Стенд Правительства Москвы получил золотой диплом «Зодчества»
Тему фестиваля — «Актуальное Идентичное» — в этом году представили в своих проектах более 400 участников. Среди них — стенд Москвы, получивший Золотой диплом фестиваля за экспозицию про архитектурные конкурсы.
В этом году у фестиваля, по сути, было две темы — авангард (приуроченный к 100-летнему юбилею) и идентичность, хотя в кураторской программе одно из другого как бы вытекает. Вот что по этому поводу рассказал один из кураторов, Андрей Асадов, выступая на открытии:
«В целом мы хотели показать, что все, чем мы можем гордиться в российской архитектуре, это результат серии авангардов, через которые она проходила в течении истории. Есть живая традиция, источник духовных сил, которые материально воплощаются в архитектуре. Но со временем традиция костенеет и требуется „прочистка дюз“ — приходит новый авангард и он дает новый всплеск традиции.
Мы выделили четыре таких авангарда. Так, переворот в культуре десятого века произвело Крещение Руси и православная архитектура. Петровские реформы, запрет строить в камне, вызвали всплеск деревянного зодчества в XVIII веке. Русский авангард начала 1910-х годов был вообще авангардом мирового масштаба. И четвертый авангард — это Советский модернизм, спровоцированный отчасти постановлением Хрущева „об излишествах“. В эти моменты архитектура начинает отвечать на новые вызовы общества. Собрав все авангарды, мы хотели бы понять, какие вызовы стоят перед обществом сейчас и как архитекторы могут на них ответить. Традиция может быть современной...».
Об авангарде на фестивале говорили предметно — показывали успешно и не очень сохранившиеся памятники, предлагали «авангард на ощупь» в виде калейдоскопов с фигурками картин Малевича, «майками Маяковского» и «окошками Мельникова» в перформансе Эдуарда Кубенского, с горькой иронией рассуждали о ценности, которую изображали березовые пеньки, напоминающие абрис знаменитого дома в Кривоарбатском, разбросанные на «Черном квадрате» алмазы и фонтанирующая нефтью Шуховская башня.
Авангард даже реконструировали — в проекте театра Стаса Намина, который исполнил знаменитую футуристическую оперу «Победа над солнцем», оформленную Малевичем в 1913 году.
В специальным проекте Минкультуры, куратором которого выступила директор Музея архитектуры им. Щусева Ирина Коробьина, на примере пяти выдающихся памятников конструктивизма рассказывалось о государственной поддержке наследия и способах его существования в сегодняшнем времени.
А вот тема национальной идентичности в архитектуре, описать которую, пожалуй, так никто и не смог, подвигла участников фестиваля на очень разнообразные, ироничные и неожиданнее метафоры.
Пожалуй, наиболее предметно об идентичности рассказал проект «Метро», куратором которого выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Авторы считают, что постоянно менявшийся облик станций подземки разного поколения — это и есть тот самый отпечаток идентичности, которая не является чем-то застывшим, а, наоборот, вещь довольно подвижная. Как ранее в интервью порталу «Архи.ру» отмечал Сергей Кузнецов, «я абсолютно уверен, что лицо Московского метрополитена формировалась и формируется все годы его существования. После сталинского периода было еще шестьдесят лет истории московского метро, это и хрущевский минимализм, и брежневский монументализм, и эклектичные и зачастую спорные станции постсоветского времени».
Очень громко на фестивале прозвучала идентичность Красноярска: возглавлявший делегацию Правительства Москвы на «Зодчестве» Вице-мэр и глава стройкомплекса Марат Хуснуллин особо отметил этот павильон, который представил лично мэр города Эдхам Акбулатов. Красноярск показали в отдельном темном павильоне, где с помощью светопроекционного шоу за несколько минут можно было увидеть главные темы его современного развития.
Павильон Правительства Москвы пригласил посетителей «пройтись» по городу (представленному в виде карты на полу), и вдоль Москвы-реки — отметив для себя важнейшие «точки роста», появившиеся на плане города по результатам проведенных в последние два года архитектурных конкурсов. Стенд Москвы получил золотой диплом фестиваля.
