ENG
 
События

Стенд Правительства Москвы получил золотой диплом «Зодчества»

23 Декабря 2014

Тему фестиваля — «Актуальное Идентичное» — в этом году представили в своих проектах более 400 участников. Среди них — стенд Москвы, получивший Золотой диплом фестиваля за экспозицию про архитектурные конкурсы.

В этом году у фестиваля, по сути, было две темы — авангард (приуроченный к 100-летнему юбилею) и идентичность, хотя в кураторской программе одно из другого как бы вытекает. Вот что по этому поводу рассказал один из кураторов, Андрей Асадов, выступая на открытии:

«В целом мы хотели показать, что все, чем мы можем гордиться в российской архитектуре, это результат серии авангардов, через которые она проходила в течении истории. Есть живая традиция, источник духовных сил, которые материально воплощаются в архитектуре. Но со временем традиция костенеет и требуется „прочистка дюз“ — приходит новый авангард и он дает новый всплеск традиции.

Мы выделили четыре таких авангарда. Так, переворот в культуре десятого века произвело Крещение Руси и православная архитектура. Петровские реформы, запрет строить в камне, вызвали всплеск деревянного зодчества в XVIII веке. Русский авангард начала 1910-х годов был вообще авангардом мирового масштаба. И четвертый авангард — это Советский модернизм, спровоцированный отчасти постановлением Хрущева „об излишествах“. В эти моменты архитектура начинает отвечать на новые вызовы общества. Собрав все авангарды, мы хотели бы понять, какие вызовы стоят перед обществом сейчас и как архитекторы могут на них ответить. Традиция может быть современной...».

Об авангарде на фестивале говорили предметно — показывали успешно и не очень сохранившиеся памятники, предлагали «авангард на ощупь» в виде калейдоскопов с фигурками картин Малевича, «майками Маяковского» и «окошками Мельникова» в перформансе Эдуарда Кубенского, с горькой иронией рассуждали о ценности, которую изображали березовые пеньки, напоминающие абрис знаменитого дома в Кривоарбатском, разбросанные на «Черном квадрате» алмазы и фонтанирующая нефтью Шуховская башня.

Авангард даже реконструировали — в проекте театра Стаса Намина, который исполнил знаменитую футуристическую оперу «Победа над солнцем», оформленную Малевичем в 1913 году.

В специальным проекте Минкультуры, куратором которого выступила директор Музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина, на примере пяти выдающихся памятников конструктивизма рассказывалось о государственной поддержке наследия и способах его существования в сегодняшнем времени.

А вот тема национальной идентичности в архитектуре, описать которую, пожалуй, так никто и не смог, подвигла участников фестиваля на очень разнообразные, ироничные и неожиданнее метафоры.

Пожалуй, наиболее предметно об идентичности рассказал проект «Метро», куратором которого выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Авторы считают, что постоянно менявшийся облик станций подземки разного поколения — это и есть тот самый отпечаток идентичности, которая не является чем-то застывшим, а, наоборот, вещь довольно подвижная. Как ранее в интервью порталу «Архи.ру» отмечал Сергей Кузнецов, «я абсолютно уверен, что лицо Московского метрополитена формировалась и формируется все годы его существования. После сталинского периода было еще шестьдесят лет истории московского метро, это и хрущевский минимализм, и брежневский монументализм, и эклектичные и зачастую спорные станции постсоветского времени».

Проект

Проект

Очень громко на фестивале прозвучала идентичность Красноярска: возглавлявший делегацию Правительства Москвы на «Зодчестве» Вице-мэр и глава стройкомплекса Марат Хуснуллин особо отметил этот павильон, который представил лично мэр города Эдхам Акбулатов. Красноярск показали в отдельном темном павильоне, где с помощью светопроекционного шоу за несколько минут можно было увидеть главные темы его современного развития.

Павильон Красноярска

Павильон Правительства Москвы пригласил посетителей «пройтись» по городу (представленному в виде карты на полу), и вдоль Москвы-реки — отметив для себя важнейшие «точки роста», появившиеся на плане города по результатам проведенных в последние два года архитектурных конкурсов. Стенд Москвы получил золотой диплом фестиваля.

Стенд Правительства Москвы

Стенд Правительства Москвы

Главную награду международного фестиваля — премию «Хрустальный Дедал» — получил «Метрогипротранс» за аэровокзальный комплекс «Внуково-1».

