ГЭС-2 станет площадкой для исследования электронной музыки
Фонд V-A-C впервые открывает двери своего будущего дома для широкой публики. В пространстве бывшей электростанции ГЭС-2 готовится проект «Геометрия настоящего» — фундаментальное исследование звука в виде серии инсталляций и перформансов.
«Геометрия настоящего» пройдет с 20 по 27 февраля. Это будут как постоянные инсталляции, так и отдельные разовые или повторяющиеся выступления, переосмысляющие архитектурное пространство векового сооружения и заново осваивающие территорию ГЭС-2, а также междисциплинарная программа лекций и воркшопов, посвященных саунд-арту.
Куратор программы — британский музыкант и гуру саунд-арта Марк Фелл, а наиболее ожидаемый гость — легенда даба Ли «Скретч» Перри. Кроме них в проекте участвует множество музыкантов со всего мира и из России, которые работают не только самостоятельно, но и в коллаборациях. Например, композитор Риоко Акама из Японии сделает звуковую инсталляцию вместе с молодым российским художником Борисом Шершенковым, а гитарист американской группы Sunn O Стивен ОʼМэлли выступит с любителем тибетской ритуальной музыки Алексеем Тегином.
«Для меня наиболее интересный аспект пространства — великолепной дореволюционной электростанции — составляет его особая темпоральность, поскольку оно как бы зависло между деконструкцией и реконструкцией. Здание как активный процесс, в отличие от пассивного объекта, бросает вызов нашим представлениям, будто это не более чем вместилище “пространства”, нечто элементарное и неподвижное, пробел или пауза. Все это находит отражение в звуке — в виде пересечений бесконечного числа динамических контекстов, благодаря чему мы оказываемся в поле напряженного диалога и взаимовлияния истории и будущего», — говорит Марк Фелл.
Напомним, презентация проекта Музея современного искусства на месте бывшей ГЭС-2 на Болотной площади состоялась 2 декабря 2016 года в рамках секции «Креативная среда и урбанистика» V Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Проект представили партнер архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop Антонио Бельведере, главный архитектор Москвы и куратор секции Сергей Кузнецов и директор русского фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C) Тереза Иароччи Мавика.
«Этот проект уникальный в том плане, что его полностью делает частный инвестор, а проектируют известнейшие зарубежные архитекторы. Это отличный пример международного культурного диалога. Концепция музея была рассмотрена на заседании Архитектурного совета Москвы, а также научно-методического совета Департамента культурного наследия и была принципиально одобрена», — отметил Сергей Кузнецов.
В проекте бюро Renzo Piano здание электростанции, построенное в 1904–1907 годах, сохраняется. Центральный неф, или галерея машинного зала — размерами 100×13 метров и высотой в 22 метра — будет полностью открыт и станет выставочным пространством, как и другие меньшие по размерам помещения электростанции, которые будут трансформированы в систему экспозиционных залов. Также на ГЭС-2 появятся общедоступная библиотека, книжный магазин и кафе.
Антонио Бельведере: «Мы хотим стереть границу между городом и музеем, создать пространство, демонстрирующее доступность, открытость, прозрачность».
«Наш музей — объект в динамике: человек проходит по зданию и каждый раз видит с его разных ракурсов. Это отражается не только в архитектуре, но и экспозиции. Музей, в который ты приходишь для того, чтобы просто на что-то посмотреть, — это устаревшее понятие. Мы же хотим сделать место, в котором молодежь могла бы в чем-то себя попробовать, проявить. Куда бы пришел человек, который принципиально не ходит в музеи, и открыл бы что-то новое для себя», — рассказала Тереза Мавика.