ENG
 
20 Ноября
Все события

Выставка «Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920–1950-х»

Организатор: Министерство культуры РФ, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
Место: Анфилада Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Выставка «Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920–1950-х»

Выставочный проект направлен на выявление роли конкурсов в формировании архитектурных стилей и изменении городских пространств. Еще до начала грандиозных московских строек 1930–1950-х годов, именно благодаря проведенным конкурсам архитектурные проекты становились предметом особого внимания всей страны. 

Кураторы: Ирина Чепкунова, Сергей Чобан 

И.А. Фомин. Здание Академии наук. Конкурсный проект 1934-1935. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, гуашь.
И.А. Фомин. Здание Академии наук. Конкурсный проект 1934-1935. Перспектива. Бумага,
карандаш, тушь, гуашь.

Кураторы остановили свой выбор на семи знаковых постройках Москвы, возведению которых предшествовали большие архитектурные конкурсы. Хотя конкурсы проходили по всей стране, кураторы сознательно ограничили выбор Москвой, которая во все времена была главным ориентиром и культурной моделью для всей страны. В проекте прослеживается история не только самих зданий, но и городских районов, в которых они были возведены. Жизнь целых кварталов и площадей еще до того момента, как их планы вошли в конкурсные задания, история самих конкурсов, сложная судьба согласований, заказов, переработок и, наконец, строительства зданий будут представлены в семи выставочных залах Анфилады фондовыми материалами музея: уникальной архитектурной графикой, макетами и фотографиями.

Один из первых конкурсов начала 1920-х годов — на здание Дворца труда — ознаменовал начало эпохи конструктивизма в отечественной архитектуре. Но дворец так и не был построен: на отведенной для него площадке в Охотном ряду в 1930-х была возведена гостиница Моссовета («Москва»).

А.К. Барутчев, Б.Р. Рубаненко. Здание Академии наук. Конкурсный проект 1934-1935. Перспектива центральной площади. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 107х191,5.
А.К. Барутчев, Б.Р. Рубаненко. Здание Академии наук. Конкурсный проект 1934-1935.
Перспектива центральной площади. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 107х191,5.

Конкурс середины 1920-х на проект здания московского отделения газеты «Ленинградская правда» на участке 6×6 метров дал импульс для появления авангардных решений Константина Мельникова, Ильи Голосова и братьев Весниных. Впоследствии размеры участка были изменены, и на площади выстроили объемное конструктивистское здание редакции газеты «Известия», проект которого был заказан Григорию Бархину.

Одновременно с проведением в 1925–1926 годах открытого конкурса на здание Центрального телеграфа еще два проекта были заказаны Ивану Рербергу и Алексею Щусеву. Заказчики выбрали проект Рерберга — здание из монолитного железобетонного каркаса с пятигранной башней и стеклянным глобусом на крыше, которое было построено в 1929 году.

Конкурс на здание «Библиотеки имени В.И. Ленина», объявленный в 1928 году, окончился переработкой конструктивистского решения Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха в стилистику арт-деко.

Проект авангардистского Театра массового действия Всеволода Мейерхольда был пересмотрен после ареста режиссера в 1939-м. И в 1940 году архитектор Дмитрий Чечулин построил на площади Маяковского (Триумфальной) Концертный зал им. П.И. Чайковского, использовав в своем проекте уже сооруженную основу здания.

И.А. Голосов. Здание газеты «Ленинградская Правда». Конкурсный проект 1924. Фасад. Разрез. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 67,2х51,2
И.А. Голосов. Здание газеты «Ленинградская Правда». Конкурсный проект 1924.
Фасад. Разрез. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 67,2х51,2

Здание Военной академии им. М.В. Фрунзе, конкурс на которое выиграл Лев Руднев, было решено в стиле ар-деко: со скульптурными рельефами и моделью танка на постаменте. Новое здание Академии наук предполагалось выстроить на Крымском валу, но спустя несколько лет конкурс был отменен в связи с пересмотром назначения здания: в 1960-е модернистский Центральный дом художника возводят ученики неоклассика Ивана Жолтовского.

Как бы ни заканчивались архитектурные конкурсы советского времени — реализовывались ли победившие в них проекты, или сдавались в архив — их история на примере семи ключевых построек вскрывает культурные механизмы творческого соревнования, пересечений архитектуры и политики, видоизменений городских площадей и площадок, формирующих образ столицы и стиль ее жизни.

LOGO


 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.