ENG
 
События

Секция «Креативная среда и урбанистика» открылась дискуссией о массовой архитектуре

16 Ноября 2017

В рамках VI Санкт-Петербургского культурного форума состоялось пленарное заседание «Архитектура для масс: преодолевая стереотипы». Ведущие международные и российские архитекторы обсудили, что же скрывается за этим понятием сегодня. 

Заседание открыл куратор секции «Креативная среда и урбанистика», главный архитектор Москвы, Сергей Кузнецов. Он отметил, что в этом год организаторы поставили задачу связать тему секции с революцией и отразить события, которые получили старт 100 лет назад.

В этом плане массовое домостроение такой яркий пример. «Опыт современной науки показывает, что мы должны строить много и быстро, используя повторяющиеся элементы, но при этом учитывать ошибки первого индустриального домостроения и избегать однообразия. Речь идёт не только о самих домах, но о среде в целом. Должны быть благоустроенные общественные пространства, продуманная инфраструктура и навигация, то есть организация среды крайне важный параметр. Также нужно учитывать пожелания жителей, ведь именно социум формирует архитектуру. Программа реновации, как мы надеемся, поможет решить эти задачи», - отметил Кузнецов.

Владимир Григорьев, главный архитектор Санкт-Петербурга: «Все-таки, несмотря на скромность массовой архитектуры, как таковой, мы всегда стремились к качеству и оставались на достаточно высоком уровне, даже при стесненных средствах. Для Санкт-Петербурга большая задача сейчас - реновация «Серого пояса», он со временем станет примером массовой архитектуры, которую сейчас наш город может предложить миру. Это пояс промышленных зон вокруг города, очень интересная среда, которую выдвинули на международный конкурс. Параллельно мы занимаемся поисками «Петербургского стиля», пытаемся понять, как город будет выглядеть в будущем. Сейчас это сохранение того стиля, который сложился на протяжении всей истории. Также, в городе у нас работает специальная цветовая гамма. Несмотря на рекомендационный характер, этот набор расцветок пользуется огромной популярностью. Это те цвета, которые были определены в результате исследования еще в 1960-х годах, и позволяют сохранить гармонию с окружающей средой».

Маркус Аппенцеллер, партнер компании MLA+: «Каждого из нас можно определить, как часть какого-то социума: какой у вас смартфон, на какой машине вы ездите, есть ли она вообще, какая мебель стоит в квартире? И сегодня, стремясь к индивидуальности, каждый отдельный человек зачастую представляет собой комбинацию тех или иных массовых продуктов. В этом смысле, я считаю, что место, в котором человек живет, может и должно стать одним из таких факторов. Сама массовая архитектура может стать мозаикой стилей, отражающей тех или иных людей. И в этом плане ярко видна разница между советской массовой архитектурой, которая была скорее униформой для каждого гордого советского рабочего».

Евгений Герасимов, основатель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», в свою очередь, отметил, что архитектура - это отражение общества, его вкусов и возможностей. «Массовое жильё было и до панельных домов, посмотрите на пригород Санкт-Петербурга, где много двухэтажных строений, разве мы знаем их архитекторов? Нет. Конечно, каждый человек хотел бы собственный дворец, но просто не имеет такой возможности. Экономика не позволяет. Поэтому нет ничего ужасного в массовой архитектуре, это нормальный процесс. Речь не только о жильё, те же самые стадионы и небоскребы тоже ее часть», - считает эксперт.

Педро Алонсо, куратор чилийского павильона на 14-й Венецианской биеннале архитектуры, лауреат премии Серебряный лев за экспозицию, посвященную массовому домостроению: «На протяжении нескольких лет я проводил исследования массовой архитектуры в разных странах, в том числе советской. Это огромные по размеру территории, и было любопытно проследить, как эти колоссальные объемы определили жизнь людей, как отразились в культуре, быте, политике. Все это элементы общей мировой мозаики. В общей сложности мы исследовали 28 систем массового домостроения - французскую, кубинскую, немецкую и т.д. Они адаптировались с учётом особенностей стран, своей преемственности. Кстати, на Венецианской биеннале в этом году мы делали экспозицию на данную тему. То, что строительные технологии, требования к качеству, облику зданий, меняются со временем, это естественный процесс».

Историей о том, как «хрущёвки» пришли в Японию, поделился Фади Джабри, директор по развитию регионов «Россия», «Страны СНГ» в компании «Никкен Секкей»: «Эволюция продолжается, и даже такой классический элемент японского дома, как комната с татами трансформируется - меняются материалы, размеры, расстановка мебели, появляется балкон. В целом Япония пошла по принципу: малогабаритное жильё компенсируется высокотехнологичностью. В Москве сейчас много внимания уделяется благоустройству города, я бы предложил ещё уделить внимание внутренним пространствам и технологиям».

«Мы говорим о городах и жилищах - эти два пространства должны быть совмещены. Изначально дом рассматривался как убежище от климатических условий, место хранения вещей, оно всегда ассоциировалось с уютом. При массовом домостроении к жилью подошли с точки зрения рациональности и функциональности, попытавшись забыть о первоначальной идее. Но и этот этап позади. Сегодня традиционное разделение на комнаты с определенными функциями уже не работает. Люди стали делать все и везде - едят в спальне, спят в гостиной. При этом преобладают индивидуальность и самовыражение - даже самое небольшое пространство мы можем использовать по-разному и наполнить разными вещами. А фасад здания является интерфейсом того, что внутри. Много внимания уделяется оформлению общественных пространств. Мы должны объединять идеи социального жилья и урбанистики, чтобы не было изоляции», - предложил Чино Дзукки, итальянский архитектор, глава бюро Zucchi Architetti.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.