Олег Шапиро: архитектор всегда должен быть в форме
29 июня в рамках Фестивальной программы Moscow Urban Forum состоялась экскурсия в АБ Wowhaus. В ходе встречи партнер бюро Олег Шапиро и генеральный директор Анна Ищенко рассказал гостям о принципах работы своей команды и об отношении к культурному наследию.
Основанное в 2007 году, бюро специализируется на проектах общественных пространств – от благоустройства городских парков до разработки градостроительных концепций.
Олег Шапиро: Наше бюро постоянно расширяется и год назад мы поняли, что перестали помещаться в офисе на Красном Октябре, и переехали на Artplay. На сегодняшний день в нашей команде – порядка 60 человек, среди них 35 архитекторов и еще несколько рабочих групп, разбитых по специализациям. Например, инженеры, генпланисты, на втором этаже располагаются сервисные службы и pr-агентство. Что касается наших проектов, то они в основном делятся на объекты культуры (парки, театры, музеи, кинотеатры) и общественные пространства (опять же парки, девелоперские заказы, набережные, площади, даже рынки). Это, в отличие от жилья, не самый экономически выгодный сегмент архитектурной деятельности, но зато один из самых творческих.
Анна Ищенко: Также у нас есть группа, которая занимается проектами развития территорий – очень интересная дисциплина, включающая не только архитектурное проектирование, но и исследовательскую работу. Мы изучаем контекст местности, социологию, пытаемся спрогнозировать, как территория в дальнейшем будет развиваться и жить, а уже потом даем какие-то проектные решения. Это большая и перспективная часть нашей работы, мы планируем активно развивать ее в будущем.
Отдельные команды занимаются проектами Политехнического музея и Детского зоопарка. Последний мы продумывали не только как архитекторы, но и как идеологи, вместе с зоологами Московского зоопарка и другими специалистами. Детский зоопарк – это часть Московского зоопарка, новая территория, присоединенная в 90-е годы. Когда мы стали изучать этот проект, то поняли – его надо делать с нуля. Нашей задачей было придумать концепцию того, зачем сегодняшний городской ребенок идет в зоопарк, какой ценный уникальный опыт он может получить. В результате, решили развивать это место как образовательный центр, где дети смогут на практике понять, что такое природа, узнать, откуда взялись домашние животные, потрогать что-то кроме экрана телефона.
Олег Шапиро:
Сегодня вы можете посетить ферму на ВДНХ, ведущий архитектор которой - Анастасия. Здесь можно пообщаться с животными и получить практические навыки, например, научиться выращивать клубнику на огороде или лепить из глины. Кроме того, там сейчас работает летний лагерь, куда на целый день можно привести детей, а вечером забрать их домой. это семейно-образовательный центр, где проходят увлекательные игры, квесты, различные мастер-классы, лекции.
Анна Ищенко:
Мы одни из первых начали преобразовывать общественные пространства в Москве. Например, с Крымской набережной нас связывает личная история. Мы тогда работали на Красном Октябре и ходили в парк Горького пешком. Зимой это было особенно ужасно, и идея превращения унылой пустой набережной в парк пришла сама собой. Мэр Сергей Собянин нас поддержал и дал добро на реализацию. Сделать все качественно было очень сложно, опыта работы с масштабными проектами благоустройства ни у кого не было. Сейчас стало значительно проще, потому что появилось много людей, которые научились нормально класть плитку, делать ландшафтный дизайн, обращаться с деревом.
Дерево хорошо стареет, это недорогой материал, на нем приятно сидеть, и вообще экологично. Какой-то сверхзадачи вводить дерево в контекст городской архитектуры у нас не было, мы просто сделали, и выяснилось, что это революционная история.
Олег Шапиро: Сейчас после активной московской практики наше бюро делает концепции и для регионов: в Казани, Сочи, Екатеринбурге. Идея качественной городской среды оказалась очень заразительной – не только городские власти, но девелоперы уже осознали ее эффективность. В том же Екатеринбурге наш заказчик, крупный девелопер, на своей территории решил сделать парк, а не застраивать ее. Все больше частных инвесторов понимают, что комфортная среда необходима, стоит в нее вкладывать средства.
Анна Ищенко: Пример буквально нескольких качественно сделанных общественных пространств начал менять менталитет горожан. Люди быстро привыкают к хорошему: если человек сходил в какой-то благоустроенный парк, а потом вернулся к себе домой, где кроме парковки нет ничего, наверное, ему грустно становится. Девелоперы быстро уловили этот тренд, ведь покупатель жилья также становится более требовательным.
Многие культурные и образовательные проекты Wowhaus реализуются в исторических зданиях, и архитекторы очень бережно относятся к работе с наследием.
Олег Шапиро: Практически весь центр Москвы – это историческое наследие. Однако, мы считаем, что оно не должно быть заперто на ключ. Дом, в котором нет жизни, разваливается. Последний наш законченный проект – Электротеатр «Станиславский». После реконструкции живет и развивается Театр технологически насыщен, в нем могут проходить абсолютно разные спектакли, под каждый его можно настроить.
Еще один памятник архитектуры – Политехнический музей. Со стороны Новой площади за счет раскрытия подвального яруса музея появится прогулочная зона — в дополнение к тротуару. Она будет соединяться с Ильинским сквером и объединит городскую и музейную жизнь.
Анна Ищенко: Есть Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест, приверженцами которой мы являемся. Принцип следующий: максимально сохранить первозданное, очистив его от поздних наслоений. Например, когда мы делали Электротеатр «Станиславский», обнаружили лестницы, которые каждые 5 лет красили масляной краской. Наша задача была снять эти слои и показать изначальную красоту. А если что-то было утрачено, мы никогда не пытаемся сымитировать, сделать подделку.
Олег Шапиро: Эти принципы мы стараемся привить и нашим интернам. С недавних пор у нас действует интернатура на три месяца для молодых специалистов. Они работают полный рабочий день за небольшую стипендию, но зато получают хорошую практику – участвуют в конкретных больших проектах, и затем, в своем резюме могут указать себя как соавторов.
- Темы:
- образование