ENG
 

Добавь город в друзья

06 Марта 2014
Добавь город в друзья

Современный город – это живой организм, с определенной исторической памятью и генетическим наследием. «Шрамы» чьих-то ошибок на его ткани не заживают годами. К сожалению, жилой фонд микрорайонной застройки, результатом которой стали многочисленные «спальные районы», нельзя просто снести. Но можно благоустроить, сформировать внутри и по соседству новые общественные пространства – и постепенно это в корне изменит ситуацию! Именно поэтому развитию общественных пространств в новой градостроительной политике Москвы отведено особое место.

Измайловский парк

Изменения налицо

Не секрет, что сегодня Москва – далеко не самый комфортный город для жизни: местами очень плотная застройка, чрезмерный трафик на земле и под землей, недостаток зелени… Согласно данным Центра социологических исследований РАНХИГС при президенте Российской Федерации, более 60% постоянно проживающих в столице людей не чувствуют себя москвичами. В принципе себя с городом никак не соотносят!

Общественные пространства – именно то, что должно помочь усилить и укрепить слабую московскую идентичность. Уже сейчас изменения налицо: исчезли палатки у метро, появились велодорожки, в 2013 году в центре города добавилось 5 км новых пешеходных зон. Городская программа «Развитие индустрии туризма и отдыха на 2012-2016 года» финансирует реконструкцию парков, нацеленную на то, чтобы с каждым годом количество посетителей увеличивалось вдвое.

Пешеходная Крымская набережная

Люди vs машины

Вместе с тем, усилия городских властей сделать город комфортным для хождения пешком вызывают не только положительные отклики, но и критику горожан. Например, автомобилисты недовольны тем, что у города при реконструкции Крымской набережной отняли важную автомобильную связку.

Горячо обсуждаются и планы властей сделать пешеходным Москворецкий мост. В интервью «Интерфаксу» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прокомментировал ситуацию так: «Безусловно, люди поначалу будут недовольны. Да, улицы делаются пешеходными, расширяются тротуары. А что касается Москворецкого моста, то в концепции развития территории Зарядья была идея сделать его пешеходным только наполовину. Надо понимать, что все города, успешные с точки зрения транспорта, шли по этому пути. И это нормально. Например, мэр Боготы Энрике Пеньялоса рассказывал, что, когда он вводил жесткие ограничения для личного транспорта в пользу общественного, он был самым непопулярным мэром за всю историю города, и его рейтинг падал, как никогда. В итоге, когда люди привыкли и начали пользоваться общественным транспортом, он, наоборот, стал самым популярным мэром». 

Проект парка Зарядье и благоустройства Москворецкого моста

По информации департамента градостроительной политики Москвы, в течение этого года в столице должно появиться еще 10 км новых пешеходных зон. Весной начнут благоустраивать самую длинную пешеходную зону города, которая протянется на 6,7 км – от площади Гагарина через Нескучный сад, Парк Горького, Андреевский мост и Хамовники до площади у Киевского вокзала.

Пешеходный Лаврушинский переулок

Частично пешеходными станут Покровка, Маросейка и Пятницкая улицы. На днях открылись более комфортными для пеших прогулок стали Патриаршие пруды, Большой и Малый Толмачесвский переулки, сквер у Соловецкого камня. На площади Революции и Триумфальной ко дню города, который традиционно отмечается в сентябре, столичные власти тоже намереваются обустроить пешеходные зоны. Как именно преобразится Триумфальная площадь, наконец-то стало понятно благодаря недавно прошедшему конкурсу.

Взгляд на Запад

Осмысление роли общественных пространств, новый по эстетике дизайн городской среды формирует ощущение того, что меняются не только улицы, но и в целом подход к градостроительной политике и проектированию. Для системного развития городской среды российской столицы мог бы быть весьма полезен зарубежный опыт, считает основатель и руководитель проекта UrbanUrban, консультант «Архполиса» Егор Коробейников.

«Я бы выделил три проекта: Superkilen в Копенгагене, MRIO в Мадриде и квартал Schieblock в Роттердаме.

Superkilen, Копенгаген

Superkilen примечателен тем, что с помощью дизайна городского пространства предпринята попытка снизить напряженность в районе, где проживает значительная доля мигрантов. То есть, вместо того, чтобы вытеснять или не замечать их, было решено сделать такой дизайн, который был бы для них органичным, да и вообще сделать симпатичный проект в районе, который считается не самым привлекательным для жизни. Мне кажется, это отличный пример комбинации дизайна и социальной интеграции.

Парк MRIO, Мадрид

MRIO в Мадриде – один из величайших примеров признания градостроительной ошибки. Когда построенная магистраль не принесла ничего, кроме новых пробок и ухудшения экологической ситуации, то городские власти не стали ее расширять, а просто перенесли в туннель, а сверху разбили прекрасный парк.

Наконец, Schieblock – хороший пример переосмысления роли пространства в городе и любопытный подход к оживлению заброшенного квартала. Интересно не только то, что квартал оживает в принципе, но и то, как это происходит.

