Жилой комплекс на Рубцовской набережной
Площадь участка — 5,24 га
Общая площадь объекта 165 145 кв. м
Наземная площадь — 108 150 кв. м
Подземная площадь — 57 265 кв. м
Высотность — 15,8–62,7 м
Количество м/м — 1422 места
Многофункциональный жилой комплекс (авторы — «Группа АБВ», архитектор Бирюков Н.Ю.) расположен на территории бывшей ткацкой фабрики, в Басманном районе ЦАО, в квартале, ограниченном Рубцовской набережной Яузы, Большой Почтовой улицей и проектируемым проездом 6070. Застраиваемая территория площадью 5,244 га вытянута в сторону реки, включает 5 земельных участков и предполагает 3 очереди строительства.
Проектируемый комплекс представляет собой 11 разноэтажных (от 5 до 17 этажей) жилых корпусов, одноэтажные объемы встроено-пристроенных нежилых помещений, 4 разноэтажных офисных и торговых корпуса, двухуровневую подземную автостоянку.
Запланированы два въезда-выезда на участок со стороны Большой Почтовой и два — с набережной. Въезды в подземный паркинг спроектированы с внутриквартальных проездов в южной стороне участка.
Первые этажи (высота от 4.5 до 6 м) выполнены с витражным остеклением и предназначены для размещения ритеила, кафе, ресторанов и других коммерческих помещений. В корпусе 12 на первых двух этажах располагается ДОУ на 120 детей.
Жилая часть состоит из одно- и двухсекционных домов 5-17 этажей. Архитектурное решение фасадов предполагает использование облицовочного кирпича (клинкерной плитки) и композитных декоративных панелей. На ряде фасадов сделаны акценты: они имеют волнообразную текстуру, откликаясь на расположенную рядом речку.
Существующие на участке производственные корпуса предназначены к сносу. Ряд строений, представляющих историческую ценность, будут реконструированы. В частности, корпус по адресу Большая Почтовая, 34 стр. 6 сохраняется и приспосабливается под использование в качестве торгово-офисного пространства. Также по обмерам целиком воссоздаются две водонапорные башни как интересные фрагменты промышленной архитектуры — одна в виде отдельно стоящего здания на Семеновской набережной, другая — как пристройка к реконструируемому корпусу (строение 6).
Центральной планировочной осью выступает пешеходная улица, соединяющая Большую Почтовую улицу с набережной. В продолжение транзитного движения до проектируемого на другом берегу Яузы ТПУ и станции метро рассматривается возможность пешеходного моста. В настоящем варианте проекта этот переход к Семеновской набережной интегрирован в реконструируемый исторический корпус.
В целом комментарии по проекту со стороны совета были позитивными.
Андрей Гнездилов: «Мне нравится объемно-пространственное решение, в частности, выход торговой улицы на набережную. Однако это решение не является законченным, потому что непонятно, чем обслуживается сама эта площадь. Незавершенность есть и в месте выхода бульвара на Почтовую улицу. В целом приветствую вкус этой архитектурной компании, сдержанный и не ставящий амбициозных задач. Мне кажется, это очень правильно, поскольку городу не хватает такой сдержанной и качественной архитектуры».
Владимир Плоткин: «Мне тоже нравится эта работа, в ней есть все правильные составляющие, хороший выход к реке и ориентация бульвара. Но я согласен, что его начало со стороны города должно быть более четко акцентировано. У меня есть пожелание относительно дворовых пространств, внутрь которых вошли проезды к подъездам: я считаю, надо как-то средствами благоустройства нивелировать здесь влияние автотранспорта».
Юрий Григорян: «В своей основе это очень здоровый проект и я в целом могу поддержать его за исключением позиции в отношении наследия. Несколько старых зданий — совсем небольшие куски исторической среды по сравнению с объемом новой застройки, и я бы их сохранил. И еще я бы пешеходный мост завел на общественную площадь, а не втыкал бы его в здание, чтобы с площади на него был открытый публичный доступ».
Алексей Емельянов (руководитель Департамента культурного наследия Москвы): «Территория была достаточно трансформирована в советское время, и реально историческим строением является корпус 6, который выходит на набережную и сохраняется. Здесь также есть яркие элементы в виде двух водонапорных башен, хотя они находятся в составе корпусов, каждый из которых имеет многократные позднейшие наслоения, в том числе 1970-80-хх гг. Поэтому комиссия по сносу однозначно отказалась от сноса строения шесть, а остальные ценные элементы рекомендовала воссоздать и включить в общую композицию как память места».
Сергей Кузнецов: «Мне кажется, это очень хорошая средовая архитектура. Везде шедевров не сделаешь — важно достичь качественного среднего уровня, на который и направлены формируемые нами стандарты. Впрочем, к проекту все же есть комментарии и они касаются соблюдения общегородских принципов, которые проводит в жизнь команда мэра — это, прежде всего, развитие общественных пространств при любой застройке. Архитекторы поработали над этим вопросом, но мы считаем, что недостаточно. К примеру, начинать небольшую площадь со стороны Большой Почтовой улицы с въезда в гараж неправильно; если бы это было модным рестораном, было бы, безусловно, интереснее. Полностью согласен, что нужно перетянуть выход с моста не в историческое здание, а на площадь, сделать из этого объект притяжения и дальнейшей коммуникации. И реакция первых этажей зданий на общественное пространство около набережной пока недостаточна. Эти моменты чрезвычайно важны с точки зрения организации участка как городской территории».