АрхиГрафика 2013: итоги и перспективы :: Электронные СМИ :: Пресса
ENG
 
Электронные СМИ
от 21 Декабря 2013
 

АрхиГрафика 2013: итоги и перспективы

21 Декабря 2013
Рисунок Сергея Кузнецова, Венеция, 2012

17 декабря в ЦДА состоялась Церемония награждения Победителей и Лауреатов Международного онлайн-конкурса архитектурного рисунка. За лучшие работы были вручены три денежных премии, девятнадцать «Специальных упоминаний Жюри», спецприз от партнера проекта и ценные издания по теме. И это только начало.

За три месяца приема заявок конкурс «АрхиГрафика» объединил на онлайн-выставке 435 работ от авторов со всех концов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Белоруссия, Украина, Прибалтика, Чехия, Германия, Португалия, США, Канада и Япония – неплохой географический охват для первого пилотного выпуска. Сколько всего рисунков участвовало в конкурсе и соответственно представлено сейчас на его сайте, если учитывать, что одна работа могла быть целой серией до пяти листов, – мы пока даже не считали. Задумывая этот проект, команда сайта Archplatforma.ru (Группа 360.ru) скорее интуитивно предчувствовала, чем знала наверняка, что архитектурный рисунок, создаваемый вручную, – живая и волнующая профессиональное сообщество тема. Очевидный подъем интереса к ней в последнее время во многом связан с Фондом Сергея Чобана, открывшим в июне 2013 года в Берлине Музей Архитектурного Рисунка (проект российского бюро SPEECH). Деятельность Фонда, направленная на популяризацию совершенно особенного, самостоятельного вида искусства, каким является архитектурная графика, послужила и для нас, организаторов данного конкурса, вдохновляющим импульсом. Кто, кроме узкого круга известных проектировщиков, ряд которых выступили нашими экспертами, сегодня еще рисует руками, как, для чего? Нам было интересно узнать ответы на эти вопросы, и «АрхиГрафика», действительно, открыла немало новых имен.

Оргкомитет конкурса АрхиГрафика: Елена Петухова (Союз московских архитекторов), Екатерина Шалина (Archplatforma.ru)

Как и в любом новом деле, в процессе проведения этого интернет-соревнования, было немало сложностей. Как и в любом конкурсе, самой большой сложностью  была оценка работ – на всех этапах: и во время отборочной модерации, и на Экспертном совете, непросто было и членам Жюри. Рисунок архитектора – вещь тонкая, и критерии здесь намного эфемернее, чем при анализе 3D-проектов и реализованных сооружений. Что такое рисунок к проекту? Часто — плод молниеносного озарения, образ, моментально схваченный и зафиксированный линиями, иногда точными и твердыми, иногда осторожно, как бы вопросительно нащупывающими cвязь формы и функции. И что тут важнее – виртуозность техники, красота архитектурной мысли или имя архитектора и наше знание о том, что из этого зыбкого наброска родилось отличное здание? А как судить фантазии? Кому-то во сне приходит ироничный образ мегаполиса, где памятники архитектуры спасаются на крышах небоскребов, кто-то филигранно вырисовывает абстрактные идеальные города, а кто-то эмоционально и порывисто изображает новые миры по мотивам путешествий, книг, картин. И где в одном авторе грань между архитектором и художником, и кто при этом из них важнее в рисунках с натуры? Одним ближе реализм, другим – абстракционизм или экспрессионизм. Как сравнивать совершенно разные подходы и техники? Поэтому при подведении итогов вопрос личного вкуса, визуального и художественного опыта судей неизбежно вышел на первый план.

Члены Жюри конкурса «АрхиГрафика»: Андрей Чернихов («Студия Архитектуры и Дизайна Андрея Чернихова»), главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, Сергей Чобан (Фонд Музей архитектурного рисунка, бюро SPEECH), Михаил Филиппов («Мастерская Михаила Филиппова»)

Мы осознанно пригласили в эксперты архитекторов, представляющих кардинально разные направления современной архитектуры – от неоклассики до цифрового барокко и деконструктивизма, но одинаково ценящих и использующих в своем методе рисунок от руки. Бен ван Беркель, Массимилиано Фуксас, Михаил Филиппов, Максим Атаянц, Сергей Кузнецов, Андрей Чернихов – собрать столь представительную судейскую команду помог патронаж Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана и лично сам его основатель, возглавивший Жюри. В рамках лекционной программы, организованной нашим партнером – Союзом московских архитекторов (СМА), о своем восприятии и критериях оценки рисунка рассказывали Михаил Филиппов, Сергей Кузнецов, Максим Атаянц (Жюри), Сергей Эстрин (Экспертный совет). А Церемонию награждения Победителей и Лауреатов открыло выступление Председателя Жюри. На примерах из собрания и выставок Фонда Сергей Чобан показал, какая архитектурная графика его впечатляет, и объяснил, что лично ему было важно увидеть в произведениях участников.

