На бизнес-форуме ИД «Коммерсантъ» обсудили развитие территорий Москвы-реки
III Ежегодный бизнес-форум ИД «Коммерсантъ» Девелопмент 2015: точки изменений посвятил одну из сессий самому масштабному градостроительному проекту ближайших десятилетий — освоению и реорганизации прибрежных территорий главной водной артерии столицы.
Сегодня развитие прилегающих к Москве-реке территорий осуществляется согласно положениям единой концепции. Она была выбрана по итогам проведенного в прошлом году международного конкурса, и в настоящее время ни один проект, возникающий на реке, не может не реагировать на эти критерии.
Сергей Кузнецов, главный архитектор г. Москвы: «Речь идет, прежде всего, о неразрывности потенциала реки как городской институции в разных ипостасях — градостроительной, социальной, экологической. Река — это серьезная данность, на которую город до сих пор либо не обращал внимания вообще, либо воспринимал как препятствие, как складку ландшафта. Но то, что город не взаимодействует с рекой или преодолевает ее — это вчерашний день».
Причины периферийности реки заключались в экономике самого города и тех производств, которые исторически тяготели к воде. В первую очередь — это складские функции, располагавшиеся рядом с самым дешевым, водным транспортом, а также и на самой дешевой в городе земле, поскольку приречные территории подтапливались и были неудобны для строительства.
Андрей Гнездилов, главный архитектор НИиПИ Генплана г. Москвы: «Река никогда не являлась центром, а всегда была периферией. Тот переворот, который мы пытаемся сегодня сделать, требует много и проектных усилий, и экономических. Поиск сюжетов для развития этих по сути периферийных территорий является самой главной сложностью. Без привлекательного функционального наполнения оно невозможно. Любая набережная - вопрос сценарного остроумия, но как раз протяжность реки размывает все усилия, трудно найти концентрацию. Хотя эти центры, на самом деле, уже провоцируется городом, и просто нужно помочь раскрыть их потенциал».
Согласно рамочной концепции на Москве-реке в ближайшие годы планируется создать до 40 новых общественных площадей — «портов», точек социального притяжения и активного взаимодействия с водой, посадки на водный транспорт и прочих полезных активностей, за которыми не придется ехать в центр города.
«Идея в том, чтобы вся река была проанализирована, связана в единую цепь пространств и проницаемых территорий, чтобы можно было двигаться вдоль нее на велосипеде или пешком и чтобы сама река превратилась в такой рекреационный, коммуникационный городской „позвоночник“», — комментирует концепцию главный архитектор.
Характерно, что идея «возвращения» реки городу активно поддерживается самими горожанами: это один из самых популярных городских проектов, как показывает голосование, проведенное на портале «Активный гражданин»: его одобрили 98% респондентов.
Хотя горизонт планирования в рамках данной концепции достаточно велик — до 2020 и 2025 года соответственно, видя то, как сегодня удается включать в этот процесс застройщиков, определенные результаты можно будет увидеть уже в ближайшие три-четыре года, заявил Сергей Кузнецов. Главный архитектор также подчеркнул, что развитие находящихся в ведении города территорий Зарядья и Лужников было серьезно пересмотрено в сторону контакта с водой.
Сергей Кузнецов: «У нас уже есть ряд проектов, которые разрабатываются с прицелом на нашу концепцию. Она только сейчас завершается, и, тем не менее, ее положения уже погружены в текущие проекты — например, развития Симоновской набережной или Москвы-Сити, где уже есть некая концепция, которую мы будем постепенно превращать в проектную документацию».
В ближайшие годы для пешеходов откроются благоустроенные набережные ЗИЛа, который сегодня находится в активной фазе строительства, участок набережной Речников, где согласно планам инвестора должно появиться общегородские рекреационное пространство и другие. «Даже с закрытыми промышленными территориями можно работать и создавать новое городское качество», — отметил Кузнецов.
Наиболее острыми вопросами в многосоставном процессе развития прибрежных территорий являются вопрос связанности берегов и экология самой реки, отметил Сергей Кузнецов. Главный архитектор заявил, что огромный потенциал Москвы-реки, в частности, можно использовать, чтобы наладить грузовые перевозки по воде. Это, по его мнению, положительно скажется на столичном трафике.
Партнер бюро Citymakers, выступающего в консорциуме проектировщиков парка «Зарядье», Петр Кудрявцев отметил, в свою очередь, важность постадийности реализации общей концепции. «Мне кажется, что этот проект важен именно своей долгосрочностью. Постадийная реализация должна был готова изначально, с четко определенными дополнительными обременениями, и каждая следующая очередь прогнозируется и планируется исходя из ошибок предыдущих. Взаимодействие города и девелопмента здесь должно случиться, но оно, на мой взгляд, не может произойти без существования единого мастер-девелопмента, как это было в Лондоне при проектировании Олимпийского парка. То есть, должен быть единый орган, который контролирует развитие всех участков».
Сессия форума завершилась демонстрацией успешно реализованного проекта развития набережной в греческом городе Салоники, о котором рассказал главный архитектор бюро GAFA Григориос Гавалидис. Город получил непрерывный линейный парк для пешеходов, с точками притяжения и тринадцатью тематическими зонами. Этот важнейший городской проект по расширению и благоустройству общественного пространства и одна из самых длинных пешеходных зон в Европе (порядка 3.5 км) в ближайшем будущем будет развиваться и далее.
- Темы:
- Москва-река |
- набережные |
- конкурсы |
- общественные пространства |
- промзоны