ENG
 
События

Музей архитектуры отметил 125-летие со дня рождения архитектора Константина Мельникова

06 Августа 2015

По истечении 125 лет со дня его рождения, Константин Мельников остается одной из самых противоречивых фигур в истории русской архитектуры. Несмотря на обилие книг и публикаций, легенды о Мельникове по-прежнему живут и отчасти во многом благодаря личности архитектора, для которого собственное творческое Я всегда было выше традиций, предрассудков и идеологии своего времени.

Мельников был, безусловно, одним из лидеров авангардного движения, но не соотносил себя ни с одной из его многочисленных группировок. Его творческим кредо стал собственный дом в Кривоарбатском переулке - воплощение чистой экспериментальной формы, контрастирующей с атмосферой традиционного дореволюционного московского жилья. На фасаде дома Мельников написал не имя Ленина или Сталина, а свое собственное имя и свою профессию: Мельников – архитектор, хотя это был 1929 год.

Дом в Кривоарбатском пер.

Константин Мельников опередил свое время и его технические возможности, однако период для воплощения его смелых идей был довольно краток: в 1920-е архитектор мог работать одновременно над десятком проектов, но с начала 1930-х его отношения с заказчиком – советским государством – были разорваны. Так что за  последние 40 лет своей жизни Мельников не реализовал ни один из своих замыслов.

Будучи экспериментатором, Мельников, тем не менее, предпочитал строить в традиционных материалах – кирпиче и дереве. Он вообще не противопоставлял старое и новое, традиционные подходы и авангардные формы. Впрочем, в архитектуре 1920-х все же не обходилось без противоречий, отчего, возможно, и судьба ее была драматичной. Непопулярность этой архитектуры, с другой стороны, обернулась ее провидческими открытиями, на основе которых стала развиваться архитектура 21 века; эстетскость образа и в то же время массовость, использование дешевые и недолговечных материалов – вылилась впоследствии в плохое старение многих зданий 1920- начала 30-х гг.

Клуб им. Русакова

Все это стало, в частности, темой дискуссии, прошедшей к юбилею Мельникова в Еврейском музее и центре толерантности. По мнению Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, произошедший в 1920-е уход от тектоники, от проявления естественной конструкции как абсолютное новаторство был, бесспорно, позитивен, и в то же время это отнюдь не все, на чем архитектура, по мнению Кузнецова, должна в принципе базироваться:

«Я не думаю, что только формой зданий, работой с пропорциями, линиями возможно полностью ответить на вопросы, которые ставит произведение архитектуры. Есть много вещей, которые нельзя опускать. Вот, например, здания авангарда по-разному стареют. Бахметьевский гараж, в котором мы находимся, в приличном состоянии, поскольку видно и качество материала, и довольно богатую работу с деталью и формой, много пластики, плюс интересная конструкция. Все это факторы, которые делают архитектуру «во времени». В то же время многие авангардные проекты были, я бы сказал, архитектурой момента, к примеру, мельниковский павильон «Махорка»; это классная инсталляция, но я бы не считал павильон произведением архитектуры. С точки зрения теории авангард - весьма показательное время, но тут была масса вещей, которые в силу обстоятельств были опущены и потом этой архитектуре аукнулись. Ведь любая архитектура требует затрат и внимания к материалам, и мы не можем на волне «вау эффекта» уходить от этих проблем…». 

Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже - 1925

Любопытно при этом отметь, что спустя десятилетия после постройки своих знаменитых клубов и гаражей Константин Мельников, проехав по ним и увидев их снова при содействии крупнейшего исследователя авангарда С.О. Хан-Магомедова, по-прежнему оставался доволен результатом. Хотя, пожалуй, ни один из его клубов не был реализован так, как задумывал сам автор.

Есть у этой авторской архитектуры еще один важный аспект – она, как правило, возникала на периферии мегаполиса, в непарадных районах Москвы - на Авиамоторной, на Сущевке, близ Трех вокзалов, в Сокольниках. Ответом на этот вопрос был генплан реконструкции социалистической Москвы архитектора С. Шестакова, в котором, в частности, было запрограммировано появление знаковых авангардных зданий в своеобразных точках роста.

Гараж Госплана

К юбилею Константина Мельникова Музей архитектуры провел фотоконкурс #Мельников125 – все, кто хотели, могли отыскать построенные им здания, сфотографировать их, изучить, открыв для себя творчество все еще недоисследованного архитектора. Победил в конкурсе американский фотограф  Джеймс Хилл, чьи работы авторитетное жюри выбрало из 25 серий, вышедших в финал.

Выставка #Мельников125

На этом юбилейная программа музея не заканчивается: ближайшими событиями будет презентация издания «Архитектор Константин Мельников. Павильоны, гаражи, клубы и жилье советской эпохи» и открытая лекция сотрудника музея Ирины Чепкуновой «Архитектор Константин Мельников. Новые формы новой архитектуры» 6 августа в 19:00. 8 августа в  музее будут показывать кино про архитектора. С сентября по воскресеньям начнутся автобусные экскурсии по постройкам Мельникова в Москве. Ну и, конечно, знаменитый Дом в Кривоарбатском переулке, став филиалом музея, сегодня открыт для посещений с экскурсиями.


Изображения: Музей архитектуры им. Щусева


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.