События

На бизнес-форуме ИД «Коммерсантъ» обсудили развитие территорий Москвы-реки

25 Июня 2015

III Ежегодный бизнес-форум ИД «Коммерсантъ» Девелопмент 2015: точки изменений посвятил одну из сессий самому масштабному градостроительному проекту ближайших десятилетий — освоению и реорганизации прибрежных территорий главной водной артерии столицы.

Сегодня развитие прилегающих к Москве-реке территорий осуществляется согласно положениям единой концепции. Она была выбрана по итогам проведенного в прошлом году международного конкурса, и в настоящее время ни один проект, возникающий на реке, не может не реагировать на эти критерии.

Сергей Кузнецов, главный архитектор г. Москвы: «Речь идет, прежде всего, о неразрывности потенциала реки как городской институции в разных ипостасях — градостроительной, социальной, экологической. Река — это серьезная данность, на которую город до сих пор либо не обращал внимания вообще, либо воспринимал как препятствие, как складку ландшафта. Но то, что город не взаимодействует с рекой или преодолевает ее — это вчерашний день».

Причины периферийности реки заключались в экономике самого города и тех производств, которые исторически тяготели к воде. В первую очередь — это складские функции, располагавшиеся рядом с самым дешевым, водным транспортом, а также и на самой дешевой в городе земле, поскольку приречные территории подтапливались и были неудобны для строительства.

Андрей Гнездилов, главный архитектор НИиПИ Генплана г. Москвы: «Река никогда не являлась центром, а всегда была периферией. Тот переворот, который мы пытаемся сегодня сделать, требует много и проектных усилий, и экономических. Поиск сюжетов для развития этих по сути периферийных территорий является самой главной сложностью. Без привлекательного функционального наполнения оно невозможно. Любая набережная - вопрос сценарного остроумия, но как раз протяжность реки размывает все усилия, трудно найти концентрацию. Хотя эти  центры, на самом деле, уже провоцируется городом, и просто нужно помочь раскрыть их потенциал».

Согласно рамочной концепции на Москве-реке в ближайшие годы планируется создать до 40 новых общественных площадей — «портов», точек социального притяжения и активного взаимодействия с водой, посадки на водный транспорт и прочих полезных активностей, за которыми не придется ехать в центр города.

«Идея в том, чтобы вся река была проанализирована, связана в единую цепь пространств и проницаемых территорий, чтобы можно было двигаться вдоль нее на велосипеде или пешком и чтобы сама река превратилась в такой рекреационный, коммуникационный городской „позвоночник“», — комментирует концепцию главный архитектор.

Характерно, что идея «возвращения» реки городу активно поддерживается самими горожанами: это один из самых популярных городских проектов, как показывает голосование, проведенное на портале «Активный гражданин»: его одобрили 98% респондентов.

Хотя горизонт планирования в рамках данной концепции достаточно велик — до 2020 и 2025 года соответственно, видя то, как сегодня удается включать в этот процесс застройщиков, определенные результаты можно будет увидеть уже в ближайшие три-четыре года, заявил Сергей Кузнецов. Главный архитектор также подчеркнул, что развитие находящихся в ведении города территорий Зарядья и Лужников было серьезно пересмотрено в сторону контакта с водой.

Сергей Кузнецов: «У нас уже есть ряд проектов, которые разрабатываются с прицелом на нашу концепцию. Она только сейчас завершается, и, тем не менее, ее положения уже погружены в текущие проекты — например, развития Симоновской набережной или Москвы-Сити, где уже есть некая концепция, которую мы будем постепенно превращать в проектную документацию».

В ближайшие годы для пешеходов откроются благоустроенные набережные ЗИЛа, который сегодня находится в активной фазе строительства, участок набережной Речников, где согласно планам инвестора должно появиться общегородские рекреационное пространство и другие. «Даже с закрытыми промышленными территориями можно работать и создавать новое городское качество», — отметил Кузнецов.

Наиболее острыми вопросами в многосоставном процессе развития прибрежных территорий являются вопрос связанности берегов и экология самой реки, отметил Сергей Кузнецов. Главный архитектор заявил, что огромный потенциал Москвы-реки, в частности, можно использовать, чтобы наладить грузовые перевозки по воде. Это, по его мнению, положительно скажется на столичном трафике.

Партнер бюро Citymakers, выступающего в консорциуме проектировщиков парка «Зарядье», Петр Кудрявцев отметил, в свою очередь, важность постадийности реализации общей концепции. «Мне кажется, что этот проект важен именно своей долгосрочностью. Постадийная реализация должна был готова изначально, с четко определенными дополнительными обременениями, и каждая следующая очередь прогнозируется и планируется исходя из ошибок предыдущих. Взаимодействие города и девелопмента здесь должно случиться, но оно, на мой взгляд, не может произойти без существования единого мастер-девелопмента, как это было в Лондоне при проектировании Олимпийского парка. То есть, должен быть единый орган, который контролирует развитие всех участков».

Сессия форума завершилась демонстрацией успешно реализованного проекта развития набережной в греческом городе Салоники, о котором рассказал главный архитектор бюро GAFA Григориос Гавалидис. Город получил непрерывный линейный парк для пешеходов, с точками притяжения и тринадцатью тематическими зонами. Этот важнейший городской проект по расширению и благоустройству общественного пространства и одна из самых длинных пешеходных зон в Европе (порядка 3.5 км) в ближайшем будущем будет развиваться и далее.

Новая набережная г. Салоники

 

Изображения: ИД "Коммерсантъ", ilovegreece.ru


 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.