ENG
 
Электронные СМИ
от 16 Апреля 2014
 

Только Италия! Архитектурная графика XVIII-XXI веков

16 Апреля 2014
Только Италия! Архитектурная графика XVIII-XXI веков

Архитектурный рисунок возник в Италии благодаря восторгу художников и архитекторов разных стран перед пластической выразительностью, мощью и совершенством форм местной архитектуры. В задачи этого вида графики входит изображение зданий и их деталей, передача взаимоотношений архитектурных объемов и пространства. Выставка, включающая рисунки и акварели из Третьяковской галереи, Фонда Сергея Чобана (Берлин), работы из московских частных коллекций и произведения современных архитекторов из их личных собраний, посвящена итальянскому зодчеству, увиденному глазами архитекторов и художников.

В экспозиции представлено около 200 листов разных эпох. Среди них — значительный круг произведений мастеров XVIII столетия, золотого века архитектурной графики. Расцвет жанра связан с творчеством работавших в Риме итальянских и французских архитекторов и художников: Дж. П. Панини, Дж. Б. Пиранези, Ш.-Ж. Натуара, Г. Робера, Г.-Ф. Дуайена и Ш.-Л. Клериссо. Благодаря взаимовлиянию графики и архитектуры сформировались различные виды архитектурного рисунка, такие как изображение реального городского пейзажа (ведута), «руины» и архитектурные фантазии, создававшие выдуманные архитектурные пространства и оказавшие воздействие на театрально-декорационное искусство того времени.

Среди мастеров, изучавших в Риме памятники, был выпускник Королевской академии архитектуры Ж.-Ф. Тома де Томон, с 1799 года работавший в России в стиле зрелого классицизма, чье творчество во многом определило облик Санкт-Петербурга. В его произведениях был выражен господствующий стиль эпохи («Пейзаж с развалинами акведука», начало 1790-х; «Пейзаж с античными руинами», 1794, оба — ГТГ).

Императорская Академия художеств также направляла в Италию для усовершенствования в изящных искусствах своих лучших выпускников. Первым пенсионером Академии стал архитектор В. И. Баженов, который в 1762-1764 годах создал в Риме свои фантазии-проекты («Итальянский вид. Рим», ГТГ); основоположник русской школы классического пейзажа С. Ф. Щедрин провел в Италии с 1769 по 1776 год; с 1779-го и до конца жизни здесь жил пейзажист Ф. М. Матвеев.

Отдельная тема — графика итальянских художников, имена которых неразрывно связаны с историей русского искусства. Среди них — представитель палладианства в русской архитектуре Дж. Кваренги, выдающийся мастер театральной декорации П. Гонзага, акварелист середины XIX века Л. Премацци.

В 1820-1830-е годы творческие пути художников и архитекторов разошлись. Архитектурный рисунок остался прерогативой архитектора: наступил период научного подхода к рисунку, исторически точного воссоздания образов древней архитектуры, основанного на обмерах и археологических исследованиях. В искусстве художников в это время исчезает жанр ведуты, уступая место собственно пейзажу, непосредственному и эмоционально-окрашенному. Таковы рисунки одного из значительных мастеров этого периода М. Н. Воробьева, профессора Императорской Академии художеств, работавшего в Италии в 1844-1846 годах.

Отныне для художника обращение к архитектурной графике, как правило, связано с какой-то конкретной творческой задачей. И для талантливого пейзажиста М. И. Лебедева («Аричча», 1830-е, ГТГ), и для блистательного М. А. Врубеля («Венеция. Мост вздохов», 1892-1893, ГТГ) изображения итальянских архитектурных мотивов являются подготовительным этапом работы над живописными произведениями.

Напротив, в наследии В. И. Сурикова, мастера исторического жанра и портретиста, группа акварелей с изображением памятников архитектуры составляет самостоятельную страницу. В них он выразил свой интерес к архитектурной форме через ее колористическое восприятие.

В конце XIX — начале XX века Италия стала местом паломничества многих русских художников и архитекторов. А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева отправлялись в Италию не как пенсионеры, а по «зову сердца», на свои средства. Они открывали для себя не только памятники античности, но и раннехристианскую архитектуру, средневековье, эпоху барокко. Архитекторов-неоклассиков первой трети XX века — И. А. Фомина, Б. М. Иофана, И. А. Жолтовского, В. Г. Гельфрейха — привлекал близкий их художественным поискам мотив героической красоты Рима.

В советское время Италию могли увидеть немногие художники и архитекторы, командированные или путешествовавшие в составе организованных групп. В кратких творческих поездках они с жадностью зарисовывали свои впечатления, важнейшее место среди которых занимали архитектурные памятники. Поэтому в их графике образ Италии носит фрагментарный, калейдоскопический характер.

Выставку завершает раздел, включающий графические листы четырех современных архитекторов: М. Б. Атаянца, С. О. Кузнецова, М. А. Филиппова и С. Э. Чобана. Работая в разных стилистических направлениях, они обращаются к архитектуре Италии как к эталону идеальных формальных решений, примеру красоты и гармонии в искусстве.

На протяжении веков Италия является местом паломничества, центром притяжения творческих сил Европы. Выставка позволяет увидеть, как многообразно отношение художников и архитекторов к пластическому искусству этой страны: от создания рисунков учебного и документального характера до диалога в жанре архитектурных фантазий, от преклонения перед памятниками античной классики до увлечения формами средневековья и барокко. На отсылках к классическим образцам итальянской архитектуры построено и пространственное решение выставки, в разработке которого участвовал С. Э. Чобан.

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Выставка открыта с 18 апреля по 24 июля 2014 года




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.