История метро – в графике
Музей архитектуры им. Щусева открыл большую выставку проектной графики и архивных материалов из истории создания станций Московского метрополитена — не просто очень красивую и насыщенную, но и весьма современную, ведь именно сейчас столичная подземка переживает новый активный этап строительства.
Спустя 80 лет Московский метрополитен продолжает расти и развиваться на основе открытой системы, заложенной советскими архитекторами и инженерами на заре этого уникального транспортного сооружения. Сегодня его линии впервые в истории выходят за пределы МКАД, строится новое пересадочное кольцо, станции интегрируются с другими видами общественного транспорта, пробуются новые технологии на основе испанского, китайского опыта, возникают станции принципиально новой конструктивной схемы, а, значит, и новой архитектуры.... Возможность постоянного роста являлась одним из основных принципов функционирования метро.
История создания этого грандиозного проекта рассказана кураторами выставки (Ирина Чепкунова, Мария Костюк и Елена Желудкова), главным образом, на материалах проектной графики. Это уникальная коллекция (многие экспонаты которой были отреставрированы специально к экспозиции), в которой рабочие по своей сути материалы становятся самостоятельными художественными произведениями.
Выходящие из мастерских таких гигантов как А. Душкин, А. Щусев, Б. Иофан, Д. Чечулин и других, самых лучших архитекторов своей эпохи, эти отмывки, чертежи и рисунки не просто фиксируют творческий замысел, но и отображают ощущения, эмоциональные представления архитекторов о невиданном пространстве подземного мира. Широкие «улицы» платформенных залов плавно перетекают по эскалаторам в вестибюли, свет заливает колоннады дворцов, посетители которых разглядывают огромные панно с героями пролетарского государства.
Многие станции возводились по результатам архитектурных конкурсов, привлекавших лучшие архитектурные силы со всего Союза. Впрочем, провести конкурс удавалось далеко не всегда, например, при строительстве второй очереди в середине 1930-х попытка организовать широкое состязание на проекты павильонов и станций окончилась неудачей из-за несогласованности сроков работы архитекторов, конструкторов и других технических служб. Если все станции первой очереди были открыты для пассажиров в один день, то обе лини второй запускали в течении полутора лет.
Роскошные большеформатные листы с проектами станций, между тем, представляют еще и историческую ценность как подчас единственная фиксация первоначального замысла (поскольку победивший конкурсный проект часто менялся в процессе доработки) или вовсе нереализованных проектов. Так, например, случилось со станцией «Бауманская», которую архитектор Иофан в конце 1930-х гг. проектировал как «Спартаковскую». Античная и спортивная символика после войны сменилась на победную, и проект станции был сильно изменен.
Дополняющие чертежи фотофиксации не сохранившихся до наших дней сооружений метро делают картину еще более объемной: мы можем оценить развитие гигантского подземного проекта во времени. Кстати, художественная ценность этой коллекции заключается еще и в том, что она фактически закрыта и более не пополнится новыми проектами, несмотря на то, что метрополитен развивается с неумолимой скоростью. Техника ручной графики полностью уступила место цифровому формату, и проектные листы остались в истории как своего рода энциклопедия стилей. Последний зал выставки — это проекты конец 1950-х-70-х гг. В этот период уже появляются типовые станции, стилистика становится более лаконичной, отвечая на веяния модернизма. В то же время в этом непривычном для парадного метро облике находятся яркие изобретения архитекторов (Л. Павлова, Н. Алешиной и др.), к примеру, по части освещения. Это станции «Серпуховская», «Нахимовский проспект», «Рижская» и др.
Современные проекты станций не уступают своим ярким предшественникам в архитектурном качестве, и следить за появлением новых по-прежнему интересно. Выставка завершает рассказ об истории метро на проектах 4-й очереди. Между тем, совсем скоро в русском переводе выйдет изданная в германии книга «Скрытый урбанизм», в которую войдут и самые новые, в том числе конкурсные концепции строящихся станций. Книга выходит по издательской программе Москомархитектуры.