ENG
 
События

Река, которая не разделяет город, а связывает берега

29 Октября 2014

Отраслевые эксперты Института Генплана Москвы — организатора международного конкурса на развитие прибрежных территорий Москвы-реки — рассказали о транспортной и экологической составляющей будущей концепции.

В небольшое путешествие по реке от причала в деловом центре «Москва-Сити» до полуострова ЗИЛ эксперты Института отправились вместе с журналистами.

На фоне других рек, формирующих градостроительные оси крупнейших европейских городов, Москва-река довольно внушительна по протяженности: длина реки в пределах города составляет 76 км. Для сравнения: главная водная артерия Берлина имеет протяженность 35 км, Нью-Йорка — 37 км, Лондона — 64 км, Шанхая — 83 км. Впрочем, конечно, не одно это делает нынешнюю концепцию комплексного развития прибрежных территорий Москвы-реки важнейшей градостроительной вехой. «Приведение в порядок» реки затрагивает целый ряд острейших проблем в масштабах всего города — как создание зеленых, общественных пространств на набережных, развитие пешеходных и велосипедных маршрутов, улучшение благоустройства и ландшафтного оформления.

Немаловажный фактор — проницаемость реки. Сейчас водная артерия по большей части отделена от городской застройки магистралями. Участники конкурса должны предусмотреть пешеходные выходы к реке, спуски к воде как в искусственных, так и в естественных берегах.

Главный архитектор ИнститутаГенплана Москвы Андрей Гнездило

Москва-река обладает огромным потенциалом, но ее возможности не используются в полной мере, — отмечает главный архитектор Института Генплана Москвы Андрей Гнездилов. — Река делит город на две части, в то время как она должна связывать берега: и визуально, и в плане транспортных и пешеходных связей. Устранить это противоречие — одна из задач конкурсантов«.

Москва-река пассажирская

Сейчас по Москве-реке осуществляются и грузовые, и в меньшей степени пассажирские перевозки, в основной массе — это туристические. Конкурсантам рекомендовано сохранить объемы грузоперевозок — около 9 млн. тонн в год — и дать предложения по пассажирским, рассказал заведующий отделом дорожного движения Института Генплана Москвы Сергей Канеп.

Для использования реки в качестве альтернативы городскому транспорту как личному автомобильному, так и общественному, конкурсанты должны предусмотреть целый ряд факторов: существующие причальные сооружения, необходимость новых, удобство пересадки на другие виды транспорта и подходы к реке с удобнымии освещенными дорожками, безопасными переходами через автомобильные магистрали.

Таким образом, по словам эксперта, могут быть сформированы новые водные маршруты из периферийной части города в центр. Безусловно, подобные транспортные решения должны быть тесно увязаны с перспективами развития прилегающих территорий и наличием спроса на перевозки.

Набережная у Красного октября.

Что касается автомобильного движения по набережным, отказаться от него, особенно в центральной части города, невозможно. Эксперты Института Генпланас помощью транспортной модели посчитали: если сделать набережные пешеходными, то перераспределение автомобильных потоков приведет к коллапсу прилегающей улично-дорожной сети. Например, лишь закрыв Кремлевскую набережную для автомобилей полностью «встанет» центр Москвы — Бульварное и Садовое кольцо. А вот на заброшенных промышленных территориях от Третьего транспортного кольца до МКАД набережные в основном будут выполнять пешеходную рекреационную функцию. Здесь появятся велосипедные дорожки, причем веломаршруты сделают непрерывными: они не ограничатся набережными и продолжатся по городу.

Кремлевская набережная

Связать берега

Важнейший вопрос, который конкурсанты должны развить в концепции — транспортная и пешеходная связанность берегов. Сейчас на Москве-реке находится 36 мостов (для сравнения, в Берлине при меньшей протяженности реки их 45), и расстояние между ними составляет от 430 м до 6 км. Цифры говорят сами за себя — поперечных связей реке явно не достает. Как комментирует главный специалист мастерской развития улично-дорожной сети Института Генплана Екатерина Чернашкина, участок от ММДЦ «Москва-Сити» до проспекта Андропова — самый благополучный в этом отношении. Здесь расположено 14 мостов, среднее расстояние между которыми составляет порядка 3-4 км.

