Города будущего надо искать в настоящем
14 декабря главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов принял участие в открытии лаборатории прототипирования городов будущего в Высшей школе урбанистики при Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».
Участники круглого стола, приуроченного к открытию лаборатории, сошлись во мнении, что для создания городов будущего необходимо анализировать настоящее и не подстраиваться под прогнозы.
«Прогнозы о том, каким будет город в будущем делать бессмысленно – они, как правило, не сбываются. Например, раньше считали, что главная задача города будущего – решить, как убирать с дорог лошадиный навоз. Сейчас мы смеемся над этим, но ведь на самом деле мы так и не знаем проблем будущего. Нельзя придумать некий идеальный город и пытаться под него подстраиваться. История показывает, что гораздо эффективнее работать с настоящей ситуацией и использовать те инструменты, которые нам уже доступны – например, Big Data», – отметил Сергей Кузнецов.
Новая лаборатория станет открытым пространством для студентов и профессиональных разработчиков, где они смогут строить модели и создавать собственные проекты по преобразованию городской среды с использованием новых технологий. Она названа в честь инженера Владимира Шухова не только потому, что он внес огромный вклад в развитие городских, строительных, транспортных и коммунальных технологий. Также он около 30 лет проработал в помещении, где теперь расположится лаборатория его имени.
В «Шухов Лаб» будут учиться и работать студенты международной магистерской программы «Город и технологии». Занятия начнутся в сентябре, а пока в лаборатории будут проходить публичные лекции и встречи с ведущими урбанистами, архитекторами, инженерами. Также на площадке лаборатории в 2017 году будут проводить мастер-классы и воркшопы по прототипированию, 3D-моделированию для школьников, организованные совместно с HSE Lab — Центром прототипирования ВШЭ.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что создание подобной лаборатории в Высшей школе экономики — органичное решение, поскольку экономика немыслима без городов и урбанистика является частью современной экономической политики. Он также отметил и нестандартное решение в размещении лаборатории: «В нашем университете — очень интересная урбанистика, для которой мы создаем особую среду, такую, как пространство этой новой лаборатории. Она открыта улице — прохожие могут беспрепятственно заглядывать в окна и наблюдать, как учатся и работают студенты. Эта лаборатория — активный участник городского пространства».
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин подчеркнул, что урбанистам надо работать не только с городами-миллионниками, но и с теми городами, где численность населения составляет менее 250 тысяч. «Эти города не очень привлекательны, из них уезжает молодежь, чтобы где-то в другом месте получить образование и обеспечить более высокий уровень жизни. Важную роль играет облик города, наличие упорядоченности, эстетики, и эту проблему малых городов надо решать», — считает он.
По словам научного руководителя «Шухов Лаб» Висенте Гуаярта, новая лаборатория открыта для всех, кому интересна тема гуманизации городов и вопросы глобальной урбанизации, инновационной экономики, «умных» городов, городского со-управления и так далее. Ведь город будущего уже становится нашим настоящим.
Актуальная проблема современного города — конфликт между динамикой нового городского общества и консервативным физическим пространством. До появления современных технологий казалось, что эти проблемы решить невозможно. Но уже сейчас есть инструменты, которые позволяют формировать качественно новую городскую инфраструктуру: данные мобильных операторов позволяют проанализировать уровень городской мобильности, социальные сети показывают, что люди думают о различных местах в городе, можно анализировать, на что люди тратят деньги и исходя из этих данных формировать экономическую политику и так далее. Появляются новые сервисы, которые решают актуальные проблемы мегаполисов: транспортную — проект Uber-такси или каршеринг, жилищную — сервис по аренде жилья Airbnb и другие.
В то же время многие привычные повседневные вещи уже начинают устаревать. Например, Висенте Гуаярт уверен, что частный автомобиль скоро станет чем-то маргинальным, поскольку появятся новые формы транспортно-коммуникационной связности города. Наши маршруты будут сочетать в себе пешие прогулки, общественный транспорт и, вполне возможно, самоуправляемые автомобили. Ведь, как подчеркивает партнер британского архитектурного бюро Foster and Partners Бруно Мозер, очень важная задача для проектов города будущего — дать возможность горожанину распределять свое личное время, сделать так, чтобы он смог его тратить на что-то более продуктивное, нежели управление автомобилем.
Но урбанисты предупреждают: не надо думать, что существуют универсальные решения для всех городов. Вызов для урбанистов, в частности, для новой Лаборатории прототипирования городов, состоит в том, что все города уникальны, и нельзя придумать один проект, который удовлетворит нужды любого города. «Например, Uber работает в Москве и Нью-Йорке, а в Испании и Франции он запрещен. Значит, им нужно что-то другое, — отметил Алексей Новиков, декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ. — С технологиями, которые могут изменить стиль жизни, надо быть осторожными, потому что то, что работает в Москве, подходит далеко не всем городам».
- Темы:
- ВШУ |
- урбанистика