ENG
 
События

На АРХ Москве обсудили культурную политику

26 Мая 2016

Москва обратилась к опыту передовых городов мира, сделав ставку на культуру как стратегический ресурс развития территории. Например, новую функцию осваивают музеи — они отвечают за развитие социального капитала и привлекательность для туристов. За последнее время по инициативе Москомархитектуры было запущено сразу несколько крупных конкурсов на новые музейные здания. Эти и другие темы обсудили участники дискуссии «Архитектура в культурном пространстве города».

У культуры в ее архитектурном аспекте в городе есть два измерения. Первое — это строительство непосредственно самих культурных объектов — музеев, театров, концертных залов и т.п. В этом плане размах нынешнего строительства в Москве значительный — реализуются проекты музеев Современного искусства на Ходынском поле, Центр Политехнического музея на юго-западе Москвы, филиал Эрмитажа на ЗИЛе, Филармония в парке Зарядье. Все это объекты мирового уровня и плоды международных конкурсов. Помимо них, в последние несколько лет московские парки и общественные пространства наводнили также такие локальные вещи, как летние кинотеатры, открытые эстрады, выставочные и тематические павильоны.

Второе измерение связано с развитием городской культуры как таковой, которую можно обозначить как «городская среда». «Город имеет массу признаков, помимо его наполнения различными зданиями. Что вообще сегодня является границей города? Я полагаю, что именно граница культурной среды, которая намного более выражена, чем граница географическая или административная, которую вы не чувствуете, — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это огромное количество разных проявлений, которые сейчас активно культивируются в Москве, когда культура выливается в массовое пребывание людей на улицах по разным поводам, как городские фестивали, спорт на улицах, летние кафе. Разница сегодня просто потрясающая, с тех пор как Сергей Собянин стал мэром и стал эту тему развивать. Это, может быть, более сложная часть работы, более трудоемкая и менее заметная во времени, в отличие, скажем, от конкурса на музей, но не менее ценная».

Филармония в парке "Зарядье"

По мнению Ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук Сергея Зуева, в целом есть три типа культурной политики, каждый из которых имеет внутри свои целевые группы и способы реализации. Первый опирается на устоявшиеся культурные бренды — Большой театр, Русский музей и т.п., в которые инвестируются средства, а все остальное строится на этом по сопричастности. Второй тип связан с вкладыванием ресурсов в инфраструктуру уже сформировавшегося количества культурных образов, и задача государства в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить доступ к ним для больших групп населения. Это характерно, например, для Китая, где количество людей, участвующих в потоках культурного туризма, больше миллиарда. Наконец, третий тип — это установка на самовыражение без заранее заданных образцов, когда задача культурной политики сводится к созданию специальных условий для этого.

Архитектор Юрий Григорян считает, что для Москвы наиболее актуален первый тип политики — в частности, ему соответствует большой проект по развитию Пушкинского музея, концепцию реконструкции которого делало бюро «Проект Меганом».

Музейный городок ГМИИ им. Пушкина. Проект Меганом

«То, что мы постарались там сделать — это в большей степени обратить внимание на пространством между домами, поскольку они памятники, а сами дома сделать максимально скромными. Вызов здесь достаточно понятен: как из этого харизматического места сделать живое место. Это здание не намного старше конструктивистских построек. Оно фактически построено нашими современниками и, на самом деле, часть уличной сетки, не больше и не меньше», - отметил Григорян.

«Весь наш стенд — он в основном про культурную повестку, — добавил Кузнецов, — например, Лужники. Если вы вспомните, территория долгое время был рынком, даже сама арена была переделана под рынок. Город предложил сделать здесь общегородской спортивный центр: вроде бы простая, лежащая на поверхности идея, но, на самом деле, удобств для массовых занятий спортом там не было. Я и в нашем постановлении по модернизации ДСК вижу чуть ли не самый большой вклад в городскую культуру. Еще у нас есть проект, связанный с прибрежными территориями: это то, что я бы очень хотел добавить в культурную повестку — это тема реки, лодок, набережных, видов на реку. Мне кажется, эта тема, когда вода становится центром коммуникаций и центром городской культуры, могла бы стать приметой нашего времени».

В круглом столе приняли участие С. Кузнецов, главный архитектор Москвы, Е. Проничева, генеральный директор ВДНХ, Ю. Григорян, руководитель бюро «Проект Меганом», К. Пузанов, руководитель исследовательских проектов Московского института социально-культурных программ, Е. Чучалина, куратор, руководитель выставочной программы, фонд VAC, Сергей Зуев, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук.


Изображения: kultura.mos.ru


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.