ENG
 
События

В рамках «Открытого города» презентовали исследование о моделях обучения в РФ и за рубежом

28 Сентября 2017
1 из 7
2 из 7
3 из 7
4 из 7
5 из 7
6 из 7
7 из 7
1 / 7

Увеличить

Знаете ли вы на сколько процентов может поднять вашу зарплату каждый последующий год обучения? Сколько человек считают, что качество платного образования хуже бесплатного, и какой процент родителей готов оплачивать обучение своих детей? Найти ответы на эти и многие другие вопросы поможет исследование, представленное в рамках проекта Москомархитектуры «Открытый город».

28 сентября в Музее Москвы при поддержке Комитета по архитектуре и градостроительству г.Москвы и главного архитектора Сергея Кузнецова проходит конференция-выставка «Открытый город», посвящённая архитектурному образованию.  

«В настоящее время, в мире информационных технологий и клипового мышления, ни одна профессия не может существовать, если ее ценность недостаточно артикулирована для общества. Мы регулярно видим статьи «1O профессий, которые исчезнут в ближайшее время», и наша задача — как Москомархитектуры, так и всего профессионального сообщества — своими проектами, своей деятельностью доказать, что профессия архитектора не может исчезнуть, не может быть заменена машинными технологиями. При этом ни одна профессия не может находиться в стагнации — современное общество и технологии развиваются в геометрической прогрессии, поэтому на архитектора всегда будет возлагаться задача визионера — человека, способного предугадывать темпы и направления развития и своими проектами отвечать на задачи даже не современности, а 5–10–15-летней перспективы», — отмечает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Как воспитать такого профессионала — преданного профессии, непрерывно стремящегося улучшить свои навыки, расширить знания, узнать больше о городе и людях, его населяющих? По мнению экспертов, эту задачу нельзя возлагать на кого-то одного — на вузы, органы исполнительной власти, девелоперов или именитых архитекторов. Ответственность должны нести и сами горожане: архитектору нужен запрос на проектирование качественной городской среды непосредственно от ее будущих пользователей.

Ежегодная конференция «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры» выводит диалог о профессии и воспитании архитектора на новый уровень, каждый раз охватывая все новые и новые вопросы, и приближаясь к решению насущных проблем. Специально для этого под руководством урбаниста, партнера бюро Citymakers, Пeтра Кудрявцева было подготовлено исследование под названием «Профессиональное развитие в России и за рубежом: традиционные модели и альтернативные практики», которое частично дает ответы на вопросы об образовании в сфере архитектуры и градостроительства.

Скачать исследование (pdf, 3 MB)

Авторы попытались показать весь спектр возможных карьерных преломлений для молодых архитекторов, чтобы дать возможность абитуриентам, студентам и выпускникам понять все разнообразие профессии и наметить собственный про- фессиональный путь в зависимости от перспективы и цели. Для сбора данных были использованы основные методы социологического исследования: фокус-группы; глубинные экспертные интервью, контент-анализ, в частности, иностранных практик; сравнение объемов инвестиций в архитектурное образование в России и за рубежом; анализ экономических эффектов от инвестиций в обучение.

Так, было выявлено, что, несмотря на высокую оценку необходимости получения высшего образования, 7O% респондентов не одобряют возможность получения платного образования. Причем есть четкая корреляция между возрастом опрошенных и их мнением о возможности получения платного высшего образования. Если 79% старшего поколения (5O лет и более) не одобряют подобное решение, то среди молодежи (18–35 лет) 36% опрошенных готовы оплачивать собственную учебу. При этом доля тех, кто считает, что платное образование хуже бесплатного, более чем вдвое превышает долю тех, кто готов согласиться с обратным утверждением.

В США, где соотношение стоимости обучения и средних доходов также высоко, развита система образовательных кредитов — по статистике, ими пользуются 66% студентов. В России же этим механизмом оплаты обучения пользуется меньше 1% студентов платных отделений вузов.

Что касается непосредственного самого выбора профессии, многие студенты рассказывали о субъективных факторах, которые способствовали их выбору архитектурной специальности. Среди таких факторов часто называлось желание самоутвердиться через выбор наиболее сложного карьерного пути. Распространенный в обществе стереотип о том, что на архитектурные специальности тяжело поступить, мотивирует студентов на поступление в наиболее престижные вузы.

Приход в профессию также может быть следствием расширения визуального опыта, накопленного в путешествиях. Чем больше человек путешествует, тем больше визуальных образов ему открывается, тем больше различных типов архитектуры он анализирует, интересуется архитекторами, воспитывает таким образом вкус и любовь к эстетике. Путешествия расширяют кругозор, помогают найти ориентиры и вкусовые предпочтения. Таким образом, любовь к путешествиям может повлиять на профессиональный выбор.

К сожалению, поступив в вуз, молодые люди часто сталкиваются с трудностями прихода в профессию. Российское архитектурное образование существует в отрыве от практики — об этом говорят и студенты российских архитектурных вузов, и выпускники. Институт, по их словам, дает важную теоретическую базу, общее представление об архитектуре, но практическим навыкам и реальному проектированию там не учат. Студенты как можно раньше стараются получить опыт работы в архитектурном бюро. Желание устроиться на работу на ранних этапах развития обусловлено конкурентным преимуществом студентов и выпускников с опытом работы в сравнении с теми, у кого такого опыта нет. Даже частичная занятость позволяет привыкнуть к рабочей атмосфере, к тонкостям работы в архитектурном бюро и специфике работы с проектами. 

Поэтому нет ничего удивительного в том, что лишь немногие из выпускников готовы открыть собственное бюро. Большинство предпочитает работать по найму, ссылаясь на то, что боятся неизвестности, не имеют представления, каким образом можно начинать свое дело, и что для этого нужно. Что же делать будущим архитекторам в данной ситуации? Надеемся, что ответы подскажет исследование «Профессиональное развитие в России и за рубежом: традиционные модели и альтернативные практики». 


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.