Главную награду международного фестиваля — премию «Хрустальный Дедал» — получил «Метрогипротранс» за аэровокзальный комплекс «Внуково-1».
Обширная экспозиционная часть фестиваля все три дня сопровождалась не менее развернутой дискуссионной программой, в рамках которой Москомархитектура, в частности, представила свою издательскую программу. В рубрике «Архсовет рекомендует» на русском языке запущен выпуск трудов ведущих международных экспертов по архитектуре и урбанистике, знакомящих российских читателей и профессионалов с новейшими мировыми трендами. Так, уже вышли книги Аллана Б. Джекобса «Великие улицы», Яна Гейла «Москва: на пути к лучшему городу для людей» и другие. Готовится к печати исследование Джефа Спека «Город для пешехода» — книга появится в магазинах уже в следующем году.
Одним из зарубежных гостей деловой программы «Зодчества» стал немецкий архитектор, исследователь и издатель Филипп Мойзер. Одним из предметов его интереса является типовое строительство, в частности, в странах бывшего советского блока, поэтому Филипп Мойзер с готовностью присоединился к нынешней дискуссии о модернизации столичных ДСК.
Как рассказала начальник Управления Архсовета Москомархитектуры Евгения Муринец, «в части изменения облика панельных домов мы начали с точечных проектов, но понятно, что когда проект уже привязан к конкретному участку — сыграть можно было только на цвете фасада и благоустройстве. Это отчетливо показал проект социального жилья на Базовской улице: тут видно, что можно сделать на сегодняшний день с типовыми сериями — по большому счету, изменить цвет плитки, столярки и уровень благоустройства».
Сформулированные Москомархитектурой критерии-требования к модернизации серий ДСК на этот раз дают возможность сформировать типовыми домами полноценные кварталы, подчеркнула Евгения Муринец. Фасадные решения, по ее словам, создаются индивидуальными для каждой секции, первые этажи делаются общественными и максимально близко посаженными к земле, чтобы вместо бесконечных лент пандусов возникла комфортная среда уровня улицы.
К перспективам модернизации серий Филипп Мойзер добавил свои 10 критериев. Первый из них касается композиционного силуэта города: по мнению архитектора, этот силуэт должен напоминать нотную строку, т.е. в нем должны быть и высокие, и низкие здания.
Второй критерий касается коммерческой функции первых этажей — по мнению Мойзера, здесь не должно быть ни жилья, ни больших торговых центров с одним входом. В идеале это серия маленьких магазинчиков. «Дом длиной 60-80 метров, один вход и сплошные витрины полностью убивают пространство пред ним».
С этим связан и третий критерий — оформление подъезда: «Подъезд не должен выглядеть как отверстие в стене, независимо от уровня здания. Даже в социальной застройке мы можем себе позволить сделать нормальный вестибюль».
Следующий критерий касается крыши — она существует не для размещения оборудования, а для ландшафта или пентхаусов. Точно также как и лестница и лестничные клетки — гораздо больше, чем техническая связь между этажами; это должно быть комфортное пространство.
И, наконец, еще одна группа требований к современному типовому строительству, по мнению Мойзера, связана с искусством прятать детали — кондиционеры, парковки, мусорные баки.
Филипп Мойзер подчеркнул, что говорил не об архитектуре, а о типологии, при этом каждый архитекор должен найти свои инструменты, как это все проектировать.
Портал Архсовета спросил Филиппа Мойзера о различиях в подходах к типовому строительству в России и Германии.
Филипп Мойзер: «Между Россией и Германией есть одна большая разница — в Германии сейчас прирост населения не такой, как в Москве, поэтому у нас строительство нацелено только на качество, ведь ты можешь продавать жилье, только если оно высокого качества. В Германии все строят частные инвесторы, и в жилищном строительстве государство больше не выступает в качестве заказчика. Типового социального жилья, строительство которого было распространено в Германии в 1970-80-е, уже нет. Тем не менее, я считаю, что оно опять появится — в виде домов, которые построены по типовым проектам, только фасады там различны. Не в массовых масштабах, но в индивидуальных заказах мы будем иметь дело с материалом фабричного изготовления, и дома будут строиться из заранее изготовленных элементов».