Вторая очередь театра Et Cetera
Площадь участка в границах отвода — 3785 кв. м
Площадь застройки — 1600 кв. м
Общая площадь здания — 3800 кв. м
Строительный объем здания — 16 445 куб. м
Этажность — 8 этажей
Верхняя отметка здания — 20,00 м
Количество мащиномест — 12 м/м
Театр «Et Cetera» с его планируемым расширением в сторону Мясницкой улицы и Тургеневской площади, несмотря на небольшой масштаб, находится в стратегически важной точке города. Именно поэтому он попал на Архитектурный совет.
Участок располагается на пересечении Бульварного кольца и Мясницкой улицы, между Бобровым переулком и Тургеневской площадью. Вблизи находятся выходы из станции метро «Тургеневская», «Сретенский бульвар» и «Чистые пруды». Главный вход в театр осуществляется со стороны Мясницкой и Бульварного кольца.
Одно из основных помещений 2-й очереди — репетиционный зал, которого не хватало театру. Также в проект включен служебный лифт и подъемник для декораций с «карманом» сцены — композиционно все это разместилось в повышенном 7-миэтажном объеме, пристроенном к основному зданию. К нему, в свою очередь, примыкает одноэтажная часть новой входной группы, обрамленная террасами. Ступени террас дугами спускаются к круглой площадке «сцены», образуя площадь.
Проект расширения театра разрабатывается уже несколько лет: ранее была сделана концепция единого объема дополнительных помещений театра со стилобатом, который занимал весь участок до Мясницкой улицы и скрывал две венткамеры метрополитена (сейчас одна из них оказалась встроенной в здание, другая осталась по фронту улицы). В 2014 г. в связи с сокращением бюджета была изменена и концепция застройки — результат представлен на сегодняшний совет. Но по общему впечатлению его членов проект вышел абсолютно неприемлемым.
Сергей Кузнецов: «У вас здесь, казалось бы, понятная задача — организовать главный вход в театр. Однако сейчас все это выглядит совсем наоборот — как будто это хозяйственная часть, и мы зашли с заднего двора, несмотря на то, что это крупная городская площадь».
Главный архитектор отметил, что логичнее было бы перекомпоновать и сделать здание в застройке улицы и без стилобатной части, обратившись в Департамент культуры с просьбой пересмотреть техническое задание.
Члены совета высказались более резко. Юрий Григорян: «Это просто нереально строить такое и продолжать такую традицию. Я понимаю, что это здание отступило, чтобы открыть вид на памятник Баженова(Дом Юшкова, Мясницкая улица, 21 — здание 1780–1790-х гг. постройки, авторство приписывается архитектору Василию Баженову — ред.), но это не помогает, и никакого уважения ни к памятнику, ни к публичному пространству нет. С точки зрения облика это просто неприемлемо».
Михаил Посохин: «Архитектура этого театра у меня вызывала всегда отрицательное отношение, но нынешние планы не прибавляют никакого положительного качества к тому, что есть. Делая шаг в этом направлении, мы нанесем ущерб городской среде и уникальному памятнику».
Сергей Чобан: «На мой взгляд, здесь не является обязательной задачей продолжать архитектуру существующего театра на площадь. Вместо этого можно было бы трактовать это как два здания, одно более старое, другое — возникшее сейчас. Абсолютно неудачной мне кажется и трактовка этой площади, лишенной всякой функции, с перголой, которая, по сути, не нужна в городе, где восемь месяцев зима, с полутораэтажным зданием вестибюля, который тоже не формирует фронт и с оставшейся частью с этим венткиоском. Я бы делал пристройку в виде новой архитектуры, попытался быть компактным в высоком корпусе, с многосветным холлом, с красивой лестницей, и максимально освобождал большую площадь с видом на особняк Баженова».
Резюмируя выступавших, Сергей Кузнецов, отметил: «Если объем небольшой и есть цель в урезании бюджета, есть смысл сделать его рациональным и не плодить ненужные помещения, неудобные формы, стыковки фасадов и все, что влечет за собой сложные решения. Мне кажется, здесь нужен более честный подход к тому, что сделала предыдущая команда, и более логично поставленная задача, к решению которой необходимо призвать и заказчика, и Департамент культуры. Я не вижу вообще предпосылок к тому, чтобы продолжать прежнюю архитектуру, здесь нужно простое и элегантное решение. Я думаю, проект надо серьезно пересмотреть, и мы будем разбираться, какие для этого сейчас есть возможности».