ENG
 
Выставки

АРХ Москва 2016

Экспозиция Москомархитектуры на ХХI выставке архитектуры и дизайна АРХ Москва и 5-й Московской Биеннале Архитектуры
Организаторы: Citizenstudio, Михаил Бейлин и Даниил Никишин
Сроки проведения:18.05.2016 – 22.05.2016
Экспозиция разделена на четыре блока:«Панельное домостроение», «Новые зоны влияния архитекторов», «Культурная столица», «Новые станции метро»
 
АРХ Москва 2016

 

С 18 по 22 мая 2016 года проходит 5 Московская Биеннале Архитектуры — ХХI Международная выставка архитектуры и дизайна АРХ Москва.

Здесь представляется лучшая российская и зарубежная архитектура. Один из главных профессиональных форумов страны, в рамках которого проходят просветительские мероприятия и культивируется качественная архитектура.

Среди проектов Биеннале этого года:

«АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ЖИЗНИ» — наиболее успешные практики создания новых городских кварталов и загородных поселков;

«АРХ КАТАЛОГ» — 20 персональных выставок ведущих российских архитекторов, выбор Архитектора Года 2016;

«АРХИТЕКТУРА OFFLINE.ТРИЛОГИЯ» — процесс образования, процесс проектирования, обсуждение/критика;

«Образ города — это продукт коллективного творчества, произведение системы. Важны все его отдельные элементы — не только знаковые здания, например, крупных музеев, но и чисто утилитарные постройки. Мэром Москвы Сергеем Собяниным активно поддерживается инициатива повысить уровень архитектуры инфраструктурных объектов. Мы работаем над тем, чтобы уровень проектирования, культуры в этом плане повышался. Хороший средний уровень качества должен стать нашей градостроительной идеей на ближайшее будущее», — так прокомментировал структуру и содержание информационного стенда Москомархитектуры на предстоящей выставке Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы.

 

 
АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ЖИЗНИ

 

Проект «АРХИТЕКТУРА ДЛЯ ЖИЗНИ» включает:

  • Экспозиция Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура). В преддверии Биеннале и выставки Комитет по архитектуре и градостроительству проводил среди молодых архитекторов творческий конкурс на лучшую концепцию своего выставочного стенда. Победителями стали Михаил Бейлин и Даниил Никишин, архитекторы бюро CITIZENSTUDIO. Разработанный ими стенд комитета станет скульптурой-барельефом с четырьмя тематическими разделами.
  • Раздел «Архитектура и образ жизни». Кураторы: Елена Гонсалес, Рубен Аракелян; дизайн экспозиции: архитектурное бюро WALL; партнер проекта: ДОНСТРОЙ; участники: Донстрой (ЖК Символ), Urban Group (Митино О2), Вектор Инвестментс (Пятницкие кварталы), Галс (Искра-Парк), Группа ПСН (ЖК SREDA), КРОСТ (Union Park)
  • Раздел «Архитектура и социум». Куратор: Елена Гонсалес, дизайн экспозиции: kleinewelt architekten. В экспозиции будут представлены социально значимые объекты, разработанные российскими и зарубежными архитекторами: Алехандро Аравена (бюро Elemental), архитектурными бюро SPEECH, WALL, WOWHAUS, Kleinewelt architekten, компаниями Москва-Сервис и Стройпроект, бюро Tim Flynn Architects (Лондон), бюро Репиной и Малахова, архитектурной студией «СТОРАКЕТ» (Армения), благотворительным фондом «ПЕРИ», Марш Лаб, Мосметрострой, Парк Горького и Парк «Красная Пресня» покажут преобразование своих территорий.
 
Разделы:

 

Массовое жилье

Индустриальное домостроение, несмотря на всю критику и иронию по этому поводу, — большое завоевание XX века. Пресловутые «панельки» помогли обеспечить жильем десятки миллионов советских граждан, для которых отдельная квартира была непостижимой вещью после быта в коммуналках, бараках и землянках.

Чтобы научиться строить пятиэтажный дом за полтора месяца, потребовались десятилетия кропотливой работы архитекторов и инженеров. Первые эксперименты с проектированием полносборных зданий начались в 1928 г. и продолжались вплоть до 1940-х. Тогда по проекту НИИ строительной техники Академии архитектуры СССР на Соколиной горе возводится первый экспериментальный панельный дом с каркасом из стали, а следом – серия в районе Хорошевского шоссе (улицы Куусинена, Зорге, Добролюбова и 1-й Хорошёвский пр-д), разработанная Мосгорпроектом.

