ENG
 
Электронные СМИ
от 31 Мая 2016
 

The Guardian о сталинской витрине на Венецианской биеннале

31 Мая 2016

В этом году Россия представляет на Венецианской архитектурной биеннале не новую архитектуру, а проект реконструкции выставочного комплекса сталинских времен. О возрождении советской эстетики рассуждает обозреватель The Guardian Кармен Грей.

ВДНХ, обширный московский выставочный центр и парк, пережила радикальные перемены со сталинских времен, когда она была создана как витрина советской промышленности.

Комплекс, бывший когда-то грандиозной демонстрацией коммунистических идеалов, в 1990-х годах обветшал, как и остатки советской системы вокруг него. С победой капитализма он превратился в разваливающуюся на глазах ярмарочную площадку, его павильоны стали безвкусными магазинами товаров, наводнивших новый российский рынок.

Сейчас, через 25 лет, на реконструкцию выставочного центра выделено 163 млрд рублей (около $2,5 млрд). В этом году реконструкция ВДНХ стала темой российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале, в которой участвуют 37 стран.

Конкретные детали экспозиции, которая откроется в субботу, пока скрыты, но обещают, что это будет «лаборатория», посетители увидят «прошлое, настоящее и будущее». После окончания биеннале экспозиция переедет на ВДНХ, где будет размещена постоянно.

Но пока одни с энтузиазмом расхваливают ВДНХ как пример того, что Москва становится более роскошной и приспособленной для жизни, другие считают прославление этого образца советского наследия глубоко двусмысленным.

В 2014 году управление ВДНХ перешло в руки городских властей, ей вернули первоначальное название (после распада СССР она называлась Всероссийским выставочным центром). Ее исторические павильоны, первоначально представлявшие советские республики и отдельные отрасли промышленности, такие, как металлургия и атомная энергетика, были восстановлены в качестве помещений для проведения художественных и просветительских выставок. Власти города говорят, что проект будет завершен к 2020 году.

При реставрации центрального павильона обнаружили гигантский горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» советского скульптора Евгения Вучетича. В марте отреставрированный горельеф открывал мэр Москвы Сергей Собянин.

Куратор венецианского павильона этого года Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, признает, что первоначальная функция ВДНХ — «реклама советского режима». Однако он сравнивает выставочный комплекс с «материнской платой, на которую можно установить аппаратные и программные средства»; это основа, назначение которой можно изменить и освободить от политических ассоциаций.

Кузнецов утверждает, что проект реконструкции и павильон на биеннале не идеологические. «Мы не можем отказаться от великой архитектуры, шедевров скульптуры, искусства и паркового дизайна; это нужно использовать, но в современных целях», — говорит он.

Возрождение ВДНХ — часть более широкой программы реконструкции общественных пространств Москвы, превращения их в места, привлекательные для молодого креативного класса. В парке Горького, прежде изношенном и запущенном советском парке культуры, в 2012 году погасили старомодную карнавальную иллюминацию; теперь там новые велодорожки, а в прошлом году открылся музей современного искусства «Гараж».

По мнению Кузнецова, все это элементы облика современной Москвы, которая создает все больше возможностей для отдыха в общественных пространствах, где «повсюду вай-фай» и «музеи полны посетителей», где «бегать в парках становится нормой».

«Советское великолепие»

36-летний московский видеохудожник Дмитрий Венков вспоминает ВДНХ 1990-х годов как «дрянной притон», который можно было найти с закрытыми глазами по запаху шашлыка.

«Было грустно видеть, как все это советское великолепие попало в руки торгашей, — говорит он. — В павильоне "Космос" торговали автомобилями, это мощный символ упадка цивилизации».

Венков работает над проектом, посвященным советскому кинематографу, для выставки на ВДНХ: государство объявило 2016 год годом кино.

На вопрос о том, насколько реставрация советской иконографии на ВДНХ связана с реабилитацией советских идеалов, Венков отвечает: «Для нас 1990-е — более революционные времена, когда перевернули все, чтобы построить новый мир. Люди хотели избавиться от советского прошлого, подружиться со всем миром и любить Америку, но в 2000-х, при Путине, направление резко изменилось».

Венков говорит, что, хотя «имперская идея в целом» опасна, в нынешней переоценке есть позитивные аспекты. «Сталин возвращается, у него множество поклонников. Но в то же время люди задумываются о том, что, возможно, нынешняя система — капиталистическая — не самая лучшая. Может быть, в советские времена у нас были какие-то хорошие вещи — образование, здравоохранение, и, может быть, государство может сделать для людей больше. Возвращение ВДНХ и ее переориентация в сторону культурной сферы — часть этой тенденции».

Оригинал статьи: Кармен Грей, «Сталинская советская витрина в центре внимания на Венецианском архитектурном бьеннале», The Guardian, 25 мая




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.