События

Сергей Кузнецов: Россия в Венеции сделала акцент на культуру, а не экономию

31 Мая 2016

Главный архитектор Москвы и куратор российского павильона Сергей Кузнецов рассказал, почему российская экспозиция на Венецианской архитектурной биеннале оказалось в противофазе с идеями европейских архитекторов.

Откликнувшись на призыв куратора Алехандро Аравены показать, как архитектура может решать не только художественные, но также политические, социальные экологические задачи, участники 15-й Международной архитектурной биеннале говорили в основном об экономии, борьбе с кризисными явлениями, строительстве массового жилья. Экспозиции большинства стран получились максимально простыми и экономичными, сходу давая понять посетителям, что пришло время сфокусироваться на архитектуре чрезвычайных ситуаций, когда имеешь дело с жестким дефицитом времени и ресурсов.

В этом смысле экспозиция Российского павильона, посвящённая ВДНХ, оказалась в стороне от общего тренда. Однако, она как нельзя лучше отвечает на запрос биеннале про «репортаж с линии фронта», считает Сергей Кузнецов.

«Культура города определяет в большей степени его границы, чем административные и физические барьеры, и во время подготовки к биеннале нам казалось, что отвоевание культуры со знаком «плюс» у культуры со знаком «минус» является той линией фронта, которая сейчас проходит в архитектуре, по крайней мере в российской. Биеннале продемонстрировала, что есть некая противофаза взглядов продвинутой европейской общественности и взглядов внутри России. Когда у нас была гонка за дешевым, массовым жильём, строились «хрущевки» и появлялись спальные районы, вся Европа была озабочена улучшением качества жизни. Сейчас, когда мы сделали ставку на комфортабельность, стали развивать городские пространства, занялись благоустройством, реализовываем такие культурно-развлекательные проекты как ВДНХ, в других национальных павильонах представлены идеи вроде коммунального общежития, сборных домов и прочего».

Действительно, тема доступности жилья оказалось для многих стран животрепещущей. Испанцы, экспозицию которых жюри признало лучшей среди национальных павильонов, предложили различные варианты того, как осваивать долгострои, и рассказали, как заставить служить повседневным нуждам совершенно не приспособленные для этого пространства. А в Великобритании, например, жилищный кризис в крупных городах достиг таких масштабов, что люди вынуждены арендовать малогабаритные квартиры, не имея возможности купить собственную. На экспозиции британцы представили концептуальные прототипы жилищ: надувные дома-шары, деревянные жилые ячейки, которыми можно заполнить старые большие квартиры, квартиры с общими для всех жильцов шкафами, кухнями и прочим. «Уверен, если бы сегодня выставились на биеннале наши архитекторы с проектами 60-х годов, здесь был бы настоящий фурор. Такие максимально упрощенные районы вроде Новых Черемушек у нас уже построены, мы в них живем и вовсе не считаем привлекательными. С точки зрения эстетических ценностей и понятия о комфорте, это пройденный этап. Европу в таком масштабе это не коснулось, поэтому  они готовы искать прелесть в пустырях и городских окраинах», - отмечает Сергей Кузнецов.  

Можно констатировать, что у России свой собственный цикл развития архитектуры, в котором нашлось место как социальному жилью, так и национальной широте. «Почему так мало архитектуры на архитектурной биеннале я и сам, честно говоря, не понимаю. Мы старались прежде всего насытить пространство Российского павильона красотой, потому что контакт с архитектурой должен доставлять визуальное наслаждение. Наша идея была в том, чтобы продемонстрировать важность не квадратных метров, а ценность городской культуры. Ведь, если обеспечить тех же мигрантов жилыми ячейками, проблема культурных различий не будет решена. ВДНХ – это такая огромная объединяющая платформа, здесь есть музейно-выставочные пространства, парк, развлечения, образовательные элементы, прекрасная архитектура. Город серьезно вкладывается в развитие ВДНХ именно для того, чтобы повышать средний уровень общегородской культуры, объединять людей», - рассказывает главный архитектор.

Создатели выставки расположили экспозицию на двух уровнях. Первый зал встречает гостей горельефом Вутетича, который был случайно обнаружен в одном из павильонов ВДНХ во время реставрации. Второй зал  посвящен истории и показывает отдельные артефакты советского времени, воссозданные группой молодых скульпторов. Среди них – статуи девушек из фонтана «Дружба народов», скульптура быка из павильона «Мясная промышленность», уменьшенная копия «Рабочего и колхозницы». На втором этаже представлена видеоинсталляция, погружающая в атмосферу современной ВДНХ. Кураторы хотели показать масштаб и красоту комплекса во все времена года, поэтому видео пришлось снимать целый год.  Также на верхнем уровне посетители могут зайти в «Кабинет исследователя» и «Лабораторию», где 12 студентов из нескольких стран под руководством урбаниста Винсента Гуайарта разрабатывали возможные сценарии развития ВДНХ. «Кабинет исследователя» – это зал, где 90% экспозиции делалось вручную, тем самым показывая, что есть место и новым идеям, и традициям. В «Лаборатории» мы представили план ВДНХ в виде материнской платы, что должно показать наше сегодняшнее отношение к территории ВДНХ, в частности, и к профессии архитектора вообще. Архитектура сегодня это не работа застывших форм, это профессия, постоянно находящаяся внутри в процесса. У зданий есть hardware, жесткая основа, и софт, который его подпитывает и наполняет смыслом», – поясняет Кузнецов. 

Отвечая на вопросы критиков относительно коммунистической идеологии ВДНХ, кураторы просят не связывать выставку с каким-то возрождением советского прошлого, а воспринимать ансамбль исключительно как архитектурный шедевр и достойный пример преобразования городской среды. Сергей Кузнецов: «Итальянцы гордятся архитектурой времен Муссолини, хотя не питают никакой симпатии к самому диктатору. Когда мы познакомили Алехандро Аравену с темой нашей экспозиции, он пришел в восторг от того, что у нас есть такое удивительное пространство, и мы придумали, как использовать его с умом. Да, можно сказать, что отчасти это реклама ВДНХ, но реклама, как известно, – двигатель прогресса».


Изображения: Василий Буланов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.