В 1955 году выходит знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», гарантировавшее каждой советской семье отдельную квартиру к 1980 году. Так началось строительство «хрущевок», прототипом которых стали блочные здания в Берлине и Дрездене 1920-x годов. Параллельно множились домостроительные комбинаты, заводы ЖБИ и т.д.

В начале 1980-х годов «хрущевки» сменила более прогрессивная серия КОПЭ, позволяющая образовывать разнообразные по архитектуре жилые комплексы. ДСК нарастили невиданные темпы производства, но из-за недостатка опыта в планировании территории это дало отрицательный эффект: «спальные районы», которые к тому времени выросли до 18-22 этажей, начали неизбежно маргинализироваться; дворы и улицы наводнили машины.

К переосмыслению городского пространства в пользу человека-пешехода город приступил по инициативе мэра Сергея Собянина. Упорядочив парковку, инициировав ряд проектов по благоустройству общественных пространств, Москва подошла к модернизации массового жилья. Новые стандарты были разработаны Москомархитектурой и утверждены Постановлением № 305-ПП  от 21.05.2015. С 1 января 2016 года в городе строятся только современные типовые проекты: разновысотные, с индивидуальным дизайном фасадов, с наличием угловых секций и прозрачными первыми этажами. Сегодня они реализуются на десятке площадок, в том числе и территории Новой Москвы: серии «ПИК-1» на Варшавском ш., 141, пос. Сосенское, дер. Столбово, уч.27, Боровском ш., вл.2, Ярцевской ул., вл.24-26, серия «Суприм» в пос. Филимонковское и Середнево, серия «ДОММОС» в пос. Середнево и
Куб-2,5 по адресу Бескудниковский бул. Мкрн 7 и др.

Москва культурная

Советская установка на реализацию равного доступа граждан к общественным и культурным благам предполагала наличие соответствующей инфраструктуры в каждом районе города. В 1920-е годы универсальной формой досуга становится рабочий клуб, который предоставлял трудящимся и ликбез, и новый быт, и основы художественной и музыкальной культуры, кинотеатр и библиотеку. С середины 1930-х архитектурными центрами кварталов становятся кинотеатры. Это сообщило проектам некоторые особенности, вроде развитого фойе для общения зрителей.

С наступлением эпохи индустриального домостроительства к 1970-м годам в московских районах сложился стандартный набор локальной «культурно-бытовой» инфраструктуры – библиотека, выставочный зал, кинотеатр. Реже строились кафе или клуб. Оказавшись в 1990-е годы без идеологической подпитки, районная культурная инфраструктура быстро начала приходить в упадок. На смену ей пришли многофункциональные торговые центры, но и эта тенденция постепенно начала изживать себя.

Сегодня Москва обратилась к опыту передовых городов мира, сделав ставку на культуру как стратегический ресурс развития территории. Например, новую функцию осваивают музеи – они отвечают за развитие социального капитала и привлекательность для туристов. За последнее время по инициативе Москомархитектуры было запущено сразу несколько крупных конкурсов – проект Музейно-просветительского центра Политехнического музея и МГУ им. Ломоносова, Государственный центр современного искусства на Ходынке и фасады нового корпуса Третьяковской галереи. Особое место занимает парк «Зарядье» и филармония под стенами Кремля, которые без сомнения станут мощной точкой притяжения. Кроме того, появятся новые культурные доминанты: в районе ЗИЛа откроется филиал Эрмитажа по проекту архитектора Хани Рашида.  

Развиваются и общегородские пространства. Среди ярких примеров благоустройства – Триумфальная площадь, где впервые за много лет высадили в грунт деревья. И, конечно, нельзя не упомянуть о возрождении ВДНХ: масштабный комплекс, созданный с идеологическими целями превратился в универсальное культурно-образовательное пространство, доступное для всех и соответствующее требованиям и технологиям XXI века. Исследование этого процесса регенерации территории и стало главной темой проекта V.D.N.H. URBAN PHENOMENON для Венецианской архитектурной биеннале. По словам главного архитектора Москвы и куратора экспозиции Сергея Кузнецова, «способность таких объектов аккумулировать и преумножать интеллектуальную и культурную энергию общества в конечном итоге помогает выиграть битву за качество жизни».  

Скрытый урбанизм

Московский метрополитен по праву считается одной из визитных карточек столицы. Открывшееся 15 мая 1935 года метро изначально создавалось не как утилитарный транспортный объект, а как уникальное архитектурное сооружение. В 1930-х годах стали проводиться первые архитектурные конкурсы, благодаря которым «дворцы народов» стали всемирно известными достопримечательностями. В очертаниях подземки нашли отражение все исторические эпохи: пышный сталинский ампир, лаконичный модернизм, постперестроечная эклектика, эксперименты в области хайтека. Эта тенденция сохранялась многие годы, лишь в середине 70-х уступив место типовым решениям и сборным железобетонным конструкциям.

