ENG
 
Электронные СМИ
от 11 Сентября 2015
 

Цветные фасады и залы-трансформеры: как строят детские сады и школы в Москве

11 Сентября 2015
.

В новом учебном году в Москве открылись школы и детские сады, построенные по современным нестандартным проектам. Специалистам удалось серьезно улучшить качество проектирования. 14 школ и 13 детских садов, возведенных по новым канонам, появилось сразу в нескольких районах столицы. У зданий интересные фасады с витражами, залы-трансформеры, широкие коридоры и лифты для инвалидов. Обо всех архитектурных новинках в строительстве зданий для самых маленьких москвичей - в материале m24.ru.

Индивидуальный облик

"Сегодня программа направлена на то, чтобы максимально разнообразить архитектуру этих объектов, не уходя при этом полностью от типовых решений, - подчеркивает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. - Потому что мы понимаем их технологичность и экономичность. Тем не менее, мы пытаемся искать индивидуальность архитектурных решений, и это горячо поддерживается Сергеем Собяниным. Новые решения помогут разнообразить архитектуру жилых районов".

В настоящее время перед проектировщиками и Москомархитектурой стоит сложная задача – создать индивидуальный облик для новых школ и детских садов, рассказали m24.ru в ведомстве. Комитет принимает участие в разработке ряда проектов, отвечающих как современным представлениям об образовании, так и новым архитектурным и градостроительным требованиям к городской среде. Фасады каждого из объектов архитекторы придумывают, исходя из характера прилегающей к зданию застройки.

С 2013 по 2015 годы Москомархитектура выдала 86 свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений проектам детских садов и 72 - проектам школ.

1 сентября в Москве открылись 14 новых школ и 13 детских садов. "Наша основная цель - обеспечить детскими садами и школами наиболее нуждающиеся в них районы города, - заявил руководитель департамента строительства Андрей Бочкарев. - Эту задачу приходится решать в непростых условиях. В Москве в настоящее время существует ограниченное количество свободных земельных участков, пригодных для строительства социальных объектов. Поэтому здания строятся уже в сложившейся жилой застройке".

По его словам, там, где позволяют условия, строители применяют типовые проекты. А в условиях плотной застройки или на участках со сложной геометрией строятся здания по индивидуальным проектам.

Колористика и залы-трансформеры

Действующие нормативы довольно жестко регламентируют планировочные решения детсадов и школ, что серьезно ограничивает доступные архитекторам изыски. Впрочем, даже при строительстве обычного прямоугольного здания (как в типовых проектах), проектировщики находят способы сделать здание красивым. Например, выносят второй этаж на колоннах или применяют необычные способы отделки фасада.

Так, в современных проектах используются столярные изделия и витражные конструкции с индивидуальными цветовыми решениями, а также накладные металлические элементы. Город поощряет такую деятельность планировщиков.

"В старых типовых проектах к колористическим решениям фасадов и интерьеров не предъявлялись требования по развитию у детей фантазии, художественного вкуса и стимулирования их к творчеству. Не было связи и искусством и культурой России, – отметила гендиректор мастерской ППФ "Проект-Реализация" Ольга Бумагина. - В наших проектах, в том числе и в открывшемся 1 сентября садике в Бескудниково (Бескудниковский микрорайон 6, корпус 15), фасады и интерьеры посвящены знаменитым художникам, писателям и архитекторам".

В частности, фасады детского сада посвящены крестьянскому периоду в творчестве Казимира Малевича, а интерьеры здания русскому народно-декоративному искусству: Дымковской и Филимоновской глиняной игрушке, известных с XVII века.

Не менее важным сегодня является создание трансформируемых помещений в школах и детских садах. Типовые проекты этого не предусматривают.

"В новых проектах появились раздвижные трансформируемые перегородки, с помощью которых можно помещения объединять или разделять в зависимости от организации учебного процесса, – подчеркнула Ольга Бумагина. - В детском саду в Бескудниково как раз есть трансформируемые групповые ячейки и такие же помещения для дополнительного образования - универсальные кружково-компьютерный класс и зал для музыкальных занятий (хореографии)".

Широкие коридоры и лифты для особых детей

Все новые здания рассчитаны на обучение здоровых детей с детьми-инвалидами и спроектированы так, чтобы маломобильные граждане не испытывали неудобств. В старых типовых проектах садов и школ этого не было: здания проектировались с узкими темными коридорами, узкими лестницами, не было зон безопасности, лифтов, а также пандусов на сцену актового зала.