В квартале была проведена основная экспозиция Роттердамской международной архитектурной биеннале, подобраны резиденты, дополняющие друг друга, придумано программирование квартала, способное не только привлечь новых посетителей, но и создать устойчивую модель его функционирования. А жемчужиной, конечно, стало строительство пешеходной зоны Luchtsingel по модели краудфандинга, то есть с привлечением средств горожан, но в весьма изящной манере: им предлагалось купить частичку этого моста и выгравировать на нем свое имя. Навсегда, таким образом, внеся свою лепту в эту историю. Кстати, составные части для этого деревянного моста производятся здесь же, в столярной мастерской».

Luchtsingel, Роттердам

Московские власти зарубежный опыт принимают охотно – например, приглашая к участию в конкурсах иностранные архитектурные бюро и международные консалтинговые компании.  Концепция нашумевшего парка «Зарядье» рождалась при участии большой международной команды, которую возглавило бюро Diller Scofidio+Renfro.

«Работа проходила в постоянных спорах, и именно хорошо выстроенный творческий процесс – живая дискуссия, в которой каждый слышал мнение оппонента, – позволил получить достойный результат», – рассказывал в интервью газете «КоммерсантЪ» Петр Кудрявцев, урбанист, партнер компании Citymakers и член жюри World Architecture Festival – крупнейшей международной премии в области градостроительства и архитектуры.

Проект парка Зарядье, Diller Scofidio+Renfro

Привлечение к ответственности

Впрочем, многое зависит и от самих горожан. Модель массового строительства не позволяет заранее учесть интересы всех и каждого. Поэтому, чтобы жить в доме, квартале, городе долго и счастливо, жители должны принимать в их обустройстве самое непосредственное участие.И речь не о централизованных субботниках, а об активной «горожанской» позиции, об открытом диалоге с городом и умении донести до него свои желания. Только при вовлечении в процесс развития самих москвичей улучшение качества городской среды будет значимым и заметным.

О принципах взаимодействия органов исполнительной власти с архитекторами и  городским сообществом говорил на недавно прошедшем III Московском урбанистическом форуме и декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский. По его словам, нужны такие решения, которые отвечали бы актуальным запросам горожан. В качестве примера эксперт привел концепцию «народных парков»: на территориях, которые выбирают сами жители,проводят необходимые работы по благоустройству и ремонту, разрабатывают новые пешеходные маршруты, комплексно преобразовывают среду. За 2013 год таких «народных парков» в Москве появилось 52, а на 2014 год запланировано еще 50, в том числе в отнюдь не центральном районе «Печатники».

Проект реконструкции двора в Тропарево-Никулино при участии UrbanUrban и ВШЭ

Вообще, на этом форуме целый ряд мероприятий был посвящен теме развития общественных городских пространств «на периферии» города, в спальных районах, и вовлечению в этот процесс не только профессионалов, но жителей мегаполиса. Идеи тактических урбанистов, думающих над формированием образа дружелюбного города, остро обсуждаются не только на муниципальном, но и на федеральном уровне –и все чаще реализуются.

Премьера в Каннах

Через считаные дни, в начале марта, на международной выставке MIPIM, которая традиционно проходит во французских Каннах,одной из главных тем для обсуждения будет именно развитие общественных пространств. В этом контексте новые московские инициативы – например,  по обустройству набережных Москвы-реки и редевелопменту территории завода ЗИЛ, – могут обрести вполне реальные перспективы реализации.

Москва презентует на выставке два павильона, первый из которых будет посвящен инвестиционным проектам, а другой – теории градостроительства Москвы. И если в прошлом году темой второго павильона стал конкурс на концепцию развития агломерации, то на этот раз объектом внимания на выставке станут пешеходные зоны, благоустройство в центре города, комфорт и удовольствие от общения с городской инфраструктурой.

Завесу тайны российского участия в MIPIM приоткрыл в интервью «Интерфаксу» Сергей Кузнецов: «Программа выставки еще не утверждена, но темы предлагаются следующие: «Практика международных архитектурных конкурсов как механизм повышения качества развития городских пространств», «Инвестиции в развитие объектов культуры и спорта» (с акцентом на Чемпионат Мира по футболу), «Инвестиции в комплексное развитие больших территорий».

Полуостров ЗИЛ

Мегапроекты

В частности, международный конкурс на развитие территорий вдоль Москвы-реки – а это около 10 тысяч га – стартует уже в июне. К конкурсу будут привлечены самые известные международные эксперты. В начале осени объявят победителя, к ноябрю концепцию должны учесть в Генплане Москвы. В результате, уже к концу следующего года планируется обустроить набережные, построить подъездные пути с прилегающей застройкой, создать по рекеразвитое пассажирское движение водных такси.

Еще раньше – весной – должен состояться первый аукцион по выбору инвестора застройки территории ЗИЛа, где появится 4,5 млн кв. м недвижимости.

«Застройка ЗИЛа не будет слишком плотной, – рассказал в интервью газете «КоммерсантЪ» вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин. –Там предусмотрено создание многофункциональной комфортной территории с производственным, общественно-деловым функционалом, жильем, пешеходным пространством вдоль Москвы-реки, бульварами, парками, социальными объектами».

Реализовать этот масштабный проект планируется до 2024 года.

Об этих и других идеях столичных властей и городских активистов и их роли в формировании образа современного дружелюбного города читайте в будущем интервью с урбанистом Петром Кудрявцевым.




публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.