События

Подводим итоги XV Венецианской архитектурной биеннале

28 Ноября 2016
1 из 37
2 из 37
3 из 37
4 из 37
5 из 37
6 из 37
7 из 37
8 из 37
9 из 37
10 из 37
11 из 37
12 из 37
13 из 37
14 из 37
15 из 37
16 из 37
17 из 37
18 из 37
19 из 37
20 из 37
21 из 37
22 из 37
23 из 37
24 из 37
25 из 37
26 из 37
27 из 37
28 из 37
29 из 37
30 из 37
31 из 37
32 из 37
33 из 37
34 из 37
35 из 37
36 из 37
37 из 37
1 / 37

Увеличить

27 ноября завершилась XV Венецианская биеннале – главная мировая архитектурная выставка, прошедшая в этом году под девизом «Репортаж с фронта». Экспозиция России была посвящена проекту V.D.N.H. URBAN PHENOMENON и переосмыслению исторического наследия. Куратором павильона выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

На прошлой Архитектурной биеннале куратор Рем Колхас ориентировался на обобщение архитектурного опыта глобальной современности, стремясь выявить интернациональный язык современной архитектуры, который был бы узнаваем как универсальный код во всем мире. В этом году в ответ на глобальный гуманитарный кризис куратором был приглашен архитектор Алехандро Аравена, известный своими проектами социального жилья. Каждой стране-участнице он предложи вести «Репортаж с фронта».

В качестве универсального ответа Россия представила проект V.D.N.H. URBAN PHENOMENON. Эволюция — идеологическая, эстетическая, градостроительная — этого уникального комплекса площадью более 316 га и стала главной темой павильона. 

После краха советской эпохи ВДНХ из рупора идеологии превратилась в гигантский и хаотичный рынок, где торговля всем и вся соседствовала с игровыми автоматами. И эта функция также нашла своего потребителя: территория выставки не опустела, просто формат времяпрепровождения там качественно изменился. До предела упростился, в духовном смысле обнищал, что, в свою очередь, неизбежно повлекло за собой и постепенную физическую деградацию комплекса. Ситуация начала меняться лишь в 2014 году, когда управление территорией ВДНХ на себя взяла Москва, поставив перед собой амбициозную задачу превратить масштабный комплекс, созданный во времена советской империи, в универсальное культурно-образовательное пространство, доступное для всех и соответствующее требованиям и технологиям XXI века.

Проект V.D.N.H. URBAN PHENOMENON познакомил посетителей Биеннале с самобытной атмосферой выставки, ее богатейшей историей и уникальными артефактами, а также послужил лабораторией, где студенты вместе с архитекторами попутались предугадать направления его будущего развития. 26 мая, в день открытия павильона России, были представлены результаты воркшопа, в рамках которого студенты из разных стран разработали концепции развития территории ВДНХ. Международный исследовательский семинар был организован для  VDNH. Urban. Phenomenon Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ при поддержке Института передовой архитектуры Каталонии.

Кроме того, в рамках программы мероприятий Российского павильона с экспозицией V.D.N.H. URBAN PHENOMENON на Венецианской архитектурной Биеннале 2016 состоялся симпозиум, посвященный роли музея в общественно-политическом и культурном ландшафте города. Его главными темами стали: «Музеи и общественные пространства как городской драйвер» и «Общественные пространства — новые ожидания». 

Говорит главный архитектор Москвы и куратор павильона России на XV Архитектурной биеннале в Венеции Сергей Кузнецов: «Тема парка культуры и отдыха — тема когда-то советская, а теперь наша, российская. Это и правда urban phenomenon. В мире известны примеры больших парков, нацеленных на ту или иную функцию. Мы понимаем, что такое экспопарки. Например, Джардини в Венеции — это и есть парк для выставки. Мы понимаем структуру лунапарков, знаем большие городские парки вроде Центрального парка в Нью-Йорке. ВДНХ была всем этим вместе взятым. Феномен ее в том, что перед нами собрание подлинной и качественной архитектуры. ВДНХ — архитектурный заповедник, но при этом не музей. Это не римские форумы, где тоже есть уникальные, знаменитые памятники, но нет городских сервисов, которые люди очень ценят. При этом ВДНХ всегда посещалась, даже в худшие ее времена нельзя было сказать, что территорию забросили и она стала всем неинтересна».