Нагатинская набережная

Проблемы со связанностью территорий начинаются в срединной части города — от Нагатинского моста, расположенного в районе Коломенское, до Бесединского на 19-м км МКАД. На участке протяженностью 13,7 км от Нагатинского моста до Бретеевского моста фактически отсутствует возможность перебраться на автомобиле с одного берега на другой, заметила эксперт. Поэтому одна из задач конкурсантов — определить новые створы мостов, в том числе и пешеходных.

 Набережная в Коломенском

Организация ряда мостовых переходов уже заложена проектными проработками, в том числе Генеральным планом Москвы, пояснила Чернашкина. Так,новый мост проектируется в створе улицы 1905 года с выходом на набережную Тараса Шевченко. Еще одно мостовое сооружение (в случае реорганизации Варшавской промзоны) могут возвести в районе улицы Ленинская слобода. Генплан также предусматривает и продление Симоновской набережной до проспекта Андропова со строительством высоководного моста через существующий затон.«Как и в случае с новыми причалами, берега должны быть готовы к сооружению мостовых переходов. Если это бывшая промзона, она должна быть реорганизована, созданы удобные пешеходные связи, обустроены подходы», — подытожила эксперт.

Река и природа

Общая площадь природных комплексов, прилегающих к реке, составляет около 2 тыс. гектар. Примерно половине зеленых территорий, по словам заместителя руководителя НПО "Экология" Института Генплана Москвы Василия Грицана, требуется только качественный уход. Другая тысяча гектар, среди которых Южный речной порт и набережная Тараса Шевченко, нуждаются в реорганизации и разработке проектов благоустройства.

 Южный речной порт

Между тем, кое-что на сегодня уже реализовано: это первые два этапа благоустройства Марьинского парка. А на очереди — площадка ЗИЛа, где создадут огромный парк площадью 93 га, добавил эксперт.

Набережная Тараса Шевченко

Конкурсные предложения разделили на три этапа реализации: до 2017 года, 2025-го и 2035-го. В апреле 2015 года концепцию победителя рассмотрят на заседании Градостроительно-земельной комиссии при Мэре Москвы. По итогам сформируют перечень мероприятий первого этапа для включения в городские программы с целью дальнейшей реализации.

Некоторые детали транспортной части проекта в блиц-интервью Порталу Архсовета Москвы рассказал заведующий отделом дорожного движения Института Генплана Москвы Сергей Канеп:

— Вы сказали, что вдоль набережных в пределах Садового кольца движение целесообразно сохранить. А на других территориях, например,в промышленных зонах, планируются новые дороги?

— Мы не ставим перед конкурсантами задачу создавать новые автомобильные артерии на прибрежных территориях. Только набережная вдоль завода «ЗИЛ» получит транспортную функцию. Что касается промышленных территорий, например, на периферии города, набережные должны использоваться в рекреационных целях: для пешеходных дорожек, организации веломаршрутов. Движение вдоль Москвы-реки в пределах Садового кольца необходимо сохранить, либо другой вариант — незначительно сократить. Но тогда надо решать вопрос, как перераспределить транспортные потоки. Если эту задачу выполнить, мы сможем сместить приоритеты от транспорта к пешеходам и придти к тому, о чем мы постоянно говорим, — открытии реки для пешеходов.

Канал Хорошёвское спрямление

— В своем выступлении вы говорили о развитии пассажирских перевозок по Москве-реке. Вы за то, чтобы увеличить эти перевозки?

— Москва-река должна работать полноценно. Однако чтобы развивать пассажирские речные перевозки, к примеру, из спальных районов в центр, необходимасоответствующая инфраструктура. Институт Генплана рекомендовал конкурсантам сформировать порядка 30 новых причальных сооружений на Москве-реке. Немаловажно, что появятся они в основном там, где есть возможность пересесть с водного на скоростной внеуличный транспорт, либо наземный общественный. Дополнительные причалы необходимы и у знаковых объектов, мест приложения труда. Подобные проработки, кстати, уже ведет столичный департамент транспорта по предложению Московской судоходной компании. Места расположения будущих причалов формируются с учетом возможности пересадки на другие виды транспорта.

— Ваши коллеги говорят, что реку трудно использовать для пассажирского движения, поскольку она извилистая...

— Изгибы реки, конечно, создают сложности для организации скоростного движения. Тем не менее, небольшую долю пассажирских перевозок организовать возможно. Главное, что река будет включена в транспортную систему столицы.


Изображения: ГУП НИ и ПИ Генплана Москвы, wikimedia.org, urport.ru, mochaloff.ru, smart-travelling.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.