«Почему бы не сделать это в России?»
Дизайнер городской среды Герт Урхан рассказал «Газете.Ru» о проблемах современного градостроения и способах их решения.
— Каковы Ваши ощущения от Московского Урбанистического форума? Были ли сформулированы какие-то важные тезисы, найдены пути решения проблем?
— Я в Москве в первый раз. И я рад, что здесь удалось организовать такой представительный форум. Самое важное, что я почувствовал — открытость его участников для новых идей.
Я участвовал в сессии о развитии микрорайонов, основным ограничителем которого являются пробки. Если Москва будет расширяться, то эти проблемы будут только нарастать. Возникают вопросы, как развивать инфраструктуру микрорайонов. Все может измениться, если рядом с домами людей появятся рабочие места. Для любого мегаполиса лучше наличие не одного, а нескольких центров.
Главный итог: на мероприятии была обозначена необходимость принятия решений о будущем Москвы. Важно, чтобы в этом процессе участвовали не только политики и проектировщики, но и бизнес, и сами жители. Люди должны понимать, что у них есть возможность влиять на развитие своего города — это один из важнейших моментов, на который указали участники и организаторы форума.
— Проблемы городского планирования и создания комфортной среды начали обсуждаться в России относительно недавно. Как Вы считаете, насколько в текущей ситуации применим опыт европейских городов?
— Брать пример с других — это всегда хорошо, но я считаю, что универсальных рецептов не существует. Нельзя слепо копировать опыт Лондона, Парижа или Нью-Йорка. У России своя культура и своя идентичность. Чтобы найти решение для Москвы, нужно понять, как это работает в других городах и что из зарубежного опыта сможет прижиться здесь, вписаться в уникальный российский контекст.
Очень важно инвестировать в систему общественного транспорта, но инфраструктурные проекты необходимо сочетать с созданием рабочих мест и развитием жилищного строительства. Многие города в мире устроены так, что жилье находится в одном месте, а работа в другом, и людям ежедневно приходится курсировать по одному маршруту. Постепенно они стремятся к децентрализации. Наиболее жизнеспособная модель предполагает, что в разных точках мегаполиса находятся одновременно и жилье, и рабочие места.
Подобная модель хорошо работает в Берлине. Амстердам с его аэропортом, университетами и банковскими центрами — лишь один из субцентров метрополии, в которую также входит Гаага и крупнейший порт Европы — Роттердам. Всего в агломерации проживают 6-7 миллионов жителей. Есть и другие примеры. В России это тоже может получиться.