Москва и Дюссельдорф поделились опытом строительства метро
Начальник Управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев принял участие в работе круглого стола, посвященного строительству метрополитена в условиях сложной городской застройки. Мероприятие прошло в Дюссельдорфе в рамках Дней Москвы.
Расширение метрополитена является актуальной задачей как для Москвы, так и для Дюссельдорфа, где в 2015 году завершилось строительство новой линии «подземки» в центральной исторической части города.
Линия Wehrhahn длиной 3,4 км пересекает центр города в направлении с востока на запад. Концепция дизайна для шести станций была разработана и реализована группой архитекторов и художников в содружестве с инженерами и муниципальной администрацией. Основной задачей было соединить архитектуру и искусство в единое практичное пространство. За реализацию взялась компания Netzwerkarchitekten GmbH вместе с художником Хайке Клуссманн. Их содружество уже в 2001 году обеспечило победу на проведенном в масштабах ЕС конкурсе архитекторов, состоявшем из двух стадий с предварительным отбором участников. В 2002 году этой группе дали задание разработать общую концепцию и детальный проект шести станций, по одной для каждого художника. Вместе с архитекторами каждый из них создал особый дизайн для общественных зон отдельных станций. Все станции соединены ощущением присутствия движущихся людей и их ежедневной деятельности.
Хайке Клуссманн является основателем Building Art Invention (Изобретения в строительном искусстве) – исследовательской платформы в университете г. Касселя, которая занимается исследованием светоотражающего бетона и поверхностей, генерирующих энергию. Как рисунок для тоннеля метро, в котором все станции связаны друг с другом, дизайн «Continuum» может быть описан как «бетонный дизайн». Мотив виде ромбов, проходящих по всему тоннелю как гигантская то расширяющаяся, то сжимающаяся чешуя, не мог быть реализован без тесной совместной работы с фирмой, специализирующейся на выполнении бетонных работ, которая для его осуществления строила индивидуальную опалубку для каждого участка.
Чтобы точно воспроизвести в бетоне покрывающий стену рисунок, потребовалось разработать новый подход, позволяющий создать острые углы, обеспечить точность кромок и подходящие методы резки мелкозернистого бетона, в ином случае не удалось бы выполнить соединительные швы. Только с помощью этих методов она смогла разработать узор в виде сетки путем консолидации отдельных участков. Таким образом процедура оказалась полностью совместима с окончательной эстетикой в организации объектов, или лучше сказать поверхностей. Гибкая ромбическая структура провоцирует взгляд. Каждая структура – это и фигура, и мотив, геометрический узор, который не дает взгляду отдохнуть.