ENG
 
Электронные СМИ
от 11 Апреля 2014
 

Вызов для троих

11 Апреля 2014
закрытый конкурс на разработку архитектурной концепции для комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина

Cтартовал закрытый конкурс на разработку архитектурной концепции для комплекса ГМИИ им. А. С. Пушкина. Участвуют Проект Меганом, Сергей Скуратов Architects и ТПО «Резерв». Все бюро — из Москвы, и это неслучайно. Репортаж с пресс-конференции, состоявшейся в Москомархитектуре 10 апреля.

Вопрос о реконструкции территорий и зданий, входящих в комплекс ГМИИ им. А. С. Пушкина, летом прошлого года встал ребром. Сэр Норман Фостер, представивший свое предложение четыре года назад, отказался от дальнейшей работы над ним. Возникла острая необходимость вновь провести конкурс и найти нового архитектора. Но прежде следовало уточнить концепцию и программу развития музея, объемы реконструкции и нового строительства, потому что на тот момент оставалось много нерешенных вопросов.
Концепция и программа развития были рассмотрены и доработаны командой ГМИИ совместно с французской компанией Avesta Group во главе с Полем Алезра. Это группа профессионалов, которая анализирует и прогнозирует все, что связано с функционированием музейных институций, включая бизнес-план. В Европе в числе их клиентов — Лувр и Галерея Tейт, в России — ГЦСИ и Политехнический музей. Специалистам ГМИИ они помогли рассчитать распределение потоков посетителей, показали, где целесообразно делать входы в здания, как должно быть структурировано пространство, осмыслили историческую среду и рекомендовали максимально деликатный подход к ней.


Результаты этой работы легли в основу задания закрытого архитектурного конкурса, объявленного в четверг, 10 апреля, на пресс-конференции в Большом зале Архсовета в здании Москомархитектуры. Отбор участников — бюро «Проект Меганом» во главе с Юрием Григоряном, «Сергей Скуратов Architects» во главе с Сергеем Скуратовым и ТПО «Резерв» Владимира Плоткина — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов пояснил высокой репутацией всех трех команд, которую они заслужили многолетней работой в столице. Ставку на московскую «прописку» проектировщиков прокомментировала Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А. С. Пушкина: «В их таланте никто не сомневается. Да, они не строили музеи, но всегда есть кто-то, кто делает это в первый раз. Важно, что им дорого само место, они с детства ходили в этот музей и любят его. Для них это огромный репутационный и человеческий вызов, но огромно и то эмоциональное чувство, которое связано у них с этим предложением. Именно оно обрекает эту затею на успех».


Марина Лошак также развернуто представила программу развития ГМИИ, на которую предстоит опираться участникам конкурса. «Новизна подхода в том, что мы пытаемся сделать не просто музей, состоящий из отдельных зданий для экспозиций и собраний. Мы пытаемся сделать нечто большее, чем просто музейный квартал. Мы стремимся связать музей с городом, чтобы это был настоящий городской культурный кластер. Чтобы людям в любое время было интересно приходить на территорию, которая станет пешеходной зоной, свободной от транспорта, где все открыто, и сняты все преграды, где есть перетекающие друг в друга ландшафтные пространства. Мы видим музей как живой организм, и предполагаем целостное участие человека в его жизни. Можно сказать, что сопричастность — девиз нашей концепции».


Помимо главного здания, в комплекс музея сегодня входит 11 сооружений разного времени. Шесть из них уже отреставрированы, пять еще предстоит привести в порядок. Согласно представленной концепции, жизнь музейного квартала не будет заканчиваться вечером с закрытием экспозиционных пространств. Во многих зданияx будут функционировать магазины, кинозалы, информационные центры, кафе и рестораны.


Главному историческому корпусу предстоит, по словам Марины Лошак, тонкая реставрация и реконструкция, в результате которой он получит все необходимые, соответствующие современному музею общественные функции, в том числе за счет развития подземных помещений. Вход для посетителей будет организован со стороны Малого Знаменского переулка — так парадному фасаду и скверу, выходящим на Волхонку, будет проще выполнять роль «визитной карточки» комплекса.


