Сергей Кузнецов: «Я сам давно рисую и всех к этому призываю»
В Государственной Третьяковской галерее прошла лекция главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
29 мая в Государственной Третьяковской галерее прошла лекция главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова «Италия как точка профессионального отсчета. Архитектурный рисунок и его роль в работе архитектора». Лекция состоялась в рамках образовательной программы выставки «Только Италия! Архитектурная графика XVIII – XXI веков», открытой Третьяковкой галереей совместно с Музеем архитектурного рисунка Сергея Чобана (Берлин). Сергей Кузнецов – один из инициаторов и участник этого проекта. На этот раз он предстал перед аудиторией в новой ипостаси – как художник, график, любитель и собиратель архитектурного рисунка.
Профессиональные навыки рисования Кузнецов получил в Московском архитектурном институте, известном своей хорошей школой рисунка. В студенческие годы он всерьез увлекался рисованием, да и сейчас много рисует во время путешествий. Кузнецов признается, что Италия вызывает у него искреннюю любовь и восхищение. Страна богатых культурных традиций, она всегда была местом паломничества людей творческих профессий.
Начиная с XVIII века знание итальянской архитектуры являлось необходимым условием хорошего образования для русских художников, скульпторов и архитекторов. Выпускники Российской Академии художеств отправлялись в Италию для завершения своего образования. В этом смысле Сергей Кузнецов продолжает лучшие традиции прошлого. Зрители увидели множество его зарисовок, сделанных в Венеции, Флоренции, Риме, Сиене, Падуе, Вероне, Сан-Джеминьяно.
Большое значение Кузнецов придает качеству архитектурного рисунка. По его мнению, в условиях тотального распространения компьютерных технологий, умение рисовать по-прежнему важно для архитектора: «Компьютер – это всего лишь инструмент, он не может заменить ни знаний, ни умений человека… Я сам давно рисую – и всех к этому призываю».
Умение рисовать способствует быстрому перенесению замысла на бумагу с последующей обработкой и переводом в цифровую графику, чертежи и 3D-модели. А рисование с натуры выдающихся памятников архитектуры необходимо как своеобразное графическое изучение и освоение художественного материала прошлого и настоящего.
Такое рисование развивает вкус, обостряет глаз, дисциплинирует руку, значительно расширяет диапазон художественных средств, повышает внимание к деталям, развивает чувство пропорций.
Связь рисунка и архитектурной практики трудно переоценить: графическое изучение памятников существенно влияет на собственное творчество архитектора. Как это происходит, Сергей Кузнецов показал на примерах собственных архитектурных работ.
Формы готического каркаса, много раз рисованные в разных городах и странах, своеобразно воплотились в построенном по проекту С. Чобана и С. Кузнецова Дворце водных видов спорта в Казани (2013). А купол римского Пантеона легко узнается в знаменитом Российском павильоне XIII венецианской Биеннале (2012), построенном теми же авторами. Сейчас этот павильон воссоздан в Зарядье и действует как информационный, где посетители могут узнать все об истории места, конкурсных проектах, знаменитых парках мира и многом другом.
Сергей Кузнецов уже внес значительный вклад в дело популяризации архитектурного рисунка как отдельного вида творчества. В 2013 г. в Берлине открылся Музей архитектурного рисунка, построенный по проекту С. Чобана и С. Кузнецова; в Москве этому событию была посвящена специальная экспозиция «Архитектор года» в рамках «АрхМосквы 2013». В конце 2013 г. Сергей Кузнецов поддержал первый в России конкурс архитектурного рисунка «АрхиГрафика» и вошел в состав его жюри. И вот теперь – еще один шаг: с середины апреля итальянские рисунки и акварели Сергея Кузнецова представлены в современном разделе экспозиции «Только Италия! Архитектурная графика XVIII-XXI веков».
Напоминаем, что выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи продлится до 27 июля.
- Темы:
- Сергей Кузнецов |
- выставки |
- молодые архитекторы