На АРХ Москве обсудили культурную политику
Москва обратилась к опыту передовых городов мира, сделав ставку на культуру как стратегический ресурс развития территории. Например, новую функцию осваивают музеи — они отвечают за развитие социального капитала и привлекательность для туристов. За последнее время по инициативе Москомархитектуры было запущено сразу несколько крупных конкурсов на новые музейные здания. Эти и другие темы обсудили участники дискуссии «Архитектура в культурном пространстве города».
У культуры в ее архитектурном аспекте в городе есть два измерения. Первое — это строительство непосредственно самих культурных объектов — музеев, театров, концертных залов и т.п. В этом плане размах нынешнего строительства в Москве значительный — реализуются проекты музеев Современного искусства на Ходынском поле, Центр Политехнического музея на юго-западе Москвы, филиал Эрмитажа на ЗИЛе, Филармония в парке Зарядье. Все это объекты мирового уровня и плоды международных конкурсов. Помимо них, в последние несколько лет московские парки и общественные пространства наводнили также такие локальные вещи, как летние кинотеатры, открытые эстрады, выставочные и тематические павильоны.
Второе измерение связано с развитием городской культуры как таковой, которую можно обозначить как «городская среда». «Город имеет массу признаков, помимо его наполнения различными зданиями. Что вообще сегодня является границей города? Я полагаю, что именно граница культурной среды, которая намного более выражена, чем граница географическая или административная, которую вы не чувствуете, — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это огромное количество разных проявлений, которые сейчас активно культивируются в Москве, когда культура выливается в массовое пребывание людей на улицах по разным поводам, как городские фестивали, спорт на улицах, летние кафе. Разница сегодня просто потрясающая, с тех пор как Сергей Собянин стал мэром и стал эту тему развивать. Это, может быть, более сложная часть работы, более трудоемкая и менее заметная во времени, в отличие, скажем, от конкурса на музей, но не менее ценная».
Филармония в парке "Зарядье"
По мнению Ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук Сергея Зуева, в целом есть три типа культурной политики, каждый из которых имеет внутри свои целевые группы и способы реализации. Первый опирается на устоявшиеся культурные бренды — Большой театр, Русский музей и т.п., в которые инвестируются средства, а все остальное строится на этом по сопричастности. Второй тип связан с вкладыванием ресурсов в инфраструктуру уже сформировавшегося количества культурных образов, и задача государства в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить доступ к ним для больших групп населения. Это характерно, например, для Китая, где количество людей, участвующих в потоках культурного туризма, больше миллиарда. Наконец, третий тип — это установка на самовыражение без заранее заданных образцов, когда задача культурной политики сводится к созданию специальных условий для этого.
Архитектор Юрий Григорян считает, что для Москвы наиболее актуален первый тип политики — в частности, ему соответствует большой проект по развитию Пушкинского музея, концепцию реконструкции которого делало бюро «Проект Меганом».
Музейный городок ГМИИ им. Пушкина. Проект Меганом
«То, что мы постарались там сделать — это в большей степени обратить внимание на пространством между домами, поскольку они памятники, а сами дома сделать максимально скромными. Вызов здесь достаточно понятен: как из этого харизматического места сделать живое место. Это здание не намного старше конструктивистских построек. Оно фактически построено нашими современниками и, на самом деле, часть уличной сетки, не больше и не меньше», - отметил Григорян.
«Весь наш стенд — он в основном про культурную повестку, — добавил Кузнецов, — например, Лужники. Если вы вспомните, территория долгое время был рынком, даже сама арена была переделана под рынок. Город предложил сделать здесь общегородской спортивный центр: вроде бы простая, лежащая на поверхности идея, но, на самом деле, удобств для массовых занятий спортом там не было. Я и в нашем постановлении по модернизации ДСК вижу чуть ли не самый большой вклад в городскую культуру. Еще у нас есть проект, связанный с прибрежными территориями: это то, что я бы очень хотел добавить в культурную повестку — это тема реки, лодок, набережных, видов на реку. Мне кажется, эта тема, когда вода становится центром коммуникаций и центром городской культуры, могла бы стать приметой нашего времени».
В круглом столе приняли участие С. Кузнецов, главный архитектор Москвы, Е. Проничева, генеральный директор ВДНХ, Ю. Григорян, руководитель бюро «Проект Меганом», К. Пузанов, руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ, Е. Чучалина, куратор, руководитель выставочной программы, фонд VAC, Сергей Зуев, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук.
- Темы:
- АРХ Москва |
- выставки |
- объекты культуры |
- образование