Уровень пола первого этажа обычно составлял 1,2 метра над землей, поэтому перед входом устанавливали длинные пандусы, по которым было очень тяжело подняться вверх. Это делало довольно затруднительным, если вообще возможным, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья или работу в этих учреждениях преподавателей, у которых есть инвалидность.

"В том же садике в Бескудниково предусмотрены широкие светлые коридоры, широкие светлые лестницы с поручнями с двух сторон, на каждом этаже рядом с эвакуационными лестницами есть по две зоны безопасности, - рассказала Ольга Бумагина. - Есть холл с двумя лифтами, которыми могут пользоваться инвалиды-колясочники, люди с проблемами слуха и зрения, а также врачи "Скорой помощи" с носилками в случае необходимости. Эти лифты предназначены для пожарных подразделений в случае чрезвычайных ситуаций.

Уровень пола первого этажа расположен ниже, чтобы обеспечить вход "с нуля" для детей и родителей с ограниченными возможностями здоровья, при этом в группах на первом этаже оборудованы полы с подогревом.

Все групповые ячейки и классы приспособлены для инклюзивного образования. Там установлены широкие остекленные двери шириной 1,2 м, оборудованы расширенные кабинки во всех туалетных комнатах, места для переодевания в раздевалках. В типовых проектах старого поколения этого не было, маломобильные дети могли попасть только в одну группу или класс на 1 этаже с туалетом для взрослых с ограниченными физическими возможностями в коридоре, что делало нереальным их нахождение в детском саду и в школе в принципе".

В центре всех этажей садиков, построенных по проектам ППФ "Проект Реализация" расположен холл, в который выходят главная эвакуационная лестница, зоны лифтов и все коридоры. Такая планировка облегчает эвакуацию в случае пожара.

Безопасные детские площадки

ООО "МНИИТЭП" разработало открытые 1 сентября детские сады на 280 мест на Солнечногорской улице и на 225 мест на Можайском шоссе. Эта же организация спроектировала сад в Бескудниковском микрорайоне, 7, корп. 11 и пристройку на 200 мест с переходом к зданию гимназии № 1543 на ул. 26 Бакинских Комиссаров, 3, корп. 5.

"Современная промышленность в совокупности с новыми требованиями города обязывает использовать новые отделочные материалы, – заявил архитектор "МНИИТЭП" Евгений Шапкин. – Например, покрытие детских площадок, малые архитектурные формы становятся более функциональными и защищенными от вандалов. В детских садиках и блоках начальных классов в игровых пространствах применяются компактные игрушки и учебные пособия. Современные технологии позволяют компактно размещать оборудование, что приводит к экономии места и интересным интерьерным решениям с более высокими потолками".

В качестве примера можем выделить школу на Перовской улице, 66, построенную по индивидуальному проекту в рамках ЖК "Большое Кусково" (застройщик ГК "ПИК").

Здание разделено на функциональные зоны: помещения для начальных классов, основной школы и старших классов выделены в отдельные блоки. В школе созданы все условия для успешного образовательного процесса – просторные и светлые классы, специализированные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием, современный спортзал, компьютерный класс, медиатека, хореографическая студия и большой актовый зал.

В составе комплексной застройки жилого района на территории ТиНАО, которую реализует "ПИК" (ЖК "Бунинский"), 1 сентября открыты школа и детский сад, построенные по индивидуальным проектам. В частности, детский сад рассчитан на 12 групп в возрасте от 1,5 до 7 лет. На первом этаже располагаются две ясельные группы с отдельными входами. Для удобной навигации холлы оформлены в разных цветах.

К началу учебного года открылись также несколько интересных по архитектуре соцобъектов, созданных по проектам компании "Терра Аури". Это школа и детский сад на Базовской улице (д. 15, корп. 13 и д. 15, корп. 12), пристройка к гимназии № 1514 на ул. Крупской, 12, школа на Большой Набережной ул., 23, школа на Синявинской ул., 11.

"Избавляться в новых проектах образовательных учреждений нужно от всего, что противоречит современным нормативам – от узости пространств и отсутствия необходимого инженерного обеспечения, от скуки и серости типовых проектов, - заявил Андрей Лаврентьев, главный архитектор проектов "Терра Аури". - Современный детский сад и школа должны стать многофункциональными, просторными, технологичными и визуально привлекательными, дети должны хотеть туда непременно вернуться".




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.