ENG
 
События

На фасаде здания Института Генплана открыли мемориальную доску Р.В. Горбанёву

23 Июля 2015

На фасаде здания Института Генплана Москвы торжественно открыли мемориальную доску, посвященную заслуженному строителю РФ Ростиславу Горбанёву, полвека своей профессиональной жизни отдавшему работе в НИиПИ. В церемонии приняли участие председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, и.о. директора Института Генплана Михаил Крестмейн и Горбанёва Алла Арефовна — супруга Горбанёва Р.В.

Ростислав Горбанёв — к.т.н, академик транспорта, член Союза архитекторов России, проработал в научно-исследовательском и проектном институте генерального плана Москвы 50 лет. Придя в него в 1962 году после окончания строительного института им. Куйбышева (градостроительный факультет) простым инженером, он в 1978 году был назначен на должность главного инженера, а с 1988-1998 годы был директором Института. С 1998-2012 гг. он продолжал службу в градостроительной отрасли столицы в Москомархитектуре.

Р.В. Горбанёв, став руководителем предприятия в сложный перестроечный период, сумел вникнуть в новую экономическую систему и поставить экономику института на новые капиталистические рельсы, что привело к процветанию, в то время как другие предприятия переживали сильнейший спад и закрывались.

Юлиана Княжевская: «Сегодня мы открываем мемориальную доску не политику, не поэту, а человеку, может быть, для широкой публики не известному, но в кругу своих, в кругу архитекторов этот человек — имя! Я застала Ростислава Васильевича в последние два года, я видела, как он работает, и я смотрела на него как на великого из могикан. И вот тот образ великого человека, могучего, сильного до сих пор в моей памяти. Огромное ему спасибо за все то, что он сделал, за то, что он создал такой коллектив и сумел сохранить в сложное для него время Институт Генплана».

Михаил Крестмейн: «Ростислав Васильевич был директором Института Генплана Москвы в тяжелейшие перестроечные времена, конца 1980-х — начала 1990-х годов, когда все градостроительные институты в России распадались и закрывались. Именно в этот период он сохранил и укрепил Институт. Р.В. Горбанёв собрал в нем все территориальные мастерские, стянул кадры, высвобождающиеся при закрытии других проектных организаций, сделав Институт монополистом в градостроительстве в столице и мозговым центром Стройкомплекса».

При руководстве Р.В. Горбанёва был разработан и утвержден первый рыночный генеральный план Москвы 1998 года, который объединил работу отраслевых мастерских, разработавших стратегическое отраслевое видение города, и территориальных бригад, работавших по административным округам и досконально знавших «свою» территорию.

Олег Баевский, заместитель директора Института Генплана Москвы: «Экспертиза отклонила генеральный план Москвы и Московской области 1986 года и он не был принят. Это было начало перестройки, менялись рыночные отношения. Требовался новый генплан, в котором было необходимо предъявить потенциал городских территорий. Город должен был сам себе найти инвестора, и мы для себя стали называть генплан 1998 года „генпланом возможностей“. К этому моменту была разработана московская система зонирования, которая включала функциональное, ландшафтное и строительное зонирование и была придумана именно как инструмент регулирования множества участников градостроительной деятельности».

К другим важным достижениям Р.В. Горбанёва можно отнести разработку системы особо охраняемых природных территорий, которая ввела понятие «природного комплекса», установила его границы и режимы использования. В условиях капиталистического рынка и приватизации только подобные жесткие меры помогли сохранить незастроенные природные территории.

Также ключевой заслугой деятельности Р.В. Горбанёва стало введение автоматизированных систем в работу при проектировании. До 1990-х годов проектирование выполнялось на деревянных подрамниках, красками, а все базы данных и архивы велись исключительно на бумажных носителях. По поручению Р.В. Горбанёва были закуплены компьютеры и проекты начали разрабатывать в графических редакторах. Впервые были созданы электронные базы данных (градостроительный кадастр, учет проектной документации). Автоматизация и компьютеризация, безусловно, стала конкурентным преимуществом для Института.

Среди прочих заслуг за годы работы в Институте Р.В. Горбанёва можно отменить также участие в разработке схемы транспортного обслуживания объектов «Олимпиады-1980», участие в проектировании третьего и четвертого транспортных колец в Москве. Одним из последних проектов Р.В. Горбанёва уже в 2000-х годах стало руководство комплексными работами по крупнейшему проекту реконструкции аэропорта Внуково (терминалы, взлетные полосы, эстакады и пр.).

С 1977 года Р.В. Горбанёв долгие годы работал на кафедре «Городского транспорта» Московского архитектурного института. А его учебник «Городской транспорт» (1990г.) на сегодняшний день — единственный учебник, по которому преподают отраслевые дисциплины в МАРХИ, а также пользуются и в других вузах России.


Изображения: НИиПИ Генплана,

 

Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.