ENG
 
События

Сергей Кузнецов: Музей как культурный институт должен восприниматься всем миром

27 Сентября 2016

В субботу, 24 сентября, в Венеции состоялся симпозиум «Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса». В течение дня ведущие эксперты обсуждали, как может трансформироваться культурное начало мегаполиса так, чтобы решать и социальные, и интеллектуальные, и эстетические, и даже градостроительные задачи.    

На 15-й Международной архитектурной Биеннале в Венеции Россия представила проект «V.D.N.H. URBAN PHENOMENON». Тема истории развития ВДНХ выбрана не случайно, а как один из самых ярких примеров ожесточенной борьбы за качество жизни, в котором победило архитектурное и культурное начало.

По словам главного архитектора Сергея Кузнецова, Москва стремится создать прочные связи с иностранными коллегами как в области архитектуры и строительства, так и в сфере искусства. «Зарубежные специалисты активно участвуют в архитектурных конкурсах, которые проводятся в России, реализуют такие крупные проекты, как "Зарядье", строят жилую и коммерческую недвижимость, и, конечно, налажено много контактов в искусстве, музейной жизни. Мы рады возможности обмениваться опытом, сегодня на симпозиуме, я уверен, нам удастся определить задачи и цели музеев и культурных пространств сейчас и в будущем», - отметил Сергей Кузнецов.

«Для нас вопрос развития культурных пространств - это вопрос ежедневной практики. С приходом мэра Москвы Сергея Собянина, город начал вкладывать огромные средства в развитие культурных, общественных, социально значимых объектов. Многие музеи и парки получили возможность реализовать новую функциональную модель, более современный подход, привлечь широкую аудиторию - это Пушкинский музей, парк Горького, ВДНХ, Третьяковская галерея. Также были запущены масштабные проекты по реконструкции исторических и культурных объектов, благоустройству улиц и созданию новых точек притяжения на периферии города, а не только в центре.

На сегодняшний день в Москве огромное количество музеев с разными моделями. Каждый старается придумать интересную идею, чтобы привлечь людей. В этом плане интересный сплав представляет ВДНХ, где удалось совместить культуру, парковую зону, историческую и образовательную функции, различения и спортивные активности. Здесь каждый день что-то интересное происходит, и люди проводят здесь все выходные», - рассказал Кузнецов.

При развитии территории, уверен он, в первую очередь нужно обращать внимание на внедрение культурной функции, иначе пространство изживет себя. И личностью способен стать только тот человек, который вырос в культурной среде: тогда он может изобрести нечто прекрасное, умеет думать и творчески подходить к проблемам, способен учиться и совершенствовать мир.

«В Москве есть четкое понимание того, что такое культурная среда: она меняется и обогащается – строятся новые музеи, развивается функция старых, реконструируются исторические объекты, - отметил Сергей Кузнецов. – Парк Зарядье – это будет новое, несопоставимое ни с каким другим музейное пространство, только выставочных площадей строится несколько тысяч метров. И я думаю, что это место встанет в один ряд с крупнейшими музеями – по посещаемости и интересу».

Презентацию музея «Гараж» показал директор центра современной культуры Антон Белов – также он рассказал о московской архитектуре, столичных зодчих и самых громких проектах последних лет. По словам Лукаса Файрайсса, урбаниста и писателя, именное такие примеры свидетельствуют о том, что музеи выступают в качестве культурных пространств – сегодня они воспринимаются и обывателями, и экспертами как центр архитектурных функций. «Музей как культурный институт должен восприниматься всем миром, – подчеркнул он. – Это вещи в себе, целые мегаполисы архитектуры, искусства и эмоций, которые показывают будущее, настоящее и прошлое урбанистики, меняя социальную экономику».

«Европа – родоначальница мировой культуры, и теперь это не только то место, которое порождает культуру и задает тон архитектуры, но и среда, где живут главные потребители архитектуры. Именно поэтому она должна представлять достойный продукт – такой, к которому сегодня стремится Москва. Европа и Москва, как один из ее центров, стали рынком искусства, в которых первоочередную роль играют музеи. Чем должны заниматься политики, урбанисты, чем должна интересоваться молодежь? Музеями и культурными центрами. Однако существуют глобальные проблемы – индустриальные пространства экономически подавлены, и призваны решить эти вопросы деятели искусства, потому что именно они главная движущая сила мира», – отметила Лиз Дилер, партнер-основатель Diller Scofidio + Renfro Architects.

Эксперты сошлись во мнении, что город не существует вне культуры, он не может жить только благодаря кафе и магазинам, которые так интересны юным жителям мегаполиса. Функции таких центров, считает норвежский архитектор Кьетил Торсен, должны постепенно забирать музеи, не теряя при этом первоначальной ценности.

Мартин Рот, экс-директор лондонского музея Виктории и Альберта: «Россия возрождается, и Москва – главная точка возрождения всей страны. Я могу говорить об этом как эксперт, у которого достаточное количество друзей из России – и я понимаю, каким образом проходят процессы обновления. Перестройка российской столицы – это тихая (от слова «тишина») революция. Что делают столичные власти? Нет, они не кричат о том, что расширяют общественные пространства, озеленяют город, возвращают историческим памятникам первоначальный вид и меняют функции музеев, они просто делают свою работу. Казалось бы, все основывается на мелочах, начинается с мелочей, но это ведь именно то, что нужно простому горожанину, то, что принципиально меняет качество его жизни. При этом продукция, которую выдает Москва, достойная, но о ней мало кто знает за рубежом. Москва удивит в момент. Что касается музеев, то я уверен, что они должны развиваться не только на уровне функциональных смыслов, но и с точки зрения внутреннего наполнения. Потому что культурный центр без серьезной, уникальной коллекции – ничто. Фонд – это сердце и душа любого музея. Об этом важно помнить и при строительстве новых, и во время реновации старых музеев. Кстати, примером грандиозного строительства новых музеев служит Китай – на территории, где каждый квадратный метр на счету, с 1990-х годов построены десятки культурных центров. И это движение в правильную сторону в контексте градостроительного развития».

Сергей Кузнецов также напомнил, что 1-3 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге будет проходить Культурный форум, на котором впервые будет представлена секция, посвящённая вопросам урбанистики и градостроительства. 


Изображения: Москомархитектура, Екатерина Алленова/Артгид, Алексей Абанин/Дождь


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.