Добавь город в друзья
Современный город – это живой организм, с определенной исторической памятью и генетическим наследием. «Шрамы» чьих-то ошибок на его ткани не заживают годами. К сожалению, жилой фонд микрорайонной застройки, результатом которой стали многочисленные «спальные районы», нельзя просто снести. Но можно благоустроить, сформировать внутри и по соседству новые общественные пространства – и постепенно это в корне изменит ситуацию! Именно поэтому развитию общественных пространств в новой градостроительной политике Москвы отведено особое место.
Изменения налицо
Не секрет, что сегодня Москва – далеко не самый комфортный город для жизни: местами очень плотная застройка, чрезмерный трафик на земле и под землей, недостаток зелени… Согласно данным Центра социологических исследований РАНХИГС при президенте Российской Федерации, более 60% постоянно проживающих в столице людей не чувствуют себя москвичами. В принципе себя с городом никак не соотносят!
Общественные пространства – именно то, что должно помочь усилить и укрепить слабую московскую идентичность. Уже сейчас изменения налицо: исчезли палатки у метро, появились велодорожки, в 2013 году в центре города добавилось 5 км новых пешеходных зон. Городская программа «Развитие индустрии туризма и отдыха на 2012-2016 года» финансирует реконструкцию парков, нацеленную на то, чтобы с каждым годом количество посетителей увеличивалось вдвое.
Люди vs машины
Вместе с тем, усилия городских властей сделать город комфортным для хождения пешком вызывают не только положительные отклики, но и критику горожан. Например, автомобилисты недовольны тем, что у города при реконструкции Крымской набережной отняли важную автомобильную связку.
Горячо обсуждаются и планы властей сделать пешеходным Москворецкий мост. В интервью «Интерфаксу» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов прокомментировал ситуацию так: «Безусловно, люди поначалу будут недовольны. Да, улицы делаются пешеходными, расширяются тротуары. А что касается Москворецкого моста, то в концепции развития территории Зарядья была идея сделать его пешеходным только наполовину. Надо понимать, что все города, успешные с точки зрения транспорта, шли по этому пути. И это нормально. Например, мэр Боготы Энрике Пеньялоса рассказывал, что, когда он вводил жесткие ограничения для личного транспорта в пользу общественного, он был самым непопулярным мэром за всю историю города, и его рейтинг падал, как никогда. В итоге, когда люди привыкли и начали пользоваться общественным транспортом, он, наоборот, стал самым популярным мэром».
По информации департамента градостроительной политики Москвы, в течение этого года в столице должно появиться еще 10 км новых пешеходных зон. Весной начнут благоустраивать самую длинную пешеходную зону города, которая протянется на 6,7 км – от площади Гагарина через Нескучный сад, Парк Горького, Андреевский мост и Хамовники до площади у Киевского вокзала.
Частично пешеходными станут Покровка, Маросейка и Пятницкая улицы. На днях открылись более комфортными для пеших прогулок стали Патриаршие пруды, Большой и Малый Толмачесвский переулки, сквер у Соловецкого камня. На площади Революции и Триумфальной ко дню города, который традиционно отмечается в сентябре, столичные власти тоже намереваются обустроить пешеходные зоны. Как именно преобразится Триумфальная площадь, наконец-то стало понятно благодаря недавно прошедшему конкурсу.
Взгляд на Запад
Осмысление роли общественных пространств, новый по эстетике дизайн городской среды формирует ощущение того, что меняются не только улицы, но и в целом подход к градостроительной политике и проектированию. Для системного развития городской среды российской столицы мог бы быть весьма полезен зарубежный опыт, считает основатель и руководитель проекта UrbanUrban, консультант «Архполиса» Егор Коробейников.
«Я бы выделил три проекта: Superkilen в Копенгагене, MRIO в Мадриде и квартал Schieblock в Роттердаме.
Superkilen примечателен тем, что с помощью дизайна городского пространства предпринята попытка снизить напряженность в районе, где проживает значительная доля мигрантов. То есть, вместо того, чтобы вытеснять или не замечать их, было решено сделать такой дизайн, который был бы для них органичным, да и вообще сделать симпатичный проект в районе, который считается не самым привлекательным для жизни. Мне кажется, это отличный пример комбинации дизайна и социальной интеграции.
MRIO в Мадриде – один из величайших примеров признания градостроительной ошибки. Когда построенная магистраль не принесла ничего, кроме новых пробок и ухудшения экологической ситуации, то городские власти не стали ее расширять, а просто перенесли в туннель, а сверху разбили прекрасный парк.
Наконец, Schieblock – хороший пример переосмысления роли пространства в городе и любопытный подход к оживлению заброшенного квартала. Интересно не только то, что квартал оживает в принципе, но и то, как это происходит.
В квартале была проведена основная экспозиция Роттердамской международной архитектурной биеннале, подобраны резиденты, дополняющие друг друга, придумано программирование квартала, способное не только привлечь новых посетителей, но и создать устойчивую модель его функционирования. А жемчужиной, конечно, стало строительство пешеходной зоны Luchtsingel по модели краудфандинга, то есть с привлечением средств горожан, но в весьма изящной манере: им предлагалось купить частичку этого моста и выгравировать на нем свое имя. Навсегда, таким образом, внеся свою лепту в эту историю. Кстати, составные части для этого деревянного моста производятся здесь же, в столярной мастерской».
