Kleinewelt Architekten представило промежуточные итоги проекта-исследования «Идеальный город»

10 Октября 2017
Kleinewelt Architekten представило промежуточные итоги проекта-исследования «Идеальный город»

Можно ли создать городскую среду, которая обеспечит комфорт и высокое качество жизни всем, кто в нее попадает? Исследование «Идеальный город» от бюро Kleinewelt Architekten стало ответом на этот вызов. Свое видение образцовой урбанизации архитекторы представили на ежегодном фестивале «Зодчество».

В основу проекта легло изучение особенностей четырех мировых мегаполисов, стабильно занимающих верхние строчки авторитетных рейтингов качества городской жизни. Архитекторы попытались понять, что делает Вену, Ванкувер, Мельбурн и Сингапур столь привлекательными для жизни, следующий этап исследования будет посвящен разработке универсального кода, который в будущем поможет им приблизить любой новый проект к городскому идеалу. «Одна из целей исследования — спроектировать представление о лучшем месте для жизни, таком, в котором мы захотим жить, заниматься любимым делом, воспитывать детей, учиться», - уточнил Сергей Переслегин, архитектор, партнер бюро Kleinewelt Architekten.

«Мы подумали, что для начала надо узнать, что происходит пусть не в идеальных, а просто в хороших городах. Именно эту часть работы мы и показываем сегодня на «Зодчестве», - пояснил Александр Острогорский, архитектурный критик, преподаватель школы МАРШ.

Исследование выяснило, что экономическое, социальное и физическое благополучие современных горожан формируют несколько факторов. Одним из них является наличие границы, которая естественным образом препятствует «расползанию» урбанизации. У Вены, Сингапура и Ванкувера есть достаточно четкие границы. Отсутствие естественной границы у Мельбурна в стратегиях развития этого города считается самой большой проблемой австралийского мегаполиса.

Вывести формулу оптимального устройства дорожно-транспортной инфраструктуры оказалось непросто, поскольку все изучаемые мегаполисы были заложены в разное время и развивались неодинаково. Например, сложно сравнить Вену, где транспортная система близка к московской радиально-кольцевой, Ванкувер и Мельбурн с их четкой ортогональной сетью дорог и Сингапур, структура которого более разнообразна и отчасти хаотична. Однако общая черта у дорог в «счастливых» городах все же есть: все широкие транспортные артерии разделены бульварами или хотя бы полосой зеленых насаждений. Кстати, с природными зонами у мегаполисов отношения особые. Если посмотреть на их карты, то окажется, что центральная городская часть практически лишена зеленых пятен. Во всех четырех городах, кроме Сингапура, крупные парки и природные территории сосредоточены в основном на границах городов, а ткань плотной застройки разбавляют небольшие включения скверов, бульваров, садов. О важности развития парковых территорий для города говорится в исследовании бюро КБ23 и Synopsis Group. Представители бюро изучили парковые территории, расположенные в жилых районах Москвы за пределами ТТК на предмет оценки косвенного социально-экономического эффекта благоустройства. По итогам исследования, впервые в российской исследовательской практике, была сформулирована методологическая основа для оценки непрямого социально-экономического эффекта благоустроенных территорий. Специалисты пришли к выводу, что ухоженные и благоустроенные парки способствуют ощущению субъективной безопасности; укреплению локальных связей и формированию новых сообществ; социальной активности наименее мобильного населения — пожилые люди и матери с детьми дошкольного возраста имеют в 1,5–2 раза меньше активных социальных контактов, чем другие жители города; вовлеченности жителей в спортивные активности, в благоустроенных парках люди занимаются спортом на 30% чаще, чем в неблагоустроенных; позитивно сказывается на развитии сферы услуг и малого бизнеса в районе.

В последние годы все большую значимость в оценках качества развития и эффективности управления городами приобретают неэкономические показатели, такие, как, к примеру, уровень счастья. Внимательное рассмотрение этого кажущегося спекулятивным индекса дает возможность сделать интересные выводы о текущей социальной реальности городов, разнообразии сообществ и комфортности городской среды. Работа в данном направлении в рамках исследования ведется, в частности, на базе платформы Habidatum ChronotopeTM, описывающей города на основе больших данных. Анализ, проведенный в этой платформе на основе информации из социальных сетей, позволил авторам выделить различные по типам активности районы городов, а также наиболее стабильные узлы активности всех типов, которые, во всех случаях, оказались расположенными в центральных частях городов.

Чего еще не хватает для счастья нашему современнику? Конечно, комфортного и доступного жилья. Представления о комфорте и доступности в каждом городе свои, но выбор квартир столь огромен, что способен «осчастливить» любого. В Ванкувере и Сингапуре, Вене и Мельбурне можно найти как частные и малоэтажные дома, так и небоскребы, впрочем, с преобладанием последних. При этом специалисты Kleinewelt Architekten подчеркивают, что для всех четырех мегаполисов характерна высокая плотность застройки, вне зависимости от ее типологии, – в среднем 10 тыс. кв. м на 1 га.

Подводя промежуточный итог «Идеального города», эксперты Kleinewelt Architekten напомнили, что успех любого мегаполиса невозможен без долгосрочной стратегии развития, которая пересматривается и корректируется в соответствии с достигнутыми результатами, требованиями современности и будущих перспектив. Как невозможен успех без сохранения прошлого – бережного отношения к памятникам и историческим объектам. «Важно, что каждый из четырёх городов имеет критический взгляд на стратегию развития и обновляет её каждые 10-15 лет. Оценивает достигнутые цели и определяет следующие шаги, в чем, видимо, и кроется секрет их счастья», - отметил Сергей Переслегин, архитектор, партнер бюро Kleinewelt Architekten.

Проект «Идеальный город» еще не завершен. Его участники и партнеры, бюро Kleinewelt Architekten, КБ23, Habidatum, студенты профильных вузов и специалисты из смежных областей намерены перевести полученные знания в практическую плоскость и применить лучшие достижения мировой урбанистики в российской столице. Финальным же этапом работы станет создание идеального города – той самой мечты, к которой стремятся все мегаполисы мира. Интрига откроется в конце этого года.

Следить за развитием проекта можно на сайте: www.kleinewelt.ru


Изображения: Kleinewelt Architekten


 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.