Музей архитектуры отметил 125-летие со дня рождения архитектора Константина Мельникова
По истечении 125 лет со дня его рождения, Константин Мельников остается одной из самых противоречивых фигур в истории русской архитектуры. Несмотря на обилие книг и публикаций, легенды о Мельникове по-прежнему живут и отчасти во многом благодаря личности архитектора, для которого собственное творческое Я всегда было выше традиций, предрассудков и идеологии своего времени.
Мельников был, безусловно, одним из лидеров авангардного движения, но не соотносил себя ни с одной из его многочисленных группировок. Его творческим кредо стал собственный дом в Кривоарбатском переулке - воплощение чистой экспериментальной формы, контрастирующей с атмосферой традиционного дореволюционного московского жилья. На фасаде дома Мельников написал не имя Ленина или Сталина, а свое собственное имя и свою профессию: Мельников – архитектор, хотя это был 1929 год.
Константин Мельников опередил свое время и его технические возможности, однако период для воплощения его смелых идей был довольно краток: в 1920-е архитектор мог работать одновременно над десятком проектов, но с начала 1930-х его отношения с заказчиком – советским государством – были разорваны. Так что за последние 40 лет своей жизни Мельников не реализовал ни один из своих замыслов.
Будучи экспериментатором, Мельников, тем не менее, предпочитал строить в традиционных материалах – кирпиче и дереве. Он вообще не противопоставлял старое и новое, традиционные подходы и авангардные формы. Впрочем, в архитектуре 1920-х все же не обходилось без противоречий, отчего, возможно, и судьба ее была драматичной. Непопулярность этой архитектуры, с другой стороны, обернулась ее провидческими открытиями, на основе которых стала развиваться архитектура 21 века; эстетскость образа и в то же время массовость, использование дешевые и недолговечных материалов – вылилась впоследствии в плохое старение многих зданий 1920- начала 30-х гг.
Все это стало, в частности, темой дискуссии, прошедшей к юбилею Мельникова в Еврейском музее и центре толерантности. По мнению Сергея Кузнецова, главного архитектора Москвы, произошедший в 1920-е уход от тектоники, от проявления естественной конструкции как абсолютное новаторство был, бесспорно, позитивен, и в то же время это отнюдь не все, на чем архитектура, по мнению Кузнецова, должна в принципе базироваться:
«Я не думаю, что только формой зданий, работой с пропорциями, линиями возможно полностью ответить на вопросы, которые ставит произведение архитектуры. Есть много вещей, которые нельзя опускать. Вот, например, здания авангарда по-разному стареют. Бахметьевский гараж, в котором мы находимся, в приличном состоянии, поскольку видно и качество материала, и довольно богатую работу с деталью и формой, много пластики, плюс интересная конструкция. Все это факторы, которые делают архитектуру «во времени». В то же время многие авангардные проекты были, я бы сказал, архитектурой момента, к примеру, мельниковский павильон «Махорка»; это классная инсталляция, но я бы не считал павильон произведением архитектуры. С точки зрения теории авангард - весьма показательное время, но тут была масса вещей, которые в силу обстоятельств были опущены и потом этой архитектуре аукнулись. Ведь любая архитектура требует затрат и внимания к материалам, и мы не можем на волне «вау эффекта» уходить от этих проблем…».
Любопытно при этом отметь, что спустя десятилетия после постройки своих знаменитых клубов и гаражей Константин Мельников, проехав по ним и увидев их снова при содействии крупнейшего исследователя авангарда С.О. Хан-Магомедова, по-прежнему оставался доволен результатом. Хотя, пожалуй, ни один из его клубов не был реализован так, как задумывал сам автор.
Есть у этой авторской архитектуры еще один важный аспект – она, как правило, возникала на периферии мегаполиса, в непарадных районах Москвы - на Авиамоторной, на Сущевке, близ Трех вокзалов, в Сокольниках. Ответом на этот вопрос был генплан реконструкции социалистической Москвы архитектора С. Шестакова, в котором, в частности, было запрограммировано появление знаковых авангардных зданий в своеобразных точках роста.
К юбилею Константина Мельникова Музей архитектуры провел фотоконкурс #Мельников125 – все, кто хотели, могли отыскать построенные им здания, сфотографировать их, изучить, открыв для себя творчество все еще недоисследованного архитектора. Победил в конкурсе американский фотограф Джеймс Хилл, чьи работы авторитетное жюри выбрало из 25 серий, вышедших в финал.
На этом юбилейная программа музея не заканчивается: ближайшими событиями будет презентация издания «Архитектор Константин Мельников. Павильоны, гаражи, клубы и жилье советской эпохи» и открытая лекция сотрудника музея Ирины Чепкуновой «Архитектор Константин Мельников. Новые формы новой архитектуры» 6 августа в 19:00. 8 августа в музее будут показывать кино про архитектора. С сентября по воскресеньям начнутся автобусные экскурсии по постройкам Мельникова в Москве. Ну и, конечно, знаменитый Дом в Кривоарбатском переулке, став филиалом музея, сегодня открыт для посещений с экскурсиями.