Московские власти зарубежный опыт принимают охотно – например, приглашая к участию в конкурсах иностранные архитектурные бюро и международные консалтинговые компании. Концепция нашумевшего парка «Зарядье» рождалась при участии большой международной команды, которую возглавило бюро Diller Scofidio+Renfro.
«Работа проходила в постоянных спорах, и именно хорошо выстроенный творческий процесс – живая дискуссия, в которой каждый слышал мнение оппонента, – позволил получить достойный результат», – рассказывал в интервью газете «КоммерсантЪ» Петр Кудрявцев, урбанист, партнер компании Citymakers и член жюри World Architecture Festival – крупнейшей международной премии в области градостроительства и архитектуры.
Привлечение к ответственности
Впрочем, многое зависит и от самих горожан. Модель массового строительства не позволяет заранее учесть интересы всех и каждого. Поэтому, чтобы жить в доме, квартале, городе долго и счастливо, жители должны принимать в их обустройстве самое непосредственное участие.И речь не о централизованных субботниках, а об активной «горожанской» позиции, об открытом диалоге с городом и умении донести до него свои желания. Только при вовлечении в процесс развития самих москвичей улучшение качества городской среды будет значимым и заметным.
О принципах взаимодействия органов исполнительной власти с архитекторами и городским сообществом говорил на недавно прошедшем III Московском урбанистическом форуме и декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский. По его словам, нужны такие решения, которые отвечали бы актуальным запросам горожан. В качестве примера эксперт привел концепцию «народных парков»: на территориях, которые выбирают сами жители,проводят необходимые работы по благоустройству и ремонту, разрабатывают новые пешеходные маршруты, комплексно преобразовывают среду. За 2013 год таких «народных парков» в Москве появилось 52, а на 2014 год запланировано еще 50, в том числе в отнюдь не центральном районе «Печатники».
Вообще, на этом форуме целый ряд мероприятий был посвящен теме развития общественных городских пространств «на периферии» города, в спальных районах, и вовлечению в этот процесс не только профессионалов, но жителей мегаполиса. Идеи тактических урбанистов, думающих над формированием образа дружелюбного города, остро обсуждаются не только на муниципальном, но и на федеральном уровне –и все чаще реализуются.
Премьера в Каннах
Через считаные дни, в начале марта, на международной выставке MIPIM, которая традиционно проходит во французских Каннах,одной из главных тем для обсуждения будет именно развитие общественных пространств. В этом контексте новые московские инициативы – например, по обустройству набережных Москвы-реки и редевелопменту территории завода ЗИЛ, – могут обрести вполне реальные перспективы реализации.
Москва презентует на выставке два павильона, первый из которых будет посвящен инвестиционным проектам, а другой – теории градостроительства Москвы. И если в прошлом году темой второго павильона стал конкурс на концепцию развития агломерации, то на этот раз объектом внимания на выставке станут пешеходные зоны, благоустройство в центре города, комфорт и удовольствие от общения с городской инфраструктурой.
Завесу тайны российского участия в MIPIM приоткрыл в интервью «Интерфаксу» Сергей Кузнецов: «Программа выставки еще не утверждена, но темы предлагаются следующие: «Практика международных архитектурных конкурсов как механизм повышения качества развития городских пространств», «Инвестиции в развитие объектов культуры и спорта» (с акцентом на Чемпионат Мира по футболу), «Инвестиции в комплексное развитие больших территорий».
Мегапроекты
В частности, международный конкурс на развитие территорий вдоль Москвы-реки – а это около 10 тысяч га – стартует уже в июне. К конкурсу будут привлечены самые известные международные эксперты. В начале осени объявят победителя, к ноябрю концепцию должны учесть в Генплане Москвы. В результате, уже к концу следующего года планируется обустроить набережные, построить подъездные пути с прилегающей застройкой, создать по рекеразвитое пассажирское движение водных такси.
Еще раньше – весной – должен состояться первый аукцион по выбору инвестора застройки территории ЗИЛа, где появится 4,5 млн кв. м недвижимости.
«Застройка ЗИЛа не будет слишком плотной, – рассказал в интервью газете «КоммерсантЪ» вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин. –Там предусмотрено создание многофункциональной комфортной территории с производственным, общественно-деловым функционалом, жильем, пешеходным пространством вдоль Москвы-реки, бульварами, парками, социальными объектами».
Реализовать этот масштабный проект планируется до 2024 года.
Об этих и других идеях столичных властей и городских активистов и их роли в формировании образа современного дружелюбного города читайте в будущем интервью с урбанистом Петром Кудрявцевым.
- Темы:
- общественные пространства |
- Сергей Кузнецов |
- парки |
- конкурсы |
- Зарядье |
- Триумфальная площадь |
- Марат Хуснуллин |
- выставки и инициативы |
- MIPIM |
- зарубежный опыт |
- Генплан |
- ЗИЛ |
- набережные |
- промзоны