ENG
 
События

Эскперты рассказали о мегапроекте «Москва-река»

23 Ноября 2018
1 из 3
2 из 3
3 из 3
1 / 3

Увеличить

В рамках «Зодчества» эксперты постарались ответить сразу на много вопросов, связанных с дальнейшей судьбой Москвы-реки. К настоящему времени в городе приведено в порядок 59,6 км набережных, дополнительно готовятся предложения по благоустройству и реконструкции еще 69 км.

Исторически сложилось, что территории Москвы-реки малоразвиты, можно выделить один период, когда велась большая работа и с набережными, и со шлюзами в реке в пределах города, – момент строительства канала Москва-Волга. В итоге, вдоль берегов мы имеем заброшенные зоны, гаражи, частично жилую и коммерческую застройку. Сейчас власти столицы пытаются развернуть ситуацию на 180 градусов. Запущена программа по вовлечению этих участков в активную городскую жизнь, и уже в ближайшие годы горожане и гости столицы увидят ее результаты.

В 2014 году прошел Международный конкурс на разработку концепции развития территории, прилегающей к Москве-реке. С 2015-ого велась разработка победившей концепции, придуманной бюро «Меганом» во главе с Юрием Григоряном.

«В целом, в концепции речь шла о нескольких разделах работы с рекой, которые мы прорабатывали, и где важно усилить тему реки в городе: архитектурный, благоустройство, транспортный, экологический.  На сегодняшний день в Адресную инвестиционную программу города до конца 2020 года внесены планы по развитию около 24,5 км набережных. Это то, где ведется либо проектирование, либо строительство», - пояснил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, напомнив, что общая протяженность береговой линии в Москве составляет около 196 км.

К настоящему времени в городе приведено в порядок 59,6 км набережных, дополнительно готовятся предложения по благоустройству и реконструкции еще 69 км.

«Мы предлагаем 14 точек активного развития и роста на берегах Москвы-реки. Общая площадь этих участков составляет около 706,5 га. Надеемся, что детальность проработки, вдумчивость, дадут положительный результат, мы реализуем идею превращения Москвы-реки в центральную городскую ось, которая будет доступной, интересной с точки зрения дизайна общественных пространств, транспорта.  Мы рассчитываем на регулярное транспортное сообщение в пределах хотя бы центральной части – от Мневников до Коломенского шлюза. Однако на будущее планы еще более масштабные», - отметил Сергей Кузнецов.  

Вот, что говорит Алексей Митяев, советник руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы: «У нас есть туристическое движение – это в основном прогулочные теплоходы. А мы решили подумать – можно ли использовать реку в транспортном ключе».

Первые транспортные маршруты, по его словам, могут пройти от территории Мневников до Филевского парка. На этой территории строится много жилых комплексов, которые расположены близко к самой реке и к деловому центру «Москва-Сити». «Здесь планируется запустить суда вместимостью от 50 до 100 пассажиров с интервалом движения 4-5 минут. По нашим оценкам, они смогут перевозить около 1,5 тыс. пассажиров в час. Мы хотим, чтобы у каждого комплекса был свой причал, от которого легко добраться до Киевского вокзала, Сити или до Филевского парка», - сообщил советник.

Сейчас проекты этого маршрута прорабатываются со специалистами Москомархитектуры. «Мы изучаем не только транспортную составляющую, но и особенности размещения, строительства или реконструкции причалов», - отметил Алексей Митяев.

К слову, движение по акватории Москвы-реки уже значительно возросло. А это означает не только увеличение количества судов, но и расширние круга собственников. «42 причала, которые мы обслуживаем, также нам передали Северной речной вокзал. Движение на реке резко увеличилось, сегодня это 110–120 регулярных судов. Конечно, есть идеи по модернизации причалов, по налаживанию системы безопасности», - уточнил заместитель руководителя «Гормоста» Артур Ладзин.

Что касается непосредственно благоустройства, Денис Кусенков, руководитель ландшафтной компании ARTEZA, предложил выделить четыре основных типа набережных. «Первый – прилегающие к знаковым городским объектам, как возле Театра им. Петра Фоменко. Второй – зажатая застройкой набережная, с узким участком проектирования. Третий – рядом с новыми жилыми комплексами, где много пространства. И, наконец, четвертый – рядом с природной зоной и сопутствующими ограничениями», - рассказал архитектор.

