АТК на Кутузовском проспекте
Утвержденный проект административно-торгового комплекса (АТК) напротив Москва-Сити был подготовлен в 2006 году архитектурной мастерской «Сергей Киселев и партнеры». В комплекс входило 4 здания общей площадью порядка 368 тыс. м2: два корпуса (А и Б) в 47 этажей и еще два 10-этажных (В и Г).
Однако корпус В по утвержденному проекту частично располагался на участке совместного использования с железной дорогой. Вследствие большого перепада рельефа и устройства опор в полотне существующей железной дороги, часть корпуса располагалась на платформе над железной дорогой. С целью оптимизации проекта, заказчиком было принято решение разместить корпус В в границах отведенного участка, что потребовало разработки для этого корпуса нового архитектурно-планировочного решения. В идеале – компенсирующее уменьшенное из-за изменения границ участка количество квадратных метров (примерно на 8 000 м2).
Участок строительства расположен в Западном административном округе г. Москвы на пересечении Кутузовского проспекта и Третьего транспортного кольца (ТТК) и представляет собой обширную площадку, вытянутую вдоль ул. Кульнева на западе и ТТК на востоке.
Южной частью участок примыкает к Кутузовскому проспекту, а северной выходит на набережную Москвы-реки.
В настоящее время на участке ведется строительство – строятся высотные объемы комплекса, башни А и Б. На участке, примыкающем к Кутузовскому проспекту, построен корпус Г .
С западной стороны, вдоль улицы Кульнева, примыкает участок строительства 17-этажного здания многофункционального комплекса.
Участок имеет значительный перепад рельефа от улицы Кульнева к ТТК в абсолютных отметках от 148,5 до 138 м.
Важные ограничивающие факторы для строительства на участке – пересечение в северо-восточной части с Филевской линией метрополитена, соседство с путями МОЖД (вдоль ТТК) и с сетью канализации вдоль улицы Кульнева.
Из-за значительного перепада рельефа проект благоустройства разработан в одном уровне, что соответствует первому этажу комплекса. Этот уровень является основным и состоит из пешеходной улицы вдоль корпуса В – основной коммуникационной оси, связывающей все элементы комплекса, – и открытой автостоянки и площади перед корпусом Г.
В зоне пешеходной улицы – наибольшее количество элементов благоустройства, непосредственно связанных с интерьером помещений первого этажа. В частности, предусмотрено устройство газонов по перекрытию над подземной автостоянкой с высадкой травянистых многолетников и декоративных кустарников.
Подземная часть едина для корпусов А, Б и В – это 5-уровневая подземная автостоянка общей вместимостью 2960 машиномест (включая машиноместа первой очереди, размещенные в построенном корпусе Г).
А вот для надземной части корпуса В архитекторы ТПО «Резерв» и мастерской №3 «Моспроекта» предложили 4 варианта объемно-планировочных решений корпуса.
Варианты 1 («Моспроект») и 4 («Моспроект»+ТПО «Резерв») подразумевают устройство выходов на озелененные эксплуатируемые кровли-террасы. В варианте 4 в объеме здания, увеличенного по высоте почти вдвое по сравнению с первоначальным вариантом, сделан полуциркулярный вырез – для визуального облегчения восприятия.
Пластически более лаконичные варианты 2 и 3 (ТПО «Резерв») отличаются между собой наличием в последнем боковой башни высотой 7 этажей.
Как и объемное решение, отделка фасадов предусматривает преемственность с прежним решением и сочетание с построенной частью комплекса. В вариантах 1 и 4 (разработаны при участии «Моспроекта») предлагается использовать панели поэлементной сборки с заполнением золотистого цвета зеркальным стеклом и алюминиевым покрытием, а в зоне двух нижних этажей – витражные конструкции и вентилируемый фасад с облицовкой натуральным камнем.
В вариантах 2 и 3 фасады отделываются элементами в форме треугольных мини-эркеров, одна сторона у которых стеклянная, а вторая «глухая», из темного или светлого камня. Остекление можно ориентировать в ту или иную сторону, и тогда по мере приближения к зданию (основная точка восприятия – это все-таки Третье транспортное кольцо) создается интересный визуальный эффект.
В пределах трех нижних этажей надземной части корпуса В предусмотрены общественные пространства. Основной целью этой зоны является размещение в ней различных вспомогательных функций для сотрудников офисных помещений. Вход в них предусмотрен с пешеходной улицы.
На первом этаже размещены вестибюли офисной части и помещения, необходимые для эксплуатации офисных зданий; предприятия торговли и обслуживания с входом с улицы; зоны хозяйственной загрузки офисов и помещений торгово-общественной зоны (со стороны железной дороги).
На втором и третьем этаже размещены предприятия общественного питания для сотрудников АТК.
Остальные этажи предназначены для офисов, один из них – технический.
Во избежание возникновения транспортного коллапса совет порекомендовал рассмотреть схему автомобильных потоков вокруг проектируемого здания на транспортной комиссии Москомархитектуры.
Что касается объемно-пространственных решений, то почти единодушно был принят вариант 2, предложенный ТПО «Резерв»: лаконичная ровная композиция в 10-12 этажей с динамичной «зеркально-глухой» отделкой.