Только ли из-за звездной пятерки, выбранной для участия?
- В конкурсе действительно очень сильный состав участников, но самое главное, как мне кажется, то, что сам президент Сбербанка Герман Греф очень серьезно настроен по отношению к состязанию. Для него это не пиар и не выбор красивой картинки, он, насколько я вижу, настроен именно на кропотливый процесс реализации наиболее адекватного и осмысленного варианта. Не секрет, что в архитектурном конкурсе очень важно правильно расставить приоритеты. Часто мы призываем жюри остановиться на проекте более осознанном и спокойном, возможно, не таком разухабистом, зато более реализуемом. Так что, мне кажется, данный конкурс от подобных «вау» по определению застрахован — мы имеем все шансы получить сложное, но взвешенное решение, реализуемое и способное многое дать городу и при этом конкурентоспособный по своей архитектуре с лучшими международными образцами.
- Возможно ли, что в состав Архсовета войдут новые члены? Может быть, художники?
- В теории это возможно, но никаких предпосылок нет. Если будут предложения по работе в совете от видных, например, художников, мы будем их рассматривать. Но надо понимать, что эта работа — ответственная, напряженная, и не все готовы ею заниматься. Мы не бегаем и не ищем новых членов Архсовета, а они, в свою очередь, не ищут нас. Пока эта взаимная успокоенность ничем не нарушается, но мы открыты для предложений.
- Если говорить о противоречивой архитектуре — например, той же Захе Хадид, на ваш взгляд, может ли ее воспринять простой обыватель?
- Да, современный социум способен воспринимать такие здания, и о Dominion Tower (это уникальный бизнес центр премиум-класса, построенный в столице, автором концепции которого является всемирно известная архитектор Заха Хадид. — «ВМ») я слышал только положительные отзывы. Чем больше индивидуально интересных домов в городе, тем для него лучше, потому что узнаваемость города складывается именно из этого. Конечно, многие архитекторы воспроизводят одни и те же узнаваемые приемы, и Заха Хадид в принципе к ним относится: ее здания всегда очень узнаваемы. Но это архитектор первой величины, многие города наличие ее объектов у себя рассматривают как некий знак качества, бренд.
- В Москве тоже?
- Вы знаете, мы пока вне этой замечательной культуры брендовости. А как показывает практика, города, ей следующие, очень успешны и интересны. Согласитесь, интерес к городу — это всегда внимание к его архитектуре, и найти примеры глобально привлекательных мегаполисов со скучной архитектурой невозможно. Хороший пример — Нью-Йорк, который приглашал к себе видных архитекторов весь XX век.
- Темы:
- Конкурсы