Подземные помещения получает и Галерея старых мастеров — бывшая усадьба Вяземских-Долгоруковых. Она будет связана с главным зданием 11-метровым туннелем, в котором также предполагается размещать экспозиции, чтобы посетители и в переходе чувствовали, что они в музее.
В силе замысел Ирины Александровны Антоновой, бывшего директора, ныне президента ГМИИ, согласно которому, Дом Стулова должен стать открытой библиотекой. Здесь же будут проводить выставки, посвященные всему, что связывает текст и образ. «Может быть, там же будет крошечный концертный зал, пространство для уединенного прослушивания записей из собрания виниловых пластинок», — представляет Марина Лошак.

В новой концепции увеличилось значение образовательной миссии музея. Продумываются сценарии жизни «Пушкинского зимнего» и «Пушкинского летнего». Для летних программ предполагается построить временные павильоны.


Новое капитальное строительство тоже планируется. Есть площадка в восточной части квартала, окруженная исторической застройкой. Она отведена под депозитарно-реставрационно-выставочное пространство с объемом площадей — 9000, 3000 и 5000 кв. метров соответственно. «Мы хотим пойти по пути максимально открытого хранения, дать посетителям возможность путешествовать по депозитарию и видеть его объекты. Реставрационный центр тоже может быть в какой-то мере открыт. Рассчитываем, что он будет служить не только нуждам музея, но и приобретет международное научное значение, и сюда для обмена опытом и получения образования смогут приезжать специалисты из других стран. Ну а выставочное пространство отчасти решит проблему дефицита площадей для проектов нашей уникальной выставочной программы», — пояснила Марина Лошак. Будут ли новые площадки одним или несколькими зданиями, это предстоит решить архитекторам. Главное, что здесь необходимо будет считаться с окружающими зданиями.

На западе квартала есть еще один участок, где могло бы быть построено что-то новое, в частности, многопрофильная аудитория на 500-600 мест, которая необходима музею. Об этом настойчиво говорила на пресс-конференции Ирина Александровна Антонова, ставя в пример передовые западные институции, включая Лувр, Метрополитен, Прадо. Проблема в том, что этот участок, на котором к тому же находится бензоколонка 1930-х годов, остается охранной зоной, и пока по закону здесь строить ничего нельзя. Тем не менее, участники конкурса могут разработать и для этой территории какое-то предложение — на случай, если ее статус изменится, и бензоколонка будет перенесена. Сергей Кузнецов обмолвился, что решение о переносе бензоколонки уже принято. В то же время Марина Лошак не исключала возможность ее интеграции в музейный комплекс с приспособлением под оригинальное кафе.


По мнению Ирины Александровны, несмотря на планирующееся строительство, площадей для выставок и зрительской активности все равно не хватает. Ведь сегодня музеи стремятся познакомить зрителя с искусством тех стран и континентов, которое слабо или вовсе не представлено в их фондах, но активно влияет на современный художественный процесс — речь шла об искусстве стран Азии, Африки, Латинской Америки. «Современные музеи создаются по принципу 50 на 50. 50% — выставочные площади, 50% — пространство зрительской активности: это могут быть лекции, детские кружки и многое другое », — напомнила она.


В настоящее время площадь комплекса ГМИИ составляет 49 000 квадратных метров (из них 26 000 — экспозиционные). После реконструкции она увеличится до 105 000 квадратных метров. Поток посетителей возрастет с 1,3 до 3 млн. человек в год. Работу по созданию «музейного городка», о котором мечтал еще основатель ГМИИ Иван Владимирович Цветаев, планируется завершить к 2020 году, потратив 22 млрд. рублей.
«Мы ограничены рамками квартала, но у него много возможностей. Разрозненность зданий, которую иногда называют недостатком, может быть нашей особенностью. Давайте не будем сравнивать себя с другими музеями, нужно опираться на свои сильные стороны», — заключительные слова Марины Лошак прозвучали как послание архитекторам, которым предстоит большая работа в довольно сжатые сроки.

Свои разработки авторские коллективы должны будут сдать 12 июня. До 20 июня будет происходить экспертная оценка, а 24 июня планируется объявить победителя.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.