ENG
 
События

История метро – в графике

17 Марта 2016

Музей архитектуры им. Щусева открыл большую выставку проектной графики и архивных материалов из истории создания станций Московского метрополитена — не просто очень красивую и насыщенную, но и весьма современную, ведь именно сейчас столичная подземка переживает новый активный этап строительства.

Спустя 80 лет Московский метрополитен продолжает расти и развиваться на основе открытой системы, заложенной советскими архитекторами и инженерами на заре этого уникального транспортного сооружения. Сегодня его линии впервые в истории выходят за пределы МКАД, строится новое пересадочное кольцо, станции интегрируются с другими видами общественного транспорта, пробуются новые технологии на основе испанского, китайского опыта, возникают станции принципиально новой конструктивной схемы, а, значит, и новой архитектуры.... Возможность постоянного роста являлась одним из основных принципов функционирования метро. 

История создания этого грандиозного проекта рассказана кураторами выставки (Ирина Чепкунова, Мария Костюк и Елена Желудкова), главным образом, на материалах проектной графики. Это уникальная коллекция (многие экспонаты которой были отреставрированы специально к экспозиции), в которой рабочие по своей сути материалы становятся самостоятельными художественными произведениями.

Выходящие из мастерских таких гигантов как А. Душкин, А. Щусев, Б. Иофан, Д. Чечулин и других, самых лучших архитекторов своей эпохи, эти отмывки, чертежи и рисунки не просто фиксируют творческий замысел, но и отображают ощущения, эмоциональные представления архитекторов о невиданном пространстве подземного мира. Широкие «улицы» платформенных залов плавно перетекают по эскалаторам в вестибюли, свет заливает колоннады дворцов, посетители которых разглядывают огромные панно с героями пролетарского государства.

Многие станции возводились по результатам архитектурных конкурсов, привлекавших лучшие архитектурные силы со всего Союза. Впрочем, провести конкурс удавалось далеко не всегда, например, при строительстве второй очереди в середине 1930-х попытка организовать широкое состязание на проекты павильонов и станций окончилась неудачей из-за несогласованности сроков работы архитекторов, конструкторов и других технических служб. Если все станции первой очереди были открыты для пассажиров в один день, то обе лини второй запускали в течении полутора лет.

Роскошные большеформатные листы с проектами станций, между тем, представляют еще и историческую ценность как подчас единственная фиксация первоначального замысла (поскольку победивший конкурсный проект часто менялся в процессе доработки) или вовсе нереализованных проектов. Так, например, случилось со станцией «Бауманская», которую архитектор Иофан в конце 1930-х гг. проектировал как «Спартаковскую». Античная и спортивная символика после войны сменилась на победную, и проект станции был сильно изменен.

Дополняющие чертежи фотофиксации не сохранившихся до наших дней сооружений метро делают картину еще более объемной: мы можем оценить развитие гигантского подземного проекта во времени. Кстати, художественная ценность этой коллекции заключается еще и в том, что она фактически закрыта и более не пополнится новыми проектами, несмотря на то, что метрополитен развивается с неумолимой скоростью. Техника ручной графики полностью уступила место цифровому формату, и проектные листы остались в истории как своего рода энциклопедия стилей. Последний зал выставки — это проекты конец 1950-х-70-х гг. В этот период уже появляются типовые станции, стилистика становится более лаконичной, отвечая на веяния модернизма. В то же время в этом непривычном для парадного метро облике находятся яркие изобретения архитекторов (Л. Павлова, Н. Алешиной и др.), к примеру, по части освещения. Это станции «Серпуховская», «Нахимовский проспект», «Рижская» и др.

Современные проекты станций не уступают своим ярким предшественникам в архитектурном качестве, и следить за появлением новых по-прежнему интересно. Выставка завершает рассказ об истории метро на проектах 4-й очереди. Между тем, совсем скоро в русском переводе выйдет изданная в германии книга «Скрытый урбанизм», в которую войдут и самые новые, в том числе конкурсные концепции строящихся станций. Книга выходит по издательской программе Москомархитектуры.


Изображения:


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.