 «Аэровокзальный комплекс «Внуково-1». Фотография: «Метрогипротранс»

Обширная экспозиционная часть фестиваля все три дня сопровождалась не менее развернутой дискуссионной программой, в рамках которой Москомархитектура, в частности, представила свою издательскую программу. В рубрике «Архсовет рекомендует» на русском языке запущен выпуск трудов ведущих международных экспертов по архитектуре и урбанистике, знакомящих российских читателей и профессионалов с новейшими мировыми трендами. Так, уже вышли книги Аллана Б. Джекобса «Великие улицы», Яна Гейла «Москва: на пути к лучшему городу для людей» и другие. Готовится к печати исследование Джефа Спека «Город для пешехода» — книга появится в магазинах уже в следующем году.

Одним из зарубежных гостей деловой программы «Зодчества» стал немецкий архитектор, исследователь и издатель Филипп Мойзер. Одним из предметов его интереса является типовое строительство, в частности, в странах бывшего советского блока, поэтому Филипп Мойзер с готовностью присоединился к нынешней дискуссии о модернизации столичных ДСК.

Как рассказала начальник Управления Архсовета Москомархитектуры Евгения Муринец, «в части изменения облика панельных домов мы начали с точечных проектов, но понятно, что когда проект уже привязан к конкретному участку — сыграть можно было только на цвете фасада и благоустройстве. Это отчетливо показал проект социального жилья на Базовской улице: тут видно, что можно сделать на сегодняшний день с типовыми сериями — по большому счету, изменить цвет плитки, столярки и уровень благоустройства».

АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ СЕРИИ ЖИЛЫХ ДОМОВ СИСТЕМЫ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ ДЛЯ ПРОИВОДСТВА ЗАО «ДСК №7»

Сформулированные Москомархитектурой критерии-требования к модернизации серий ДСК на этот раз дают возможность сформировать типовыми домами полноценные кварталы, подчеркнула Евгения Муринец. Фасадные решения, по ее словам, создаются индивидуальными для каждой секции, первые этажи делаются общественными и максимально близко посаженными к земле, чтобы вместо бесконечных лент пандусов возникла комфортная среда уровня улицы.

АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПОЛНОСБОРНОЙ ПАНЕЛЬНО-КАРКАСНОЙ СЕРИИ ЖИЛЫХ ДОМОВ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ООО «ДСК «ГРАД»

К перспективам модернизации серий Филипп Мойзер добавил свои 10 критериев. Первый из них касается композиционного силуэта города: по мнению архитектора, этот силуэт должен напоминать нотную строку, т.е. в нем должны быть и высокие, и низкие здания.

Второй критерий касается коммерческой функции первых этажей — по мнению Мойзера, здесь не должно быть ни жилья, ни больших торговых центров с одним входом. В идеале это серия маленьких магазинчиков. «Дом длиной 60-80 метров, один вход и сплошные витрины полностью убивают пространство пред ним».

С этим связан и третий критерий — оформление подъезда: «Подъезд не должен выглядеть как отверстие в стене, независимо от уровня здания. Даже в социальной застройке мы можем себе позволить сделать нормальный вестибюль».

Проект Филиппа Мойзера Stadthaus am Friedrichswerder

Следующий критерий касается крыши — она существует не для размещения оборудования, а для ландшафта или пентхаусов. Точно также как и лестница и лестничные клетки — гораздо больше, чем техническая связь между этажами; это должно быть комфортное пространство.

И, наконец, еще одна группа требований к современному типовому строительству, по мнению Мойзера, связана с искусством прятать детали — кондиционеры, парковки, мусорные баки.

Как не надо делать вход

Филипп Мойзер подчеркнул, что говорил не об архитектуре, а о типологии, при этом каждый архитекор должен найти свои инструменты, как это все проектировать.

Портал Архсовета спросил Филиппа Мойзера о различиях в подходах к типовому строительству в России и Германии.

Филипп Мойзер: «Между Россией и Германией есть одна большая разница — в Германии сейчас прирост населения не такой, как в Москве, поэтому у нас строительство нацелено только на качество, ведь ты можешь продавать жилье, только если оно высокого качества. В Германии все строят частные инвесторы, и в жилищном строительстве государство больше не выступает в качестве заказчика. Типового социального жилья, строительство которого было распространено в Германии в 1970-80-е, уже нет. Тем не менее, я считаю, что оно опять появится — в виде домов, которые построены по типовым проектам, только фасады там различны. Не в массовых масштабах, но в индивидуальных заказах мы будем иметь дело с материалом фабричного изготовления, и дома будут строиться из заранее изготовленных элементов».


Изображения: zodchestvo.com, Метрогипротранс, Роман Зеленцов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.