У всех членов Жюри и Экспертного совета были свои критерии и рисунки-фавориты. Экспертный совет вывел в финал порядка ста работ в трех номинациях, оценки Жюри немного расширили этот список. Каждый из членов Жюри составлял свои рейтинги. Таким образом, несмотря на широкий диапазон мнений, в трех конкурсных номинациях были определены Победители, получившие по 50 000 рублей из Призового фонда, представленного организаторами. Кроме того, 18 участников, чьи работы заняли высокие позиции в рейтингах, стали Лауреатами конкурса и были награждены Дипломами «Специальное упоминание Жюри». 

В номинации «Рисунок к проекту» Дипломы Лауреатам вручил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы. «Специальное упоминание Жюри» здесь получили работыЮрия Аввакумова,  Влада Савинкина, Сергея Миненко, Александра Котова, Андрея Орлова, Алексея Залезина, Максима Неймохова.

На фото вверху и внизу Лауреаты «АрхиГрафики»: Влад Савинкин, Максим Неймохов и представительница Александра Котова. 

Победителем в номинации «Рисунок к проекту» стал опытный российский архитектор и график, живущий в Москве и Гамбурге, – Роман Фаерштейн. В финал попали пять из шести присланных им серий. А победу принесли пять рисунков из серии «Пространство Музея Геологии».

 

Имя Победителя объявил в своем видеообращении к  участникам конкурса Массимилиано Фуксас. Глава всемирно известного архитектурного бюро Studio FUKSAS, по его словам, помимо интересной техники, ясности и живости замысла, искал в работах нечто неожиданное и непредсказуемое. Он был одним из членов Жюри, присудивших Роману Фаерштейну первое место.

Лауреаты номинации «Архитектурная фантазия»: Артур Скижали-Вейс, Семен Москалик, Анатолий Белов.

В разделе «Архитектурная фантазия» Жюри выделило пять работ и четырех авторов: Айсылу Валиуллину, Семена Москалика, Александра Рябского, Артура Скижали-Вейса.

На сцене Лауреатов поздравила Евгения Гершкович, член Экспертного совета конкурса. И именно в этой номинации одному из участников достался Спецприз от  LAUFEN, ведущего мирового производителя оборудования и мебели для ванных комнат, недавно ставшего партнером проекта «АрхиГрафика». В путешествие на двоих в Монте-Карло, включающее перелет на вертолете и другие сюрпризы, отправится Артур Скижали-Вейс, автор обе работы которого были высокого оценены Жюри в целом и, в частности — Максимом Атаянцем.

Спецприз Артуру Скижали-Вейсу вручили Генеральный директор и Директор по маркетингу LAUFEN/Roca Group в России и странах СНГ —  Антонио Линарес и Марина Сидорина.

Антонио Линарес, Генеральный директор LAUFEN/Roca Group в России и странах СНГ, Председатель Комитета по строительству и производству строительных материалов Ассоциации Европейского Бизнеса в России.

Лучшей «Архитектурной фантазией» признана серия«Город башен» архитектора из Санкт-Петербурга Сергея Мишина (Studio Mishin). Диплом Победитель получил от Андрея Чернихова. «Архитектурная фантазия — исчезающий жанр. Человечество давно реализовало все, о чем только могло мечтать», —  считает внук знаменитого архитектора-авангардиста Якова Чернихова, основоположника архитектурного фантазирования в России. Как член Жюри Андрей Чернихов отметил всего одну работу в этой номинции, она и вышла по сумме баллов в лидеры.


В номинации «Рисунок с натуры» разгорелась самая острая борьба между несколькими претендентами на победу. Чуть-чуть не хватило до нее по очкам Ивану Быкову из Барнаула и Антону Жетикову из Тюмени. В числе номинантов оказались также Жанна Денишева, Алексей Михалычев, Динара Нуримова, Анастасия Кузнецова-Руф, Кария Такудзи.