Сергей Кузнецов также рассказал, почему российская экспозиция на Венецианской архитектурной биеннале оказалось в противофазе с идеями европейских архитекторов. 

Многие, кто побывал в павильоне, отметили, что историческая часть вышла фундаментальной. Огромный пласт исследований и всевозможных публикаций о ВДНХ был собран кураторами, в частности Павлом Нефедовым, в т.н. «Кабинете исследователя». Дмитрий Мордвинцев, руководитель дизайнерского бюро ABC Design, рассказал о проекте «Кабинет исследователя»: 47 уникальных книг – едва ли не самая полная библиотека о Выставке достижений народного хозяйства. 

15 июля в Библиотеке Ф.М. Достоевского прошла дискуссия, посвященная проекту V.D.N.H. URBAN PHENOMENON: кураторы, критики и архитекторы собрались для того, чтобы прояснить смысл кураторского послания и суть экспозиции, вызвавшей множество разных толкований. 

«Мы сделали прекрасный павильон. Вот Алехандро Аравена призывает каждую страну найти, где у нее фронт. Дания нашла его в скуке повседневности, а Германия — в миллионах мигрантов. А где у нас фронт? Но ведь это очевидно — наш фронт проходит через сталинизм, он расколол страну надвое, боевые действия продвигаются c переменным успехом. ВДНХ — главное капище сталинизма. И вы всерьез считаете, что это не имеет отношения к теме биеннале под названием «Вести с фронта». Да мы ни разу не отвечали на тему биеннале точнее», — отметил в интервью «Коммерсанту» партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин.

«Российские инсталляции на нескольких последних биеннале, мне кажется, были очень хорошим примером безупречного исполнения и дизайна […] Мне посчастливилось увидеть эту фантастическую выставку, представляющую хронологию советской истории, которая неразрывно связана с развитием архитектуры советской эпохи […] На выставке представлены классно исполненные классические произведения, потрясающие видео, дисплеи, показывающие панораму ВДНХ, и все эти классические рисунки, выполненные студентами петербургского художественного института, были очень красивы. И я уверен, что если вам случится посетить российский павильон, вы определенно скажете: «О, я бы очень хотел увидеть ВДНХ!», считает главный редактор ArchDaily Дэвид Басульто. 

Экспозиция V.D.N.H. URBAN PHENOMENON была расположена на двух уровнях павильона им. Щусева. В Крипте — центральном зале нижнего уровня — были собраны артефакты советского времени, воссозданные группой молодых скульпторов. На верхнем уровне была представлена видеоинсталляция, погружающая в атмосферу современной ВДНХ, кабинет исследователя и лаборатория, в которой возможные сценарии будущего разрабатываются совместно с архитекторами, студентами и посетителями экспозиции. 

Увидеть экспозицию России, а также проекты других стран, можно и после закрытия международной выставки 27 ноября. Венецианская биеннале и Google Arts and Culture запустили новый совместный проект: в разделе Arts and Culture пользователей ожидает более 3700 изображений различных экспозиций, репортажи и интервью. На сайте представлены работы 88 участников международной выставки, три спецпроекта, 65 национальных павильонов и 20 сопутствующих мероприятий. 

Кроме того, Москомархитектура подготовила специальное издание – каталог на русском и английском языках, который в полной мере рассказывает читателю, что скрывается за аббревиатурой V.D.N.H. URBAN PHENOMENON. Cмысловая часть каталога поделена на три раздела: мнения о выставке, история ВДНХ и знакомство с ее самыми интересными объектами. Большая часть отведена иллюстрациям: историческим и современным фотографиям, планам, рисунками и, конечно же, видами венецианского павильона и его объектов — уменьшенных копий знаковых скульптур ВДНХ.  

В последние дни закрытия Биеннале там успели побывать студенты архитектурной школы МАРШ. Ребята участвовали в отчетной выставке Москомархитектуры «Открытый город. Образование в сфере городского планирования и архитектуры», которая проходила 27-28 октября в Музее Москвы. Их экспозиция в рамках мероприятия получила высокие оценки жюри, и поездка в Венецию стала достойной наградой за проект.


Изображения: Василий Буланов


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.