Начало 2000-х годов характеризует феноменальное многообразие архитектурных решений: яркие цветовые решения стали частью поиска более современного языка метрополитена. Они были призваны создать радостное настроение у пассажиров станций, расположенных в спальных районах. Например, для односводчатой станции «Лермонтовский проспект» использовалось 5 цветов, для двухпролетной станции «Жулебино» 9 цветов. Появляются и примеры нового взгляда на традиционное художественное оформление: на станциях «Битцевский парк» и «Спартак» впервые в истории московского метро были созданы панно с помощью печати на стекле.

Старт нового этапа масштабного развития московского метрополитена в 2011 году дал мэр Москвы Сергей Собянин, по инициативе которого была разработана и принята госпрограмма г.Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы и на перспективу до 2020 года». Новые станции сегодня строятся почти во всех районах Москвы, проектирование и строительство станций ведется под руководством заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства М.Ш. Хуснуллина, при этом особое внимание уделяется архитектуре самих станций и входных групп.

Благодаря инициативе Москомархитектуры было решено возобновить традицию архитектурных конкурсов и привлечь к проектированию метро молодежь: в июне 2014 года был определен дизайн станций «Солнцево» и «Новопеределкино», а в январе 2016 – станций метро «Нижние Мневники» и «Терехово». Эти конкурсы помогли найти принципиально новый ответ на вопрос, что может дать городу метро. Сегодня главная задача этого архитектурного жанра – создавать светлое выразительное пространство, способное служить запоминающимся ориентиром и сделать перемещение под землей по-настоящему комфортным. Образ нового метро – яркий и динамичный – отражает современный взгляд на транспортное сооружение, интерес к новым материалам и смелые попытки переосмыслить московские традиции в русле актуальных мировых тенденций.

Эстетика повседневного

Долгое время проектирование инфраструктурных проектов рассматривалось за  рамками полноценной архитектурной задачи. Школы и детские сады, поликлиники, станции скорой помощи и гаражи строились по принципу экономичности и быстровозводимости.

Социальное переустройство общества после революции и развитие технологий сообщило мощный заряд архитектурной мысли 1920-30-х годов. Знаменитый авангардист Константин Мельников, к примеру, спроектировал одновременно функциональные и интересные гаражи «Интуриста» и «Госплана». В предвоенные годы облик массовых общественных зданий (поликлиник, больниц, столовых, магазинов и клубов) определило классическое членение фасадов с немногочисленными, но все-таки деталями. В это время появилось достаточно много объектов соцкультбыта, которыми мы пользуемся до сих пор.

Доклад Н. С. Хрущева «об излишествах» в 1955 году поставил во главу проектирования экономичность. Здания типовых школ, универсамов, универмагов, столовых, комбинатов бытового обслуживания и прочих объектов инфраструктуры начинают строить, исходя из статистических цифр, а не качества застройки и параметров окружающей среды. Эстетика этой архитектуры заключалась в комбинации скупых архитектурных средств – бетона, стекла и зелени.

Так в 1970-е гг. в Москве появились первые продовольственные магазины самообслуживания – «универсамы», проекты которых разработал институт Гипроторг. Квадратные в плане сооружения со сплошными витринами стали символами эпохи «застоя».  Нельзя сказать, что интересных проектов в области инфраструктуры не появлялось совсем, но они тонули в массе однообразия и унификации.

Переосмысливать «функциональную» архитектуру и гуманизировать «бесхозные» пространства между типовыми многоэтажками микрорайонов город начал сравнительно недавно. «Мы пережили длительный период типизации и обезличивания архитектуры, который коснулся и массового жилья, и инфраструктуры, но сегодня мы перестали строить одинаковые садики, школы, ФОКи, магазины, добиваясь индивидуализации проектов и их привязки к конкретным районам. По поручению мэра Сергея Собянина, мы ведем планомерную работу с архитекторами по улучшению качества «функциональной архитектуры». «Я  считаю, такие объекты могут быть прагматичными, но при этом качественно сделанными – из хорошего материала, с хорошей столяркой, спрятанными кондиционерами, современным дизайном. Яркая архитектура вырастает как раз из такого хорошего массового уровня», – отмечает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Помимо работы над архитектурой для инфраструктурных проектов архитекторы создают действительно уникальные здания коммерческой направленности: офисные, многофункциональные, торговые комплексы.

Особенного внимания заслуживает проект комплексного развития территории Лужников, где работы по ландшафтному дизайну, функциональному зонированию, а также наполнение парка современной инфраструктурой затронет порядка 70% территории, включая набережные Москвы-реки.

 

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.