Михаил Филиппов, Вера Леонидовна Кузнецова, представлявшая на Церемонии Анастасию Кузнецову-Руф, и Алексей Михалычев

Дипломы Лауреаты в номинации «Рисунок с натуры» получили от Михаила Филиппова, члена Жюри, для которого в первую очередь имело значение художественное качество исполнения рисунка, композиция, грамотная работа с плоскостью листа. Ивану Быкову, Жанне Денишевой и Анатолию Белову, чьи работы ему особенно понравились, он подарил посвященную его творчеству монографию Григория Ревзина.

Иван Быков и Жанна Денишева. Лауреаты. Номинация «Рисунок с натуры»

Михаил Филиппов и Анатолий Белов, Лауреат конкурса. Номинация «Архитектурная фантазия»

 Рубен Аракелян. Из серии «Ереван»

Победителя в последней номинации объявил Сергей Чобан. Работу «Ереван. [свет / тень]» Рубена Аракеляна, архитектора из московского бюро «Проект Меганом», сразу три члена Жюри поставили на первое место. «Вроде бы не сделано ничего и в то же время сделано все. Совершенно гениальный рисунок», – резюмировал Сергей Энверович. Рубену Аракеляну, Сергею Мишину и Юрию Аввакумову – авторам лучших, по его мнению, работ в разных номинациях Председатель Жюри также подарил каталог выставки «Золотой век архитектурной графики. Рисунки и чертежи из коллекции Сергея Чобана» (ГМИИ им. Пушкина, 2010)


В заключительной части Церемонии «Дипломами за активное участие» организаторы отметили Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет и АСБ «Карлсон и К». КГАСУ оказался не только одной из самых активных, но и самых узнаваемых и своеобразных по почерку Школ, ученики которой отправили на конкурс свои рисунки. АСБ «Карлсон и К» – творческий коллектив, от которого поучаствовали несколько авторов, открывших широкой аудитории тот факт, что на фоне многообразия архитектурной стилистики в этом бюро чтут традиции ручной графики.

Наградой Победителю онлайн-голосования стала вышедшая в этом году в Великобритании книга Найл Бингхэм «Сто лет архитектурного рисунка» (Neil Bingham. 100 years of architectural drawing. 1900-2000). Она досталасьИнне Диановой-Клоковой, чья серия «Соборы. Франция» получила горячую поддержку участников конкурса и посетителей сайта.

Еще один экземпляр той же книги, ценной для всех, кто интересуется и занимается архитектурным рисунком, но пока не появившейся в продаже в России, от редакции сайтов Группы 360.ru мы подарили Андрею Ноарову, преподавателю кафедры «Рисунок» в МАРХИ. Болели за все его работы, но особенно – за фантазию «Барокко».

Андрей Ноаров. «Барокко»

На протяжении конкурса мы не раз слышали от участников и членов Жюри пожелание: «Интернет-конкурса мало, рисунки нужно смотреть «живьем», обязательно сделайте выставку и выпустите каталог». Мы к этим пожеланиям прислушались: выставка и каталог по итогам этого конкурса входят в наши планы, как и следующая серия соревнования. Независимо от того, как сложится дальнейшая судьба «АрхиГрафики», одну из поставленных задач мы считаем уже выполненной: создана платформа для профессионального обмена вокруг такой вдохновляющей и вызывающей позитивные эмоции темы, как архитектурный рисунок.

Еще раз поздравляем всех Победителей и Лауреатов, финалистов и участников конкурса! Остаемся на связи (archigraphic@archplatforma.ru), открыты для замечаний, рекомендаций и пожеланий на будущее.

 НОМИНАЦИЯ «РИСУНОК К ПРОЕКТУ».  РАБОТЫ ЛАУРЕАТОВ — «СПЕЦИАЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ».

 

 

 

НОМИНАЦИЯ «АРХИТЕКТУРНАЯ ФАНТАЗИЯ». РАБОТЫ ЛАУРЕАТОВ — «СПЕЦИАЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ»

 

 НОМИНАЦИЯ «АРХИТЕКТУРНАЯ ФАНТАЗИЯ». РАБОТЫ ЛАУРЕАТОВ — «СПЕЦИАЛЬНОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ»

  

 

 

Официальный сайт конкурса: competitions.archplatforma.ru




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.