ENG
 
Открытый город 2018 СТАТЬИ
События

Река в городе: культурные смыслы. Лекция Владимира Паперного

07 Ноября 2014

В ЦДА прошла лекция Владимира Паперного «Тема воды и света в советской архитектуре и кино 1930-х годов». Повестка международного конкурса на развитие Москвы-реки в городе поставила на сегодня настолько масштабную цель, что вполне естественно поговорить в этой связи о тех культурных смыслах, которые несут подобные трансформации.

В Москве давно не случались такие масштабные градостроительные преобразования (не считая присоединения новых территорий), которые всегда требуют градостроительной воли, диктата сверху и не воплощаются стихийно. Вот почему 1930-50-е (когда этот диктат был очевиден) в плане больших градостроительных задач были особенно «урожайными». Смысл проведенной в 1930-е комплексной реконструкции Москвы-реки и развития речного транспорта всем тогда был предельно ясен. Этот посыл транслировался в печати, кинофильмах, изобразительном искусстве, в повседневной жизни и на производстве; всем было ясно, что строится новая жизнь, строй, государство. Сегодня же, приступая к подобной задаче в пространстве совсем иных культурных смыслов, архитекторы должны определиться для себя с весьма непростым вопросом: где черпать эстетику для завершения проекта, который был начат в 30-е годы.

Владимир Паперный, написавший в 1985 году свою знаменитую книгу «Культура Два» — блестящий культурологический срез эпох 1920-60-х годов — неспроста выбрал предметом разговора воду: «одержимость водой», по его мнению, стала приметой эпохи 1930-40-х, в которой реконструкция Москвы-реки и связанные с нею проекты стали важнейшими культурными событиями своего времени. Впрочем, если руководствоваться диалектической парой «Культура 1» и «Культура-2», «растекание-затвердевание», то перед нами в 1930-е не просто одержимость стихией, но стремление эту стихию «одеть» в гранит, упорядочить каналами и шлюзами, направить в нужное русло.

В Генплане 1935 года, по мнению Паперного, вода выступает одной из ведущих тем: учитывая, что сам генплан имел стратегической целью преображение Москвы в некий идеализированный город—утопию, тому должна была поспособствовать и кардинальная реконструкция ландшафтов вдоль Москвы-реки. Эти новые берега стали средоточием лучшей, самой торжественной и богато декорированной архитектуры (в том числе и знаменитого Дворца Советов) — центр Москвы оказался здесь, на новых гранитных набережных.

Дворец Советов

Впрочем, еще в начале 1930-х ситуация с водоснабжением в столице была близка к катастрофической. Именно тогда были ко всему прочему снесены большие водонапорные башни — Сухаревская и Крестовские (на Проспекте Мира). Но никакие задачи на тот момент не были непреодолимыми: ставились новые, более масштабные и идеологические важные цели, призванные создать образ процветающей и мощной страны. Например, был принят к реализации план развития речной инфраструктуры и стратегического «выхода к морям», из которого родился лозунг «Москва — порт пяти морей».

Сухаревская башня

Киносимвол той эпохи — фильм «Волга-Волга» — это фильм о воде, считает Владимир Паперный. Эпическое полотно, повествующее о жизни и достижениях Советского Союза конца 1930-х годов, разворачивается на фоне патетической декорации с торжественными башнями шлюзов и берегами только что построенного канала Москва—Волга и новых гранитных набережных Москвы с их величественной застройкой. Главные герои большую часть фильма плывут по реке на конкурс художественной самодеятельности.

Кадр из фильма Волга-Волга

Впрочем, еще одним главным персонажем выступает, конечно, сама река и это едва ли преувеличение: по словам Паперного, Москва-река в это время буквально антропоморфизируется: перед нами живое существо, именем которого называют канал (как назвали, например, метрополитен именем Ленина). Героями также становятся незримо стоящие за спиной, почти египетские исполины Ленин и Сталин — скульптуры С. Меркурова по обе стороны от входа в Канал имени Москвы. Впрочем, статую Сталина режиссер не показывает, подчеркивает Паперный, вождь присутствует в качестве названия парохода, что возвышает его на уровень едва ли не платоновской идеи.

Фигура Ленина на берегу канала Москвы

В кадр попадает и Северный речной вокал, построенный одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году (архитекторы А. Рухлядев, В. Кринский) — своего рода пропилеи, торжественный выход к реке. Идею «Порта пяти морей» он отражает буквально: террасы вокзала украшают фонтаны «Север» и «Юг», символизирующие связь южных и северных водных путей в Москве.

Северный речной вокал

Тема входа — еще одна культурологическая история эпохи и, по мнению Владимира Паперного, особое внимание к порталам и их всяческое выпячивание, отражает тему «сакрализация границ» (которая отразилась, например, в засекречивании географических карт в это время). Северный речной вокзал получает торжественную аркаду и широкую лестницу, шлюзы обретают вид классических пропилей. Символика входа на тот момент была настолько значительна, что архитектор В. Олтаржевский, к примеру, рассказывает Паперный, едва не поплатился головой за первоначальный проект входа на территорию ВДНХ, который транслировал конструктивистскую стилистику и был воспринят как «забор», а не портал. Правильным становится вход — триумфальная арка.

Первоначальный проект входа на территорию ВДНХ

Эстетика того времени, отмечает Паперный, едва ли определяется словом «стиль» в традиционном понимании, скорее это смешение всего, и снятие противоречий путем этого перемешивания. Так произошло, например, с проектом Дворца Советов, где соединились три автора — Иофан, Гельфрейх и Щуко, или при объединении лит организаций, конфликты между которыми были «исчерпаны», когда они стали единым Союзом писателей.

Стихия воды, «прирученная» каналами и набережными, свет, льющийся из люнет плафонов станций метро, превращающийся почти в мифологическое «божественное сияние» ордена Ленина на груди героини фильма «Светлый путь» — все эти мощные культурологические метафоры складываются в очень яркий образ своей эпохи, породившей хоть и не бесспорный, но качественный архитектурный продукт. Какие культурные смыслы принесет нынешняя трансформация Москвы-реки — узнаем уже очень скоро. Ясно, что они будут совсем иными, менее патетическими и более гуманными. Какими именно — покажут результаты конкурса, которые подведут в середине декабря.


Изображения: wikimedia.org, riverforum.net, krasnaya-moskva.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.