В каждом из случаев проектировщики сделали свои предложения: набережная у театра может стать уличной сценой, узкие участки постарались максимально интегрировать в жилую застройку, где необходимо создать выносы и понтонные набережные, вблизи природоохранных зон предложено использовать в проектах только натуральные материалы и сохранять природные ресурсы.

«Проектируемые сегменты складываются в длинный линейный парк. На каждом из участков мы стараемся выдержать стандартный створ для пешеходов, велосипедистов и бегунов, разделенных озеленением. Но сделать так, чтобы каждая набережная была со своим характером, чтобы река воспринималась как яркий объект», - сказал Денис Кусенков.

Следующий этап, по его словам, - проработка интеграции этих набережных с прилегающей инфраструктурой, согласование проектов с городскими властями и жителями.

Дина Саттарова, директор института Градостроительного планирования города Москвы, сообщила, что при проработке основной концепции особое внимание уделялось таким показателям, как проницаемость, идентифицируемость, вовлечение в сценарий прилегающих городских территорий. Специалисты Градплана изучили зарубежный опыт создания набережных, в частности, на судоходном проливе Ист-Ривер в Нью-Йорке. Кроме того, был проведен опрос 6 тысяч респондентов – людей, которые проживают в непосредственной близости от Москвы-реки.

Дмитрий Лисицин, начальник управления комплексного проектирования АО «Москапстрой», в свою очередь, рассказал о проблематике разработки проектов набережных. «До того, как «Москапстрой» зашел на объект, уже была проделана огромная работа. На сегодняшний день можно выделить следующую проблематику: во-первых, необходимость увязки набережных с существующей и новой транспортной инфраструктурой, которая довольна разнообразна – железные дороги, автомобильное движение, метро, речное сообщение. Потом идет учет градостроительных ограничений, а также строительства жилых комплексов вдоль реки. Кроме того, существует необходимость переустройства инженерных сетей, укрепление берегов, соблюдение ограничений, связанных с природоохранными зонами», - отметил Лисицин.

Постепенно накапливаются сделанные проекты, как в центре города, например, акцентный участок в парке «Зарядье», соединяющий Красную площадь с рекой, так и на периферии. В Нагатинском затоне сделан километр новой набережной, и «Донстрой» занимается благоустройством территории возле комплекса «Сердце столицы».

«В черте города мы имеем набережные пешеходные и с улично-дорожной сетью, где возможно движение и расширение тротуаров. Выгодно отличаются те, что прилегают к паркам. В этом году выполнен Парк 850-летия Москвы в районе Марьино. Здесь создан крупный  биатлонный комплекс со стрельбищем, каждый день сюда приходят сотни людей. На 2019 год заложены проекты в Капотне, Кадашевская и Озерковская набережные, и так далее», - отметил Николай Фионов, начальник Управления развития городской среды Департамента капитального ремонта города Москвы.

Юрий Григорян, в отличие от коллег, обратил внимание не на проектные решения, а на саму суть поставленной задачи: «Мы почему-то не смотрим на права самой реки. Что хорошо для нее? Наш проект, представленный на конкурсе в 2014 году, это учитывал. Сначала дискуссия, а потом уже работа.Так возник проект «Друзья Москвы-реки»: он про то, что река может объединить городские сообщества.Под сообществами я имею в виду и судовладельцев, и жителей районов у реки, и вообще всех горожан».

Коллегу поддержал руководитель бюро АБТБ Тимур Башкаев: «Мы не должны просто говорить о том, как нам нравится река. Мы должны быть настоящими друзьями – людьми, готовыми делать подарки. Любая интеграция – по транспорту, по благоустройству, по экологии – стоит времени и денег. И у реки должны быть друзья, готовые жертвовать этим, чтобы в итоге мы получили потрясающий проект на всех слоях его бытия».

Модератором встречи выступил Петр Кудрявцев, партнер бюро Citymakers.

На фестивале «Зодчество-2018» теме реки был посвящен и стенд Москомархитектуры. Куратором выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, программу и дизайн-проект стенда разработало бюро Citymakers, со-авторы проекта парка Зарядье и концепции временного кластера ЭМА. Проект поддержан компанией «М Технология», информационный партнер стенда — портал Архсовета Москвы.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.