Открытый город 2017 В СТАТЬЯХ
Выставки

Венецианская биеннале 2016

Российский павильон на 15-й Венецианской архитектурной биеннале
Авторы проекта: ‪‎Сергей Кузнецов (куратор), Екатерина Проничева (со-куратор)
Сроки проведения:28.05.2016 – 27.11.2016
Тема Биеннале«Репортаж с фронта»
Тема российского павильонаВДНХ
 
Биеннале

 

В 2016 году архитектурная биеннале в Венеции пройдет с 28 мая по 27 ноября. Ее куратором в этом году является чилийский архитектор Алехандро Аравена — член жюри Притцкеровской премии, зарубежный член Королевского института британских архитекторов (RIBA). Всемирную известность Аравена получил благодаря социальным проектам, разрабатываемым компанией ELEMENTAL. Это не только жилые массивы, выстроенные на месте трущоб, но и широкий круг объектов инфраструктуры, реконструкция общественных пространств, проекты восстановления городов после землетрясений.

Тема биеннале 2016 года звучит как «Reporting from the Front» (дословно «Репортаж с фронта»). Слово «Front» в девизе куратора обозначает границу, край, место битвы за качество жизни. В центре внимания биеннале — социальная роль архитектуры и проекты, работающие с качеством городских пространств.

 
Российский павильон

 

Куратором экспозиции Российского павильона на 15-й Венецианской архитектурной биеннале является главный архитектор Москвы ‎Сергей Кузнецов. Генеральный директор ‎ВДНХ Екатерина Проничева выступает со-кураторам. Комиссаром является ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Семен Михайловский. Экспозиция будет посвящена Выставке достижений народного хозяйства.

Сергей Кузнецов: «В сотрудничестве с Министерством культуры и Комиссаром павильона С. Михайловским Москва приняла решение выбрать для экспозиции павильона России тему ВДНХ. Это интереснейший пример, когда территория с богатой историей, архитектурой, разными культурными слоями, пережив период запустения, активно преображается, причем главным инструментом возрождения становится культурная функция. Мы считаем, что ВДНХ достаточно точно отражает тему нынешней биеннале, объявленную куратором Алехандро Аравеной. Причем, активное внедрение объектов культуры показывает нам модель развития не только самого ансамбля, но и территории города в целом».

Возрождение ВДНХ как многофункционального и мультиформатного культурного центра Москвы ведется Правительством Москвы с 2013 года.

Екатерина Проничева: «Современную ВДНХ по праву можно назвать абсолютно новым общественно-социальным явлением. Открытость территории, наличие насыщенной и интересной культурной повестки, большая доступность для посетителей, в отличие, например, от музеев и концертных залов, которые имеют ограничения по площади, — это и многое другое позволяет Выставке не только привлекать намного больше людей, но и формировать новое культурное пространство, отвечающее высоким потребностям современного горожанина в качественном культурном отдыхе».

Сергей Кузнецов, Екатерина Проничева, Семен МихайловскийСергей Кузнецов, Екатерина Проничева, Семен Михайловский

 
МАНИФЕСТ

 

Манифест куратора Сергея Кузнецова

Архитектура — как вид искусства и род деятельности — всегда была инструментом формирования среды и социального управления обществом. То, насколько она в этом качестве эффективна сегодня, и пытается исследовать куратор XV Международной биеннале архитектуры Алехандро Аравена, предложивший тему «Репортаж с линии фронта». В качестве своего утвердительного и символически универсального ответа Россия представляет проект V.D.N.H. URBAN PHENOMENON.

Эта аббревиатура знакома любому гражданину нашей страны — по-русски именно так сокращенно именуется Выставка достижений народного хозяйства, созданная в Москве в 1939 году и в своем модернизированном виде успешно существующая до сих пор. Собственно, эволюция — идеологическая, эстетическая, градостроительная — этого уникального комплекса площадью более 316 га и стала главной темой нашего проекта.

Основанный в 1939-м, комплекс ВДНХ всегда был направлен на то, чтобы не просто демонстрировать достижения различных народов СССР, но и предложить посетителям максимально разнообразный и содержательный досуг. ВДНХ представляла собой нечто большее, чем только выставка достижений агрокомплекса и советской промышленности, и большее, чем только парк — скорее, это был социальный проект, на практике реализующий многообразие сценариев сосуществования разных социальных групп и народностей внутри большой страны и фактически воплощающий модель идеального мира. В Советском Союзе, как известно, активно развивали идею всеобщего единства и равенства — в масштабах всей страны реализовать этот замысел было вряд ли возможно, но в пределах ВДНХ он материализовался более чем успешно.

Этот опыт нашел свое воплощение в уникальной архитектурной форме, заслуженно сделавшей ВДНХ памятником общемирового значения. А в тематическом наполнении выставки, словно в зеркале, отразились происходящие в стране социально-политические процессы. После краха советской эпохи ВДНХ из рупора идеологии превратилась в гигантский и хаотичный рынок, где торговля всем и вся соседствовала с игровыми автоматами. И эта функция также нашла своего потребителя: территория выставки не опустела, просто формат времяпрепровождения там качественно изменился. До предела упростился, в духовном смысле обнищал, что, в свою очередь, неизбежно повлекло за собой и постепенную физическую деградацию комплекса.

Ситуация начала меняться лишь в 2014 году, когда управление территорией ВДНХ на себя взяла Москва, поставив перед собой амбициозную задачу превратить масштабный комплекс, созданный во времена советской империи, в универсальное культурно-образовательное пространство, доступное для всех и соответствующее требованиям и технологиям XXI века.

Сегодня регенерация выставки в самом разгаре, делая ВДНХ передовой борьбы за аудиторию средствами урбанистики, архитектуры, просветительства. И опыт показывает, что эта борьба более чем успешна: при замене примитивных удовольствий на интеллектуальные количество посетителей только растет. Исследование этого процесса и стало главной темой проекта V.D.N.H. URBAN PHENOMENON: знакомя посетителей с самобытной атмосферой выставки, ее богатейшей историей и уникальными артефактами, мы одновременно исследуем механизм создания пространства культуры и равных возможностей, отвечающее запросам и потребностями современных людей. Экспозиция российского павильона не просто фиксирует этапы становления комплекса, но служит лабораторией, здесь и сейчас генерирующей направления его будущего развития.

Мы убеждены в том, что феномен ВДНХ значим в контексте всего мира. В отличие от большинства тематических и развлекательных парков, она не только обеспечивает досуг горожан, но успешно выполняет образовательно-культурную миссию. Цельность градостроительного ансамбля, разнообразие общественных пространств и ожерелье национальных и тематических павильонов — все вместе это создает территорию, способную аккумулировать и преумножать интеллектуальную и культурную энергию общества, которая в конечном итоге и помогает выиграть битву за качество жизни как в идеальном, так и в реальном мире.

 

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.