ENG
 
События

Конкурсы столичного масштаба: Открылась выставка «Кузница большой архитектуры»

21 Ноября 2014

Открывшаяся в среду большая выставка Музея архитектуры, кураторами которой выступили Сергей Чобан и Ирина Чепкунова, представляет высочайшую планку архитектурной дискуссии 1920-40-х годов на материале конкурсов на семь важнейших столичных объектов.

Выставка представляет великолепную проектную графику участников наиболее знаковых архитектурных конкурсов 1920-30-х гг. — а среди них мэтры советской архитектуры — А. Щусев, В. Щуко, К. Мельников, И. Голосов и др. — из собрания фондов Музея архитектуры. Кое-что показывается впервые, и для того чтобы выставить эти роскошные отмывки и чертежи, понадобился год кропотливой работы реставраторов и кураторов — Сергея Чобана, руководящего партнера архитектурного бюро «SPEECH», коллекционера и учредителя фонда Музея архитектурной графики в Берлине, и руководителя отдела современной архитектуры Музея архитектуры им. А.В. Щусева Ирины Чепкуновой. Реализовать экспозицию помогла компания AFI Development.

Елена Миловзорова, Ирина Коробьина, Ирина Чепкунова

Кураторы отобрали не просто семь конкурсов, а скорее семь знаковых объектов, построенных в Москве в эпоху слома ее градостроительного масштаба, когда город обретает по-настоящему столичность. Поэтому все конкурсы здесь, кроме первого, самого раннего — на проект крупнейшего общественного здания столицы Дворца Труда (на месте ныне гостиницы «Москва») — реализованные. Хотя и не всегда по победившему проекту. И поэтому анфиладу залов завершает проект ЦДХ из 1960-х — потому что на этом месте до войны Алексей Щусев проектировал колоссальный ансамбль переехавшей из Ленинграда в Москву Академии Наук, и был соответствующий конкурс.

Впрочем, эти шаги, которые новоиспеченная столица советского государства делала в 1920-30-е годы, были очень драматичны: в окружении конкурсных проектов в центре залов — черные «траурные» столы с историей районов, которым было уготована эта «столичность». В очень короткий исторический период в Москве возникло большое количество архитектурных шедевров, но способ их создания по сегодняшним меркам был абсолютно непопулярным — снос огромного количества исторических памятников. Для того чтобы совершать столь смелые шаги в градостроительстве нужен был высочайший профессиональный уровень. И выставка показывает, что он был.

Академия наук

«Для того чтобы создавать большую архитектуру, нужна „кузница“ —высочайшая планка ведения архитектурной дискуссии», — говорит куратор выставки Сергей Чобан. — На уровне 1920-40-х получавшийся проект практически не мог быть плохим — будучи ли результатом конкурса (как академия им. Фрунзе), или не являясь им (как гостиница «Москва»), все равно уровень предлагаемых идей был настолько высок, что окончательный итог невольно соизмерялся с этими идеями, будь то конкурс, будь то сравнительный анализ, уровень архитектурного образования. И только имея уверенность в получении таких результатов, можно было в то время начинать шаги по изменению градостроительного масштаба«.

Концертнй зал Чайковского (Театр Мейерхольда)

Работая над выставкой, как замечает куратор Ирина Чепкунова, так и не удалось найти какого-то единого механизма для всех конкурсов — причины, почему каждый из них закончился тем, что мы видим сегодня, абсолютно разные. Часто конкурс, в котором могли принимать участие все, кто хотел, по желанию заказчика сопровождался разработкой нескольких заказных проектов — так было, к примеру, с Библиотекой им. Ленина. Бывало, что выбор победителя поднимал бурную критику и резко осуждался профессиональным сообществом — как здание телеграфа И. Рерберга, которое на страницах журнала «Современная архитектура» буквально перечеркнули за традиционализм. Но абсолютно всегда конкурс поднимал широкую дискуссию, выходившую далеко за рамки архитектурных студий — в витрины улицы Горького, где выставлялись проекты участников, отметила в своем выступлении директор музея Ирина Коробьина.

Гостиница

«То, что мы видим на выставке, иллюстрирует высочайший уровень архитектурной компетенции, и сегодня мы начинаем бороться за этот уровень, — отметил на открытии выставки главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Я надеюсь, что сегодняшние шаги приведут нас к тому уровню восприятия мировым профессиональным сообществом, которое в 1920-30 годы приветствовало создание современной, новаторской архитектуры в СССР. Хочу напомнить, что ровно год назад мы открывали здесь выставку „Открытый город“, которая была посвящена современной конкурсной практике, и я очень рад, что у нас возникает такой диалог, и что мы ведем эту дискуссию с участием такого большого количества профессионалов».

Библиотека им. Ленина

Исполнительный директор AFI Development, выступившей партнером выставки, Марк Гройсман, отметил на открытии важную роль конкурсов в формировании архитектурных стилей и изменении городских пространств. «Они помогают выявить лучшие концепции развития городских территорий и отдельных объектов. А современному растущему мегаполису нужны яркие архитектурные идеи и формы». Такие выставки, по словам Гройсмана, помогает архитекторам, создающим современную городскую среду, вычленить лучшее из проектов прошлого для гармоничного преображения города в будущем.

Концертный зал Чайковского (Театр Мейерхольда)

Свой кураторский замысел порталу Архсовета Москвы в блиц-интервью пояснил Сергей Чобан:

— Почему Вас заинтересовала тема конкурсов 1920-40-х годов?

Я бы сказал, что эта выставка не только о конкурсах. В ней два пласта смыслов. Первый — это тема, которая интересует меня уже лет десять. В 2003 году вместе с замечательным архитектором Андреем Гозаком и Ириной Кокинаки мы сделали книгу «Чертежный архив Москвы». Эта книга рассматривала слом масштаба в московской застройке после переноса столичной функции — из среднего купеческого города она стала столицей с мегамасштабом. На нынешней выставке эта тема рассматривается на примере семи знаковых мест столицы.

Гостиница

Название выставки отражает нашу идею — мы говорим не просто о конкурсах, но о некоем комплексном процессе, «кузнице», которая поднимает планку дискуссии настолько, что получающийся в ходе этих творческих соревнований проект практически не может быть плохим.

И вторая тема — какими средствами город добился того, что в очень короткий исторический период возникло большое количество архитектурных шедевров. Это не только история создания, но и история потерь. Мы говорим о колоссальном скачке градостроительного масштаба, который возник в 1920-30-е годы, который сопровождался созданием новых интересных сооружений, но и колоссальными утратами.

Здание газеты

Какие параллели Вы могли бы провести с сегодняшней практикой архитектурных соревнований?

— И сейчас в Москве колоссальным образом меняется градостроительный масштаб, это уже не связано с переносом столицы, но появился совершенной другой масштаб задач по сравнению с советским временем, когда количество уникальных зданий было минимальным. На Москву в конце 1990-х обрушилось огромное количество уникальных по своей функции, по своему назначению зданий — крупные общественные здания, офисные комплексы, как Москва-Сити. Но если мы сравниваем качество решений на этом пути — это небо и земля, а развитие экономики в сегодняшней России требует этого изменения масштаба. Этот всплеск произошел, но не был сопровожден таким уровнем архитектурной дискуссии, который был в 1920-30-е гг. Конкурсы проводятся и сегодня, но мы едва ли можем сказать, что их проекты — это архитектурные шедевры. Это и является поводом для дискуссии — а что нужно сделать, чтобы поднять этот уровень? Я уверен, что масштабность задач не стала менее значительной.

Центральный дом художника


Изображения: Москомархитектура


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.